Учебные неврозы

Учебные неврозы появляются в упорном нежелании посещать школу.
Невроз характеризуется следующими симптомами:
* беспричинное беспокойство сопровождается такими психическими расстройствами, как фобии или компульсивное (Компульсивность навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо) поведение
* человек,страдающий неврозом,полностью сохраняет контакт с действительностью.
* расстройство не приводит к нарушению социальных норм  в широком смысле слова, хотя невротик считает своё состояние неприемлемым[М. Кордуэл Психология А-Я М.:Гранд, с.187]
Невроз - функциональное расстройство, не сопровождаемое структурными изменениями головного мозга и может возникать при эмоциональном и умственном перенапряжении.
Невроз ожидания (Крепелин, 1908) - невротическое состояние, которое автор относит к понопатии - расстройству, возникающему в связи с трудом, деятельностью. Характеризуется чувством ожидания провала в осуществлении какой-либо привычки.369].
Невроз выражается в конфликтных отношениях с учителями одноклассниками,в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Никакие уговоры не помогают так как навыки  и мотивация к обучению отсутствуют. Заниженные требования  к выполнению заданий не стимулируют детей учиться лучше.

Невроз
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nevroz

Создание искусственного невроза: заинтересовать, привлечь внимание, раскрутить инстинкт охотника, погонять через удачу и неудачу, вызвать фрустрацию и сердцебиение...
Невроз (не клинический, а в области практической психологии) - одно из состояний душевного нездоровья, легкое впадение в негатив и трудность выхода из негатива.
Застревание в негативе. Состояние сильной неудовлетворенности ("Все плохо") и желание от этого состояния убежать (в отличие от апатии, когда состояние "все плохо" становится уже привычным).
Невроз обычно сопровождается недовольством собой и понижением самооценки, раздражительностью, зависимостью от окружающих, нерешительностью и одновременно склонностью к импульсивным реакциям.
Искусственные неврозы
Невроз можно создавать и искусственно, играя на создании желания и чередуя поочередно ощущение вот-вот успеха и "Блин, облом..." - смотри видеофрагмент из фильма Амели, где создается любовный невроз.
Любовный невроз
Любовный невроз - разновидность невроза, возникший на почве любовных отношений, иногда - созданный для раскрутки любовных отношений.
Невроз и невротик
Невротик - не вполне душевно здоров, но не очевидно, что болен. На стадии невротизма человек считается здоровым. Многочисленные персонажи переживательных телесериалов - типичные невротики. Если невротизм усиливается до настоящего невроза), можно говорит уже о заболевании.
Невроз в клинике
Невроз в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Невроз успеха
Автор - Светлана Воронкова, личный сайт
Для начала обратимся к словарям. Что такое успех?
Словарь Ушакова говорит, что успех - удача, в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
В словаре Даля слово успех происходит от слова успеть.
Что такое успешный человек?
Это человек, который не ошибается. Его любят все поголовно, и где бы он не появлялся его всегда видно. Он здоров, хорошо одет, у него всегда отличное настроение, ему все рады (а кто не рад, те злобные и завистливое неудачники).
У него отлично складывается карьера. Если он работает по найму, то начальство его боготворит и предлагает партнёрство. Если он хозяин своего предприятия, то с ним работают только преданные, умные, чистые на руку, заинтересованные сотрудники и партнёры. Клиенты его обожают и выстраиваются в многокилометровые очереди.
Конечно его финансовое положение отличное. Ему не приходится думать где взять денег на ламборджини в подарок жене ко дню свадьбы. И уж тем, более он никогда не мучился вопросом где взять денег на варежки сыну.
Он сам хозяин своего времени. Его ни когда не упрекала в недостатке внимания жена, потому что он дома всегда, когда он нужен. Он посещает все важные для детей (а у него их не менее двух) события - футбольные матчи, концерты самодеятельности, и не просто посещает, а ещё и частенько учувствуют в организации. Он всегда приходит на помощь к друзьям, а у него их много. Всегда находит время на их праздники, готов покутить с ними ночку-другую, а то и смотаться куда-нибудь на недельку.
