Впечатления, смысл, общество

            Смысл — это очень важная категория не только для индивидуального ума, но и для эффективного управления обществом, и это наиважнейшая функция сознания для выполнения данной задачи, хотя и не всегда востребованная. Надо сказать, что не всякое проявление сознания является смысловым. Оно может быть интуитивным, а также мотивированным; оно может быть интеллектуальным и даже строго логическим, но при этом совсем не обязательно смысловым. Смысл — это та особая форма управления сознательной деятельностью, при которой существует общее стремление к её позитивному оптимальному завершению с учётом и координацией с некоторой группой других деятельностей, как собственных, так и чужих. Смысловая форма управления деятельностью использует наиболее обширные ресурсы сознания, называемые мировоззренческими. Что касается смыслового соотнесения своей деятельности с чужими, это к тому же вопрос не только смысла, но и культуры, что показывает теснейшую сопряжённость этих двух категорий, культуры и смысла, и более того — их родство, т.е. истинную культуру можно рассматривать как одну из форм смысла.

            Итак, смысл — это особое состояние ума, особый режим управления сознательной деятельностью, способный осуществлять её контроль и её координацию с другими деятельностями, как своими, так и чужими. Но при этом смысл и вполне может быть подменён алгоритмическими, инструктивными или рецептурными формами управления деятельностью, которые могут внешне совпадать или не совпадать по своим итогам со смысловым целеполаганием. Тоже самое касается не только индивидуальной умственной работы, но и общественной деятельности.

            Для выполнения общественных функций, в том числе и управляющих, а также государственных, смысл тоже является, увы, не строго обязательным условием работы, и многие сегодняшние общественные и государственные процессы функционируют не по законам смысла, а зачастую по законам юриспруденции и политики, а то и личных амбиций, на сугубо личных мотивах. Но, тем не менее, будущее государства непременно должно быть связано с принципами активного участия в нём смысла, как одной из наиважнейших и наивысших функций социального сознания.

            Теперь перейдём к краткому техническому определению смысла, позволяющему осуществлять его развитие и применение.

            Смысл обычно ищут на перекрёстке явлений, на перекрёстке идей, что не удивительно в силу его координирующей функции. Это значит, что человек, решающий задачу по смыслу, должен уметь представить несколько важных процессов в их сопряжённой скоординированной динамике, т.е. в их кратком слаженном, одновременном, динамическом и поведенческом аспектах, т.е. как совокупность основных идей. На самом деле необходима способность к очень быстрому переключению от одного кратко представляемого процесса к другому, т.е. от одной эскизной идеи к другой, а это возможно, если они представлены простыми, но вполне выразительными средствами, может быть, с ещё неясными формами, но с уже определённой направленностью на род деятельности. Такими подходящими объектами для управления поведенческими идейными представлениями необходимыми смыслу являются впечатления.

            Впечатления оптимальны в этой роли, поскольку являются непосредственными предшественниками представлений в последовательной сборке образов. Именно впечатления создают возможность быстрой оценки идей, так необходимых при смысловой работе. Пучок так называемых основных идей в их эскизном виде составляет ядро смысла, которое организует дальнейший ассоциативный поиск подходящих представлений, а вот сами идеи подбираются и контролируются по представляющим их впечатлениям.

            Впечатления не являются чёткими и определёнными объектами, но каждое из них представляет собой комплекс ощущений, организованных в единую группу при помощи эмоции. При организации смыслового ядра, т.е. при подборе основных идей, впечатления играют важнейшую оценочную роль: быструю и достаточно точную, ведь определённый комплекс фиксированных ощущений — это нечасто дублирующийся код.

            Если бы в обществе поиск ключевых идей тоже производился бы на основе впечатлений, а не на основе слишком узких, сложных и трудно подбираемых критериев, то все функции общества были бы гораздо динамичнее, чем есть на сегодняшний день. Безусловно, впечатление одного человека мало объективно, если не субъективно вовсе, а то и порой противоречит истине; но надо вести речь о возможности сбора большой совокупности впечатлений от разных людей по каждому из общественных вопросов. Современные электронно-сетевые технологии легко могут позволить осуществлять эту необходимость путём постоянно функционирующего электронного голосования. Впечатления от разных людей составляют общественное мнение. Единоличное мнение — это несистематизированная совокупность впечатлений одной личности. Такое индивидуальное мнение, как сумма впечатлений от одной личности, вполне может оказаться и ошибочным. Но совокупность впечатлений от достаточно весомой части населения, пусть даже не систематизированных, составит уже общественное мнение с достаточной долей объективности. Сама природа общественного мнения заключается не в индивидуальном, а в общественном суммировании впечатлений по одному и тому же вопросу от различных людей. Вернуть нормальный механизм общественного мнения, не подменяемого единоличным или узкогруппным критерием — вот радикальная цель новой системы, которая на самом деле является хорошо забытым старым, поскольку когда-то функционировала на социальном пространстве каждого племени. Несистематизированная совокупность впечатлений в обществе составляла всегда общественное мнение, а несистематизированная совокупность общественных мнений о ком-либо всегда составляло репутацию. Следовательно, впечатления, которые имеют возможность быть суммированными, объединёнными в группу, взаимодействующими внутри некоего общества — это наиважнейшая основа для общественных мнений и общественных репутаций, без которых прогресс общества неминуемо должен остановиться.

            Если обратно вернуться к теме смысла, как особой форме организации мышления в сознании и в обществе, то бережное отношение к впечатлениям становится ясным. Они — основа управления смысловым процессом, так как быстро координируют взаимодействие основных идей. А далее идейно-смысловое ядро уже управляет жизнью, работой, деятельностью. Общество должно упорядочить поток своих общественных впечатлений, распределить его на отдельные потоки общественных мнений и общественных репутаций, и только тогда эти впечатления будут обеспечивать смысловую работу общества. Технологически необходимо сделать впечатления рабочим телом в системе управления обществом, но не индивидуальные, а групповые, общественно-суммированные. Тогда они снова сложатся в общественные мнения, а общественные мнения сложатся в общественные репутации. На этой основе снова начнёт исправно функционировать общественный смысл, одним из важнейших продуктов которого будет и общественная воля, жестоко подавленная на данный момент.


Рецензии