На зимней рыбалке

               


Обычный двор. Три хрущевские пятиэтажки буквой П.
Так часто ставят свадебные столы. Воздух так же прозрачен, а снежные, большие, бесформенные хлопья плавны, как в подарочном стеклянном шаре. Ранее утро. Февраль. Мороз…
По ночному девственному снегу между домами идет человек. Сразу видать - не праздный. Унты, крепкий теплющий тулуп, меховая шапка и, главное - висящий с ремня на боку массивный деревянный ящик.
Навстречу, сразу бросается в глаза, идет человек праздный: ботинки, синтетическая трехцветная лыжная шапочка, куцая курточка и, главное - беспечная нецелеустремленная хода.
Человек не праздный, им оказывается 14-ти летний Санёк по прозвищу Треля, сравнявшись с 17-ти летним праздным Димоном, чинно останавливается, обстоятельно не торопясь стаскивает рукавицу, толстую, брезентовую, закатанную выше запястья мехом к морозу.
- Здоров, Димон!
- Здоров, Санёк! - приветствует Димон, доставая голой, ещё не успевшей озябнуть рукой, пачку сигарет «Космос». Предложив Саньку сигарету, безразлично спрашивает, глянув на не двузначный ящик.
- На рыбалку?
Санек затягивается:
- Иду, и сердце радуется, Димон! Сейчас через сосны, а там, как в сказке! Красота!!! Тишина!.. Пришел на Ингул. Людей - море! Я не тороплюсь. Посижу, покурю, посмотрю, поспрашиваю. Потом. - Санёк затягивается, через нос выпускает дым, мотает головой и плотно на силу закрывает глаза, как бы сдерживая захлестнувший его восторг.- Буравлю лунку! Достаю мормышку, определяю глубину и давай стегать окуней, плотву! Надоело, замерз, - Санек снимает с плеча рыбацкий ящик, открывает и показывает Димону на бутылку водки, лежащую на дне, - Налил водочки, дёрнул, крякнул. Бабка сальца положила, яичек, картофанчик, огурик, хлебца. Закусил, закурил, и снова давай окуней стебурить! Вокруг тишь, благодать, свежий воздух. Пошли, Димон, со мной!
- Вот, блин! Предложение хорошее! Но ты будешь окуней стебурить, а я сидеть - смотреть?
Санёк аж расцвел.
- Ди-и-мчик, как ты мог подумать обо мне такие гадости?! Хи-хи-хи! У меня и на тебя удочка найдётся!.. А сигарет у тебя много?
- Только что пачку отрыл.
- Ну, так идем! - даже с претензией, равнозначной словам: «Так чего же мы стоим?», округляет глаза Санек.
         - А я не замёрзну?
- Замёрзнешь - я тебе тулуп дам. Пошли!
Димон глядит на унты Трели и с сомнением смотрит на свои ботинки. Санёк мгновенно перехватывает взгляд и предваряет возникший вопрос.
- Да что ты как девочка! Замёрзнешь - водочки выпьем. Не поможет - домой пойдём. Я тебя не оставлю! Но ты даже не переживай. Холодно тебе не будет… Потом спасибо скажешь! Время проведёшь… ну не мне тебе говорить!
Димон, уже давно решившийся, вздыхает.
- Ладно, Треля, пошли. Только учти: я сам домой не пойду!
Треля взваливает ящик на плечо, другой рукой обнимает Димона за плечи и увлекает его в сторону свежего воздуха, тиши и благодати…
Сомнения стали одолевать Димона, когда они прошли половину сказочного, зимнего, соснового бора. Когда же они ступили на крепкий лед Ингула, и взору сманенного приятеля представилось белое безмолвие, изредка нарушаемое потрескиванием одинокого камыша, сомнение как-то само по себе  трансформировалось в убеждённость и раскаяние.
Убеждённости добавляли и руки Димона, которые никак не могли согреться ни в карманах брюк, ни в карманах куртки.
- Санёк, дай рукавицы погреться. Холодно - труба! А где же рыбаки?
- Держи, брат! - протягивает рукавицы Санёк и берется за бур. - остальные ещё не подошли. Рано!
Димон засовывает озябшие руки в тёплый кратер рукавицы и чувствует, что это пока нравится ему больше всего, и про это он с уверенностью может сказать: «Не пожалеет».
Санёк, тем временем, пробуравил лунку и стал распутывать удочку. Димон, наблюдая, попросил:
- Санёк, я на зимней рыбалке первый раз. Никогда не был. Пробуравь и мне. Я не умею. Ты себе за пять минут сделал лунку, а я без опыта пол часа мучиться буду, нервничать.
Санёк с тяжелым вздохом поднимается с ящика, берёт бур и начинает вращать. Закончив вращательные движения,  достает бур и подает Димону ложку с длинной ручкой для выуживания пельменей из кастрюли.
- Выбирай лёд из лунки, чтобы была чистая как у меня.
Тем временем Санек выставляет глубину и через секунду дергает.
- Ой! Моя девочка! А ну иди сюда, я тебя поцелую!.. Окунёк Маленький, но на посол сгодится!