Он не работает ночами. На все деловые встречи приходит вовремя и выглядит и пахнет так, буд то только что сошёл с обложки журнала. Сотрудники от него в восторге, а партнёры всегда предлагают самые выгодные сделки. Он проводит на работе столько времени, сколько хочет. У него не бывает авралов. А поставщики всегда выполняют обязательства.
Его обожают красавица жена. У неё ни когда не бывает плохого настроения, она и сама успешна, поэтому боготворит своего любимца и всегда всем довольна. Ведь он безупречен и в сексе и в общении.
Их дети всегда благоразумны, отличники, и чистюли. Капитаны команд, прирождённые лидеры, наделённые не дюжим здоровьем и отличным характером. Они ни когда не капризничают, всегда выполняют требования взрослых и при этом очень самостоятельны и целеустремлены.
Они всегда отдыхают в лучших отелях. Их друзья столь же блистательны, как и они сами. Они ни когда не сталкивались даже с насморком, не говоря уже о болезнях посерьёзней. Их родители всегда ими гордятся, не болеют, и ни когда не учат их жить!
Вот что такое успешные люди. И если вы не соответствуете этому описанию, то вы неудачники! И пора приняться вносить изменения в свою никчёмную жизнь!
Только вот есть несколько но….
Не бывает людей которые никогда не болеют. Невозможно не уделяя время работе получать результаты. Да и вообще такого количества времени, что бы идеально хватало на всё нет. В сутках 24 часа. Не бывает идеальных детей послушных и инициативных единовременно, либо одно, либо другое. И так далее.
Я конечно же утрировала ту картину успешного человека, что вы прочитали. И при этом не ушла далеко от истины. У каждого из нас в голове есть картина абсолютного успеха до которой мы недотягиваем, и часто мы не соответствуем этим представлениям именно потому, что они абсурдны. Ну вот ради интереса, сядьте сейчас и напишите маленькое сочинение - « я успешный(ая)». И посмотрите что получится, вы опишите утопию, в которой нет места нормальным жизненным передрягам. То есть персонаж которому вы хотите соответствовать не может быть живым человеком.
Описание, которое вам предложила я частично построено на жалобах моих клиентов. Они чувствуют себя не успешными потому, что - не хватает денег на то, что бы одеваться в Париже, родители болеют, босс недоволен, дети не слушаются, конфликты в семье, бизнес жив, но не гремит по всему миру и клиенты, хоть и довольны но с ними нужно работать, или нет в жизни женского счастья, потому что отсутствуют приличные (читай - идеальные) мужчины ( женщины).
В общем наши головы полны абсурда, который заставляет нас чувствовать себя несчастными неудачниками.
Я прошу вас задуматься вот о чём.
В начале статьи я специально привела выдержки из словарей. В первой говорится о том, что Успех это удачное достижение цели, а значит некая точка. Как правило финальная в том или ином процессе. А мы как правило думаем об успехе в протяженном времени. То есть успех - это результат. А нам хочется растянуть его в процесс.
Когда мы идём к результату всегда есть момент преодоления и научения ( если конечно мы выстраиваем что то новое, а не автоматизируем уже многократно достигнутое). В процессе научения неизбежны ошибки, потому что ошибка- показатель того, что мы учимся. В общем более подробно об ошибках я говорю во многих вебинарах и аудиокурсах, так что подробно не буду сейчас на этом останавливаться.
Когда мы осваиваем что то новое, мы неизбежно сталкиваемся с дискомфортом и неприятными состояниями. И это абсолютно нормально, так устроен наш мозг. Когда мы совершаем привычные действия, нейроны бегут по « проторенным» дорожкам. А когда нам нужно сделать что-то новое, для нейронов эти дорожки надо ещё создать, они по целине двигаются, а это не самое комфортное переживание. Вот и получается, что путь к успеху всегда нелёгок и нужно пройти через дискомфорт.
