Где живёт ушкуй или Что любит Умка? Тайна эволюции

   Прежде чем ответить на вопрос, где он живёт, попытаемся определить, кто же он?  Неужель тот самый, добродушный милый малыш Умка из детских мультиков?
   Ну, в общем, да.  Он самый.  «Ушкуй» – так на Севере и в окрестностях Господина Великого Новгорода, под сенью которого мирно уживались десятки славянских и финно-угорских племён, в древности называли самого сильного хищника планеты – белого полярного медведя.
   Более знакОмо современному человеку, от Природы во многом отстранившемуся, оставшееся в народном фольклоре слово «ушкуйники» - оказывается, так величали не только и не столько лихих разбойников, сколько бесстрашных охотников на белого медведя.  Это сейчас оптический прицел и крупнокалиберная мощь оружия делает охоту на зверя делом неопасным, почти игрушечным (бессовестным, добавим от себя).  В те далёкие времена схватки охотников протекали далеко не так безоблачно. 
   В словарях можно встретить иную версию словообразования: «ушкуй» – это судно, на котором плавали ушкуйники.  А белый медведь – «ошкуй».  Как-то зимой прочитал чудесный очерк Василия Михайловича Пескова о белых медведях (материал должен быть и в интернете – по идее, на сайте "Комсомолки"), где упоминается именно ушкуй. Думаю, одна буква роли не играет - особенно в диалектах. Ведь и украинский язык, возникший как диалект старославянского (некоторые современные историки начнут меня поправлять, уверяя с пеной у рта, что украинский язык древнее латинского, и что все остальные произошли от него:), показывает массу примеров, когда буквы не просто меняются, а даже меняются местами - те же "медведь" и "ведмедь" (ведмідь). А в русском - диалектов и сейчас масса (что не повод русских дробить на 5-6 наций... например, некоторые потомки переселенцев-казаков на побережье Тихого океана заметно пришепётывают, почти как поляки... об этом и о многом другом подробнее в историческом романе Николая Задорнова "Капитан Невельской").
Думаю, что ушкуй или ошкуй - роли не играет. Возможно, в те незапамятные времена так называли и кораблик, и медведя, совершающего "полярный заплыв", словно большая лодка. Подождём, что скажут лингвисты... 

   За последние полтора-два года на телеэкранах страны прошло с полдюжины документальных фильмов о белых медведях, и в том числе снятых западными операторами на русском Крайнем Севере.  На экране – бородатый дядька убегает от медведя и запирается в хижине, а здоровенная белая морда хищника тычется в двери, в стёкла окон, и в результате уходит восвояси.  Судя по звучавшим комментариям, белый медведь не так уж и опасен – если, мол, знать, как себя вести, учитывать привычки и повадки «полярного властителя». 
   Мнения о степени опасности полярного хищника разнятся – «варьируют» даже у специалистов, зоологов, полярников, охотников… Стоит ли удивляться этому, если крупные особи могут набирать вес до восьми центнеров!  (а если верить «рассказам рыбаков», то и на тонну потянут :)

   В «Этногенезе» (есть такой интереснейший книжно-сетевой проект с удобными по многим причинам аудиоверсиями), а точнее, в той части, что именуется «Миллиардер» (http://etnogenez.ru/chingis_han/, http://etnogenez.ru/milliarder/), о белых медведях звучит следующее:   
   «…Люди заметили на склоне холма двух жёлто-белых медведей…
   …Запомни, малышка: увидишь таких вот «умок» - кричи громко, беги быстро, желательно под защиту дядей с ружьями. 
   - А что, это так опасно?..
   - Девушка, полярный медведь – самый опасный зверь на свете, крупнейший наземный хищник.  Человека он убивает одним ударом… Умный, свирепый, любопытный – он настоящий бич зимовок и арктических станций. Не дай Бог встретиться с ним один на один во льдах! Всё, господа…»
   (http://etnogenez.ru/milliarder/) 

