Долженствование

- Гадкие девки , - думаю я, еле сдерживаясь, чтобы не сказать это вслух. Правила профессиональной этики – спасение от  прямых оценочных суждений. Внутренняя речь – не обязательно внешяя.  Собираю всю волю и говорю то же самое, но вежливо и внятно, тоном обычного человека, увидевшего давно не новое явление :
- Вы же -взрослые люди, совершеннолетние...
Им только это и надо- они не дают мне договорить и почти хором , в два голоса начинают обвинять мать в том, что она  « хочет их бросить и связаться с этим проходимцем».
Пора рассказать , что мы – это психотерапевтическая группа, а я  помогаю коллеге.
Она – руководитель группы, а я  -как будто бы человек с улицы.
 С улицы, с улицы, -мы помогаем друг другу проводить такие группы, считая, что сами учимся друг у друга и лучше помогаем людям.
С этим « помогаем «, конечно, можно поспорить.
 Желающих найдётся сколько угодно и в каких угодно местах, но , похоже, не здесь. 
Я просто кожей чувствую как  мама этих девок  впитывает все их слова и становится   сильнее, словно отдаляясь от них в том невидимом нами пространстве, которое только её  жизнь. 
Правда отношений дочерей к ней  сбрасывает одну за другой шелуху условностей ,  и вот она уже голая – голая правда.
 Женщина поднимает глаза, выпрямляется.
Она только ,что услышала  как дочки одна за другой повторили слова « она должна , нам  должна».
   Я вижу как женщина собирается с духом , и вот она – пауза, за которой  мучение принятия рещения заканчивается,  и решение находит себя в слове : « Я должна не только вам, но и себе, своей жизни, где я – главная «.
Я не стала бы писать об этом, если бы мою память не украшала  встреча с этой женщиной через  год после работы в  группе.  Она окликнула меня на улице. Обняла как старую знакомую и сказала спасибо.
- Я не сказала это раньше, - она не оправдывалась, просто объясняла, - я заметила тогда, что Вы были поражены эгоизмом моих дочерей,  я же сама  была слепа, словно больна ими, больна этим « обязана, мать обязана». ..
Конечно, я ответила ей словами о том, что  благодарить она должна мою коллегу, которая  огранизовала эту группу и помогла  нам – я  искренне говорила это и о себе -  увидеть  яснее и свою материнскую любовь и свой же  материнский долг  .
Женщина показала мне обручальное кольцо на правой руке, улыбнулась  и пожелала  счастья в личной жизни.   
Уходя, мы обе одновременно оглянулись и  помахали друг другу  руками- правыми, с новенькими обручальными колечками.


Рецензии
Я знаю одну милейшую женщину. У неё четверо детей. Я всё жду и жду, когда же она поймёт, что должна не только им, но и себе. Или хотя бы у неё кончатся силы. Четверо - это не один! Но время идёт, и похоже, она решила загонять себя до смерти, не дождавшись благодарности.
У Вас получилась прекрасная новелла. С обнадёживающим финалом.

Рина Титова   04.02.2011 13:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Рина! Часто люди воспринимают роль жертвы как необходимый крест и , если он исчезает или становится легче, то они не знают как жить дальше. Иногда это называют и жертвенной материнской любовью.

Галя -Галина   04.02.2011 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.