Так же хочу отметить что в любом процессе, всегда, ещё раз повторю- всегда, есть стадии развития, спада и так называемого плато, когда кажется, что ничего не происходит. Поэтому невозможно при всём желании двигаться только вперёд и вверх. А нормальное отношение к спадам и остановкам бережёт психическую энергию.
Ещё один миф - успешные люди ни когда не чувствуют себя убогими и слабыми. Ерунда! Ещё как чувствуют! Только используют эти чувства как трамплин для исправления ситуации, а не упиваются ими. И чем мучительней чувство собственного ничтожества, тем больше у нас мотивация от него избавиться. А это значит, тем больше энергии для совершения красивых и сильных действий. Тем больше желание победить. В общем от чувства не любви к себе, и ощущения « я неудачник» не надо избавляться, от него нельзя отмахиваться и загонять в дальний угол, не надо убеждать себя в том, что это не так. Надо брать и действовать!
Пикассо почти каждое утро просыпаясь устраивал жене сеанс нытья о собственной никчёмности и бездарности. А бедная женщина часами убеждала его в том, что это не правда. И после столь жизнеутверждающего начала дня он запирался в мастерской доказывать себе и миру собственную гениальность.
Я не призываю вас превращаться в злобных нытиков, отравляющих жизнь окружающим. Наша задача в том, что бы эти переживания провоцировали деятельность, а не парализовывали.
Ну и еще раз остановлюсь о том, что «успешного» живого человека быть не может. Потому что живые люди это не точка во времени, не застывшая фотография в миг получения награды. Мы проходим разные стадии. И очень часто, для того, что бы прийти к точке выигрыша нужно пережить очень большое количество неудач. Более того, придя к победе мы не можем остановить время, нам приходится двигаться дальше и опять к чему- то стремиться. А это значит, опять двигаться через дискомфорт и конфликты, которые, кстати тоже являются показателями развития.
Многие литературные произведения, многие фильмы показывают, как герой через конфликты внутренние и внешние меняется, становится сильнее и в итоге приходит к победе.
Второе толкование слова успех которое я выбрала из словарей говорит о том, что слово успех в русском языке происходит от слова успеть. Можно успеть, а можно и опоздать. И это ещё одна из причин невроза успеха. Мы загоняем себя, бежим, сломя голову, не давая себе времени собраться с силами. И наша жизнь вместо того что бы течь органично превращается в бешенную гонку.
В то время как для чётких действий нужна продуманность, а не судорожное движение. А рост мастерства процесс не быстрый. Успех хорош и в 17 и в 40 и даже в 60 не теряет своей прелести. К тому же у каждого из нас за плечами уже есть точки успеха. Поэтому внутренняя спешка и напряжение абсолютно излишни. И лишают нас той энергии, что можно было бы направить на достижение результата. За которым вновь последует процесс. И так до самой последней точки.
Ну и напоследок, хочу предложить вам простое упражнение, которое за месяц ( если вы его будете делать) сильно изменит ваше самоощущение, а некоторые мои клиенты говорят, что ещё и притянет успех в вашу жизнь.
Это упражнение описывает Бодо Шефер. Вам нужно каждый день, на протяжении месяца, записывать в дневнике 5 вещей за день в которых вы сегодня достигли успеха.
Вот и всё пожалуй. Желаю вам много-много успехов!

Невроз отличника – пример работы психолога
Автор статьи Е.В. Мурашова
- Это совершенно ужасно! То есть я хочу сказать, что это совершенно ужасно выглядит! - печально, но энергично сказала молодая, хорошо одетая женщина. Она сидела на стуле, прижимая к себе дорогую сумку из хорошей кожи и теребила-перебирала ее длинный ремень.