   Действительно, есть в повадках белого медведя отталкивающие особенности.  Так, папаши-медведи не прочь прожевать своего же медвежонка – потому вот мамаша и гонит их рёвом и, если надо, клыками (а они не маленькие!) подальше от логова.  Но подобные скверные привычки есть и у домашних любимцев человека – тех же котов и собак. 
   Зато плавает белый медведь – классно! 
   И, главное – судя по всему, ЛЮБИТ это дело!.. А также любит кушать рыбу, тюленей и… Стоп-стоп, хватит, остановимся на этом.
   Он плавает настолько хорошо, что многие люди – с вертолёта или с палубы океанского лайнера – видали удивительную картину: вокруг до горизонта, сколько ни всматривайся, нет и намёка на твердь земную или хотя бы ледяную… а вот он, белый мишка, уверенно плывёт в ледяных волнах, и чувствует себя отлично! 

   Прямолинейность не только в уверенно выбранном направлении «полярного заплыва», но и в характере «мишки».  Если бурый собрат склонен к внезапным вспышкам ярости, чем напоминает непредсказуемых клыкастых приматов – шимпанзе – то белый медведь достаточно предсказуем.  Его нервная система устроена куда как надёжнее – да и не выжил бы он в безбрежных ледяных просторах, если б капризничал, «устраивал сцены» и нервничал по пустякам.  «Нервная система не восстанавливается!» - говорит нам северный обитатель.  Мы-то с Вами знаем сейчас, что всё-таки могут восстанавливаться нервные клетки – но, конечно, в меньшей степени, чем любые другие.
   Да и однообразие снежных или водных пространств Северного Ледовитого океана, видимо, наложило свой отпечаток на простой и конкретный характер зверя. 
   Можно предположить, что все излишне возбудимые и нервные пациенты «Полярной клиники» вымерли миллионы лет назад – остались только ребята крепкие и относительно спокойные (хоть и вечно голодные), приспособленные к несению нелёгкой «северной службы», к тяготам и лишениям бесконечных полярных будней. 
   Долгая полярная ночь – равно как столь же долгий полярный день, по полгода «на брата» – вероятно, тоже поучаствовали в эволюционном формировании современного белого медведя. 

   Интересная вещь – эволюция.  Вот, мы видим, что белый медведь легко проплывает не просто десятки – СОТНИ километров по ледяным водам океана… Практически, неделями, если не месяцами живёт в воде! 
   И мы знаем, что многие морские животные – тюлени, дельфины, касатки – вернулись в море, вволю пожив на «пограничной территории» - близ берегов.  Вернее, перешли на ПМЖ в море их далёкие предки – десятки, сотни миллионов лет назад.  Постепенно лапы становились ластами, «хвостами», дыхание совершенствовалось (десять минут под водой – не проблема, и полчаса без воздуха тоже нормально – запасы кислорода есть в крови, держатся в лёгких), вот привычка выкармливать молоком детёнышей, слава богу, осталась.  На то они и млекопитающие – хоть так разнятся от наземных братьев по внешнему виду!..
   …И вполне возможно, что через пару тысяч или через какой-то миллион лет в северных морях, кроме клыкастого хищника морского леопарда, появится ещё один «зубастик», похожий на тюленя – морской медведь…
   Кстати, в латинском его названии (Ursus (Thalassarctos) maritimus P h i p p s) уже сейчас честно фигурирует прилагательное «морской» – «maritimus».  Полностью – Thalassarctos maritimus.  Представляете себе?!   
   Эволюция, братцы, такое дело…
   Север - тоже дело тонкое!


Рецензии
Спасибо, Андрей, за интересный разговор, любопытную информацию и любовь к природе и родному языку.
С уважением,
Анна

Анна Дудка   01.02.2011 19:31     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анна! У меня ведмедь, а у Вас, к примеру, нечто покрасивше - ромашки (правда-правда, я только что заходил :)

Андрей Рябоконь   30.06.2011 23:52   Заявить о нарушении