Не успевает Димон выплеснуть из ложки последние кусочки льда, выуженные из чёрной недружелюбной лунки, как Санек покровительственно командует:
- Тю-тю-тю! Тихо, тихо  сынок! Не брыкайся!.. Ого! Плотвичка! Грамм на триста будет! Это на сковородочку!
У Димона в жилах бегает азарт и он забывает, что замерз окончательно.
- Санёк! Всё, готово дело! Нет льда! Дай удочку. Только помоги мне её закинуть, или, как там? Опустить… Я не в курсе.
Санёк, уже с явным раздражением, встаёт с ящика, открывает его и бросает на лёд удочку.
- На, распутывай! Димону не нравится ни его тон, ни его жесты.
- Слышь, Треля, я же тебе говорил, что на зимней рыбалке первый раз! Я гребу как её распутывать, закидывать! Помоги!
Санёк с тяжёлым, старушечьим вздохом встаёт с ящика, подходит к лежащей на льду удочке и говорит:
- Смотри за моим кивком. Дёрнется - подсекай!
Довольный Димон садится на ящик. Берёт в руки трелину удочку и со смехом спрашивает:
- Кто «такая» кивок?
- Чёрная резинка! Вот эта! - не на шутку пенится Санек. - Задолбал ты меня!
- Не понял! Чёте трудно кенту показать? Помочь трудно? Треля, ты офигел!
- Ладно-ладно, завёлся - мягчает, распутывая удочку Треля - Я тебе щас и удочку распутаю и глубину выставлю… Вот так... Ровненько... Давай по сотке, а то я что-то замёрз. Снимай рукавицы, пока я налью.
Приятели выпивают. Причём, пока закусывают бабушкиным салом, Треля вытаскивает ещё одного окуня, а один срывается.
- Ну, что, Димон, давай, чтобы интереснее было, один окунь или плотвичка - двадцать копеек.
- Не понял?
Ну, например, ты десять словишь, а я пятнадцать. Или наоборот. Разница умножается на двадцать копеек. Мы с пацанами всегда так делаем, чтобы интересней было!
- Так ты, сколько уже словил! - возмущается Димон.
- Смотри: раз, два, три…- перекладывает рыбу Санёк. - Че-е-е-ты-ыре-е-е. Хорошо! - вытаскивает он очередного окуня. - Этот не считается. Ну что, погнали по нулям!?!
Под конец рыбалки у Трели было 24 штуки, кроме тех четырёх, а у Димона даже поплавок не дёрнулся.
- Всё, Треля! Что это за фигня!Почему у меня не клюёт?! - не выдерживает Димон,у которого кроме неудачи в рыбалке ещё зуб и на зуб не попадает.
- А я знаю? - сдвигает плечами Санёк, таращит глаза и опускает уголки губ, становясь похожим на окуня. - Наживка хорошая. Ты же менял ее сколько раз! Поплавок стоит…, может, я просто в яму попал, а твоя лунка рядом, на мели?
- А я знаю? - кипятится разгоряченный неудачей, водкой и морозом Димон. - Ты у меня спрашиваешь? Давай лунками поменяемся!
Санёк смотрит на Димона, как на человека предложившего что-то неприличное.
- Димон! Ты хоть весь Ингул обойди, а добровольно свою лунку тебе никто не отдаст! Тем более такую!
- Тогда всё, Треля! Пошли домой, я замёрз!
- Тю-тю-тю, моя хорошая! Иди к папочке. Димон, давай еще посидим!
- Не-е-т!!! - горланит Димон. - Харэ!! Пошли домой!
Санёк нехотя соглашается.
- Ну, как скажешь, домой так домой. Я и сам хотел предложить. Двадцать пятую ждал. Теперь ровно пять рублей. Без обид?
- Хоть десять. Давай быстрей! Я кажется ноги отморозил. Раньше болели, а сейчас вообще не чувствую. Будешь меня нести, собака!
Треля, радостно хихикает, подходит к Димону и с сочувствующим видом говорит:
- А ну покажи, что там у тебя за ерунда?
Начинает смотреть крючок, поплавок, обнюхивает наживку. Замирает в раздумье. Затем берёт бур и опускает в свою лунку. Что-то отметив пальцем на рукоятке подходит к лунке Димона и опускает бур туда. С удивлением смотрит и чешет вспотевший лоб. Затем садится на корточки и начинает смеяться. Выхохотавшись вволю  он подходит к Димону и робко, по щенячьи заглядывает ему в глаза и говорит странную фразу:
- Димон, ты не поверишь, брат. Я не хотел!
При этом продолжает смеяться, отворачивая ликующее лицо от холодного выжидательного взгляда Димона.
- Треля, хватит ржать! Я замёрз! Что не так, падло? - чувствуя нехорошее спрашивает Димон.
- Димон, прости! Ха-ха-ха! Я тебе лунку не до конца пробуравил. Ха-ха-ха! - Санёк падает на снег и начинает безудержно смеяться и дрыгать от восторга ногами. - А-а-а! Ха-ха-ха! Прости, друг! Я не хотел!
- Ну, и? - требует уточнений неопытный Димон и, вдруг, до него доходит. - Так получается… получается, что мой крючок даже до воды не доставал?! Не то, что до дна! А лежал в высверленной дырке? Во льду?
Они пошли домой. Санек простил Димону долг. Димон ноги не отморозил и простил Санька, но зимнюю рыбалку возненавидел люто и зарёкся не ходить на неё до смерти.


Рецензии