Ее дочь со сказочным именем Василиса сидела в кресле напротив меня. У девочки было приятное, несколько простоватое лицо, крупные правильные черты, плотно сбитая фигура и крепкие ноги, туго обтянутые белыми колготками. На Василисе было также тяжелое широкое платье из темно-зеленого бархата с белым кружевным воротником и кружевными же манжетами. И воротник, и манжеты выглядели туго накрахмаленными. Больше всего на свете Василиса напоминала только что прошедшую превращение Царевну-лягушку, в которой еще сохранилось что-то отчетливо лягушачье.
Мама Василисы рассказывала просто, без излишней экзальтации, но с идущими к делу эмоциями, именно так, как, в общем-то, и должен строить свой рассказ умственно и эмоционально полноценный человек. Слушать ее было приятно, хотя тема рассказа к тому вроде бы не располагала. Дочь слушала очень внимательно, никаких реплик и даже жестов себе не позволяла. Хотя речь шла именно о ней.
- Перед школой я много занималась с Василисой. Я как раз тогда потеряла работу и времени у меня было достаточно. Вообще она очень способная девочка, читать и считать научилась очень рано, и идти в школу хотела еще в предыдущий год. Но я была против, так как ей тогда только-только шесть лет исполнилось. Зачем перегружать ребенка - так я тогда подумала. Василиса пошла в школу в семь лет, как все дети. Школу мы выбрали хорошую, тестирование Василиса прошла легко. Правда, меня тогда очень удивила ее реакция. Она так нервничала, как будто решалось невесть что. Я успокаивала ее, говорила, что все эти задания для нее просто тьфу (так оно на самом деле и оказалось), что, в конце концов, на этой именно школе свет клином не сошелся, и в городе еще полтысячи школ, многие из которых еще лучше этой, но она как бы меня не слышала. Я говорю об этом потому, что, может быть, это важно для понимания того, что происходит сегодня.
Я энергично кивнула, потому что это действительно было важно.
- Так вот, она меня как будто не слышала и слышала только то, что происходит где-то там, внутри нее. Но потом все как-то обошлось, то есть не обошлось даже, а кончилось очень хорошо, Василису все очень хвалили и зачислили в самый лучший «а» класс.
Она с самого начала училась очень хорошо, но мы так и ожидали. В самом деле - девочка способная, подготовленная, аккуратная - почему нет? Учительница часто ставила Василису в пример другим детям, но вы не подумайте, что моя дочь от этого зазналась или еще что-нибудь такое. Василиса очень ответственная девочка, она понимала, что если ее ставят в пример, то нужно учиться еще лучше. И она всегда готова помочь другим, если нужно. Кроме учебы, в ее классе протекает весьма активная, как это раньше называли, общественная жизнь. Они ставят спектакли, готовятся к разным праздникам, выпускают стенгазету. Василиса принимала во всем этом активное участие, иногда дома что-то рисовала, учила, иногда задерживалась в школе. Я была не против, потому что мне казалось, что это полезно для общего развития. Может быть, это была перегрузка? Но ведь многие дети учатся в школе и одновременно посещают несколько кружков, и ничего с ними не происходит. А Василиса никаких кружков не посещала. Не знаю.
Первый класс Василиса закончила на одни пятерки, лучшей ученицей в классе. На лето с бабушкой ездила на дачу. Там купалась, загорала, ходила в лес, ела ягоды и фрукты - словом, отдыхала. А когда приехала в город, и снова пошла в школу, в конце первой четверти - началось...
- Как именно это началось? С чего?
- Да в том-то и дело, что ни с чего. Накануне вечером все было хорошо. Василиса пришла из школы довольная, получила три пятерки, рассказала, что они будут ставить новый спектакль и Вероника Ивановна обещала ей главную роль, нормально сделала уроки (иногда она сидит допоздна, но именно в этот день все было довольно быстро), поужинала, легла спать. Утром тоже все было нормально. Встала, сделала зарядку, умылась, села завтракать. Не успела съесть кашу, как вдруг - рвота. Мы ужасно испугались, о школе, разумеется, не могло быть и речи. Вызвали врача. Врач пришел, осмотрел, помял живот, сказал: «Все нормально, никакой хирургии нет, может быть, переутомление от школы. Сдайте на всякий случай анализы и попейте витамины». А она все лето эти витамины центнерами ела. И я не врач, конечно, но какое же может быть переутомление от школы в первой четверти? Анализы мы, конечно, тут же сдали. Все нормально. Через день - опять рвота. Да какая! И опять утром. Потом - вечером. И пошло. Василиса бледная как полотно. Пытается меня успокаивать, но видно, что сама перепугана донельзя. Еще бы!
Вот так и живем уже второй месяц. Обследовались уже у всех возможных специалистов. Нашли шумы в сердце и плоскостопие. Сами понимаете, что к нашим симптомам ни то ни другое не имеет никакого отношения. А оно то затихнет, то опять. Не знаем, что делать. Вот, посоветовали обратиться к вам.
- Правильно ли я поняла, что Василиса по характеру всегда была аккуратной и ответственной девочкой?
- Да, да. Она спать не ляжет, пока все уроки не выучит. И подгонять ее, как других детей, совершенно не надо. Все сама.
- А за двойки вы Василису ругаете?
- А у меня никогда не было двоек, - впервые подала голос сама Василиса.
- А если бы были, как ты думаешь, мама стала бы ругаться?
- Я думаю, что нет, - честно подумав, сказала Василиса.
- Назови, пожалуйста, самый хулиганский поступок, который ты совершила в своей жизни. Ну, там стекло разбила или учительнице кнопку на стул подложила...
- У меня никогда не было таких поступков, как вы говорите. Поэтому я не могу сказать... Однажды я случайно разбила бабушкин бокал, когда протирала его полотенцем.
- Бабушка очень ругалась?
- Нет, она совсем не ругалась. Наоборот, она меня утешала, потому что я очень плакала. Бокал был очень красивый, мне было его жалко.
- Скажи, Василиса, а тебе снятся сны?
- Да, конечно.
- А кошмары среди них бывают? Ну, что за тобой кто-нибудь гонится, ты куда-нибудь падаешь или на тебя что-то падает и все такое...
- Нет, такого я не помню. Бывает только, что я что-нибудь не успела к школе сделать или тетрадку дома забыла. Вероника Ивановна говорит: «Дети, откройте тетради». Я лезу в портфель, а у меня там вместо тетрадок яблоки лежат. С дачи. - В этом месте Василиса позволила себе осторожно улыбнуться. - Но это, наверное, не кошмар, потому что Вероника Ивановна добрая.
- То есть она не стала бы ругать тебя за забытую тетрадь?
- Вообще-то она иногда ругается, но на меня - никогда. А про тетрадки я не знаю, потому что никогда их не забывала. Только во сне. - Василиса улыбнулась еще раз.
После окончания разговора я отправила Василису в другую комнату рисовать проективные рисунки.
- Как вы думаете, что с ней такое?! - не скрывая больше своей тревоги, воскликнула мать. - Все врачи разводят руками, а мне иногда кажется, что это что-то совсем страшное. Я второй месяц по ночам не сплю, таблетки глотаю... Как вы думаете, это пройдет?
- Я думаю, что это невроз, - сказала я. - И я думаю, что ждать, пока он сам пройдет (хотя это и возможно), не стоит. Я думаю, что его надо лечить.
Итак, если я предполагаю, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.
Предневрозный характер - имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать - это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков.
Далее. Клиническая картина - более чем налицо. На первый взгляд, симптом всего один - рвота, но это только на первый взгляд. Мать в разговоре упоминала о том, что Василиса уже больше года с трудом засыпает, под глазами у нее к концу дня - синие круги, иногда плачет по пустякам, в прошлом году под бровью почти месяц дергалась какая-то «жилка» (скорее всего - тик). Итак, есть клиническая картина.
Как обстоит дело с внутренним конфликтом? По идее на его характер должен опосредованно указывать основной симптом.
Иногда это «указание» выглядит весьма своеобразно. Так, например, один из коллег рассказывал следующий случай. Женщина узнает о том, что ей изменяет муж. Ее принципы требуют немедленного развода. Но муж кормит ее и двоих несовершеннолетних детей. Уходить ей некуда. Специальности у нее практически нет. Но и «поступиться принципами» она тоже не может. Тогда из этой тупиковой ситуации находится выход - в болезнь. Женщина заболевает истерическим неврозом, у нее парализует обе ноги. Теперь она просто физически «не может уйти» от мужа, а симптом ясно и недвусмысленно указывает на локализацию внутреннего конфликта.
Итак, имеющийся у нас симптом - рвота. О чем же он нам говорит? Рвота - это не тошнота, не отрыжка, не другие желудочно-кишечные расстройства. Это симптом демонстративный, сильный, внешний. Что такое рвота в представлениях отличницы и аккуратистки Василисы? Нечто грязное, непристойное, отвратительное. То, что шокирует окружающих, то, что невозможно скрыть, перетерпеть. То, чего не должно быть. Отсюда уже рукой подать до внутреннего конфликта. У Василисы воспитанием и рано присоединившимся к нему самовоспитанием подавлена и вытеснена в неосознаваемое ровно половина ее личности - та, которая отвечает за шалости, дерзости, ребячливость и прочие подобные вещи. Но Василисе всего 8 лет и даром подобные «штучки» ей не проходят. Следовательно, имеем внутренний конфликт - между сознательной установкой «все должно быть правильно, вовремя, положительно» и воплем из неосознаваемой части психики «быть всегда положительным и всегда выглядеть пристойно нельзя!». Отсюда же - «непристойный» характер симптома.
Сложнее обстоит дело с психотравмирующей ситуацией. Ее вроде бы на горизонте нет. Считать таковой длительное напряжение и попытки делать все и всегда правильно - довольно большая натяжка. Ведь у Василисы пока все получалось. Почему же срыв произошел именно тогда, в начале первой четверти второго класса? Но и здесь есть некоторая зацепка. Когда я расспросила Василису о предполагаемом спектакле, Василиса с нескрываемой радостью сообщила мне о том, что из-за ее болезни главную роль отдали другой девочке, а ей досталась роль положительная, но малозначащая.
- А разве не обидно, что главная роль досталась не тебе? - поинтересовалась я.
- Нет, что вы! - очень искренне ответила Василиса (мне показалось, что лживость отнюдь не входит в число ее недостатков). - Там же столько слов надо было учить. А сейчас у меня совсем мало - всего одна страничка. Я ее уже выучила, так что мне даже на репетиции можно не ходить. Но я все равно иногда хожу, сижу в зале, слушаю.
С некоторой натяжкой, но все же можно предположить, что Василиса, разумеется, не осознавая этого, была роковым образом «травмирована», получив еще одну почетную нагрузку - большую главную роль в новом спектакле, и именно это послужило «спусковым крючком» для развития невроза. Отсюда несколько яснее становится и момент с психологической защитой. Отвратительный симптом тем не менее позволил Василисе «отвертеться» от главной роли и существенно уменьшить ее участие в общественной работе в целом. Кроме того, возможно, что из-за болезни и сама Василиса смогла разрешить себе какие-то мелкие послабления, о которых я просто не осведомлена.
Итак, все компоненты невроза вроде бы налицо. Пора начинать лечение. Ясно, что оно должно быть комплексным. Посоветовавшись с невропатологом, мы решили никакого медикаментозного лечения пока не проводить и ограничится психотерапией.
Маме были выданы рекомендации поговорить с учительницей и в разговоре настаивать на следующем.
1. Снять на время все общественные нагрузки с Василисы.
2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не ставить Василису в пример другим детям. При надобности хвалить лично ее, других детей совершенно не упоминая.
Далее я посоветовала маме создать атмосферу «хулиганства» в семье, действуя по мере сил и фантазии.
- Кидайтесь подушками, опрокиньте чернила на что-нибудь очень нужное, - серьезно советовала я, не обращая внимания на восковую бледность мамы. - Бейте посуду, получайте двойки, пишите на стенах в парадной, позвоните кому-нибудь по телефону и посоветуйте запасаться водой, так как ее скоро отключат. Через полчаса позвоните по тому же номеру и посоветуйте пускать в набранной воде кораблики.
- Я вас поняла, - шепотом сказала мама. - Я попробую.
С самой Василисой я работала по методу, который условно называется сказкотерапией. Ребенок при минимальном участии психотерапевта сочиняет сказку. В проблемах героев сказки, естественно, отражаются собственные проблемы ребенка. Решая их вместе с психотерапевтом, развивая и завершая сюжет, ребенок вплотную подбирается к разрешению собственного внутреннего конфликта, а значит, и к преодолению невроза. Естественно, что все так просто только на словах. На практике добраться до подлинного конфликта таким способом бывает очень нелегко. Но Василиса для «настоящей» психотерапии была еще слишком мала, а для игровой терапии слишком серьезна. Поэтому особого выбора у меня не было.
За сочинение сказки Василиса принялась охотно. И конфликт в сказке был как на ладони - до тошноты положительная девочка Ася и ее антипод - отрицательная героиня Танька. Я уже почти торжествовала - достаточно было подружить Таньку и Асю, слить их в один персонаж, и вот уже преодоление внутреннего конфликта достигнуто и долгожданная победа над неврозом - у нас в руках. Но не тут-то было. Василиса категорически отказывалась признавать Таньку и ее достоинства. И никакие мои увертки и приемы не помогали. Бились мы почти месяц, пока наметились какие-то сдвиги.
Тут и со стороны мамы подоспела помощь - она каким-то образом уговорила Василису положить бабушке в компот пластмассовую рыболовную муху. Да еще два раза Василиса ложилась спать, так и не приготовившись к уроку природоведения. И учительница, встревоженная состоянием девочки, честно выполняла мамины просьбы - никаких общественных нагрузок, никаких публичных похвал. Приблизительно через пять недель Василиса немного расслабилась и отвратительный симптом тут же исчез, сгинул, как будто его и не было. В это же время подошла к концу и наша «долгоиграющая сказка». На последнем сеансе Василиса призналась мне, что если бы было можно и не задавали так много уроков, то она хотела бы ходить в кружок керамики при школе. Дети там сами лепят из глины, а потом расписывают... Так красиво. Я уверила Василису, что ее мечта вполне реальна.
Завершая статью, хочу познакомить вас с Василисиной сказкой (разумеется, я привожу ее в значительном сокращении, опуская многочисленные повторы и подробности).

Жила одна девочка, и звали ее Ася. У нее было девять братьев и сестер, и еще мама и папа. Она была очень послушная, и всегда маме помогала, а гулять ходила только туда, куда ей разрешали. И больше ей никуда и не хотелось. И все ее братья и сестры тоже были очень послушные и хорошие, и они никогда не ссорились и не дрались из-за игрушек, а во все игрушки играли по очереди.
Однажды к ним в поселок приехала еще одна семья и поселилась по соседству. В этой семье была девочка Танька (ровесница Аси) и еще два ее старших брата. А Танька всегда плохо себя вела, и ничего не хотела по дому делать, и убегала одна гулять в лес. Ася с Танькой не дружила, потому что зачем ей с такой плохой девочкой дружить? Ася дружила со своим братом, который ее был на один год старше. И звали его Коля.
Но вот Танька стала Колю к себе переманивать. И Коля стал с Танькой играть, потому что с ней интересно и всегда какое-нибудь баловство она сделает. Дома Таньку ругали, но сделать с ней ничего не могли. А Ася не хотела, чтобы Коля с Танькой дружил, и она стала за ними следить.
А Коля с Танькой взяли лодку и поплыли на ней по реке. И плыли весь день и всю ночь. А Ася увидела, как они уплывают, и позвала с собой своего старшего брата и старшую сестру, и еще Танькиных братьев, и они все взяли еще одну лодку и поплыли в погоню. А Танька с Колей остановились на ночлег в горах, развели костер, сварили кашу и сидели у огня и разговаривали. Но тут они увидели, что за ними гонятся, и побежали. Они не хотели, чтобы их поймали, потому что боялись, что их накажут, и еще потому... потому что Танька любила свободу.

И они гнались за ними, но не могли догнать. А Ася и все остальные повстречались с горным троллем (он такой серый, большой, страшный и каменный). Тролль, вообще-то, спал, но Танька своими криками и баловством разбудила его (она камни кидала и песни пела), и он был очень на нее злой и согласился помочь Асе и другим Таньку и Колю поймать.
Ночью Танька и Коля пробрались к лодке и поплыли дальше, но тролль устроил так, чтобы вода в реке поднялась и образовались всякие водовороты. Лодку разбило о камни, а Коля с Танькой спаслись и полезли вверх по горам. И вот они увидели вход в пещеру и спрятались там. А в пещере спала троллиха (жена тролля. Вообще-то они давно были в разводе и не видели друг друга сто лет). Троллиха проснулась и спросила: «Кто тут ?» Танька с Колей ей все рассказали, и она их из пещеры выгнала, а сама пошла своего мужа искать. И когда нашла, то с ним помирилась, и они все дальше пошли. И тролль наслал такой каменный обвал, и с горы покатились большие камни, и они должны были Таньку задавить. (Мой вопрос: «А что делал в это время Коля?») А Коля... Коля оттолкнул ее в сторону и сам попал под этот камень. Танька затащила его обратно в пещеру и там сидела.
(Мой вопрос: «Ну а как поступили преследователи?») Они все... нет, одна только Ася... Ася прибежала в пещеру и стала с Танькой драться. И победила. И они все уплыли домой (Мой вопрос: «Забрав Таньку и Колю с собой?»).
Нет, Танька и Коля остались в пещере. Танька развела костер на пороге, принесла воды, промыла Колины раны (Коля пришел в себя, но ходить еще не мог), и они сидели и смотрели на горы, на речку, на костер, на закат солнца.
В понимании Василины тут явный конец сказки. Но поскольку проблема девочки так и осталась непроработанной (сопротивление бешеное), я настаиваю на продолжении: «А как дальше сложилась жизнь твоих героев?»
Ася вышла замуж за одного из Танькиных братьев. У них родилось много детей. Все они жили счастливо и были такие же послушные и положительные, как сама Ася.
Танька с Колей тоже поженились. Они все время переезжали с места на место, потому что были путешественниками, ну, может быть, этими, которые камни ищут - геологами. Дети у них тоже были. Они им все разрешали, и дети часто убегали из дому и где-то одни болтались.
Танька с Асей помирились и писали друг другу письма. Иногда даже встречались... Очень редко.
Но однажды... однажды Ася нашла сумку с сухарями, которая была ее младшего сына, и спросила его, и он сказал (потому что никогда не врал, а Танька и ее дети всегда врали), что когда-нибудь он убежит вместе с Танькиными детьми и они будут плыть далеко-далеко... Туда, где восходит солнце.


Рецензии
Чтоб неврозов избежать..Следует распределять..http://www.stihi.ru/2011/02/02/1379
Труд и отдых..и ученье..И конечно увлеченье..

Золотую серединку постарайтесь отыскать..
Чтоб сумели очень быстро в суть задания вникать..

Чтобы стимул обученья..интересным был всегда..
Потруднее дать заданье..вы попробуйте сперва..

Чтобы ваши ожиданья..в жизни все предвосхитить..
Научитесь быть спокойным..И с самим собой дружить..

Таисия Кучина   03.02.2011 12:30     Заявить о нарушении