Снова синица в руках

   Я с молодости создавал искусственный разум, и мне, наивному романтику, казалось, что именно у меня и должно получиться, но - увы! Постарел, и профессором стал, а, как до сих пор говорят иные люди,- воз и ныне там...
   Вот-вот, казалось, наконец-то, будет создано разумное существо! Но стоило покопаться глубже, как тут же становилось ясно, что создана очередная МА-ШИ-НА!.. Робот он и есть робот, каким бы совершенным он ни был. Ну, назвал я его "роботус сапиенс" - "робот разумный", - сами знаете, по аналогии с чем, а что с того?
  Постарел, так что было отчего разочароваться и мне, и моим сотрудникам. Ведь, выходило, что мы-то и на белом  свете даром жили. Это было куда обиднее, чем осознавать, что впустую потратили столько денег налогоплательщиков... Хотя, собственно, доход от наших роботов был, - и не только бизнесменам и государству, но и мы ощутили это, и мои сотрудники искренне радовались немалым деньгам, а вот для меня и солидные деньги не были утешением...
  А что оставалось делать? Смириться. Внук родной уже в детский сад ходил...
  Так я и жил, и в самом деле старея понемногу... А кого винить?.. Сам выбрал себе такую судьбу...
  Я ещё и выпивать и курить начал. Выпью, сижу у своего котеджа, мысли невесёлые одолевают... А люди? Что люди?.. Что коллеги? Что соседи?.. Притворное сочувствие!.. Посидят со мной из вежливости, а то и просто поздороваются, и отойдут... Никто не говорил, что я - неудачник, но я ещё острее чувствовал это после искусственных разговоров с этими людьми!..
  С верным роботом Артуром было куда спокойнее и естественнее. Кстати, назвал я его так в честь писателя-фантаста далёкого двадцатого века, Артура Кларка, много писавшего об искусственном интеллекте. Именно начитавшись его фантазий, я и решил воплотить на практике идею создания искусственного разума. Ну, а что вышло?..
  Хуже всего, когда на старости лет уже пора подводить итоги жизни, и вдруг начинаешь понимать, что ничего-то и не сделано!.. Даром жил!.. Что может быть обиднее?!
  Во время нервного срыва я так сильно избил обыкновенной монтировкой своего робота -слугу Артура, что тот упал и и начал дёргаться. Вот-вот отключится и окончательно откажется работать. Бедный, аж лицо прикрывал, будто ему и в самом деле было больно. Наверное добил бы, если бы сотрудники не оттащили.
  -Бездушная тварь!.. Что ты понимаешь?!.. Разве тебе доступны человеческие страдания?!. Вот тебе, вот тебе!.. - почти бессмысленно повторял я, нанося удары...
  У меня даже мелькнула мысль пойти и плюнуть на могилу этого Артура Кларка, - как будто он и в самом деле был в чём-то виноват, но я вовремя понял, что у меня у самого не хватило ума вовремя, ещё в молодости, понять, что Артур Кларк ни на что не претендовал и считал свои фантазии лишь благими пожеланиями. Понял и я это, но поздно!..
  Оттащили меня, упрекая:
  - Да вы что?.. Что вы делаете?..  Вы чуть не загубили нашего лучшего робота... Столько трудов вложено...
  - Всё равно робот, машина,- уже успокоившись, и опустившись в кресло, устало проговорил я глухим голосом.
  Все подавленно молчали, возможно, и жалея меня, а молоденькая лаборантка Агата сказала мне в лицо - единственная, которая по неопытности решилась мне возразить:
  - Ну что, если робот? Зато какой робот!.. Такого умного робота не создал никто, кроме вас!.. Это умнейший робот Земли!.. Нигде больше такого нет! Ни один из ныне живущих великих учёных не может сравниться с вами!.. А вы?.. Вы величайший в мире создатель робототехники!.. Ради одного этого стоило и стоит жить, а вы?.. Не говоря уж о прибыли... Эх, вы!..
  - Снова синица, банальная синица в руках... - пробормотал я в общем равнодушно, но и сердито, давая понять, чтобы меня оставили в покое.
  Сотрудники удалились. Лишь Агата ещё раз упрямо сказала у самой двери, повернувшись ко мне своим хорошеньким личиком:
  - Зато какая синица, Иван Ефремович! И разве так уж плохо, что вы, пытаясь поймать журавля в небе, создали лучшую в мире синицу? Не так уж и даром вы жили на белом свете, профессор!..
  ...Глубоко разочарованный, я завещал своё немалое состояние ( на одних только патентах нажил десятки миллионов) своему внуку, но при одном непременном условии: что тот не будет заниматься неблагодарными проблемами, - да что там проблемами - бесплодными попытками! - создания искусственных разумных существ. И, надо же, мой внук оказался сговорчивым...
  - Хорошо, я буду журналистом,- тут же согласился внук. - Я уже написал памфлет под названием "Е-Разум и И-Разум".
  - Так это не ново, а и ты туда же, - поморщился я. - Е-Разум - это электронный разум, насколько я понял... Многие светлые умы ещё в начале двадцать первого века писали о грядущем Царстве Е-Разума, но разве их мечты сбылись, как, впрочем, и мои?.. - тяжело вздохнул я.
  - А у меня не так, - уважительно, но твёрдло улыбнулся в ответ внук. - У меня Е-Разумом назван природный разум. Е-Разум у меня в статье расшифровывается как "Естественный разум". То есть гомо сапиенс, возникший в процессе эволюции. В том числе ты да я да мы с тобой, дед. А И-Разум как раз и означает -"Искусственный разум"... Есть к тому же целый абзац об У-Разуме...
  - А это что?
  - Ну...  У - Разум - Утопический разум.
  - Это самое подходящее название для твоей статьи, дорогой внук! И к тому же и умный! И потому не пойдёт по стопам своего дурака-деда!..
  Прошло ещё несколько лет. Состояние моё увеличилось ещё более. Большую часть его я, конечно, по-прежнему отказывал любимому внуку, но я всё же немного изменил завещание и десять процентов своего состояния завещал на премию тому, кто создаст рано или поздно искусственное разумное существо... Выжил из ума?.. Да пусть думают, что хотят, а я не могу иначе. Мне не удалось, но и я не бог. А чем чёрт не шутит?..
 
 
   
 
 
 
 
   
 
   
 
 
   
 
 
   
 
 


Рецензии
Я смотрела по телевизору передачу, в которой говорили, что роботы нападают на их создателей. С уважением.

Валентина Газова   27.07.2011 14:15     Заявить о нарушении
Бог даст, и искусственный разум создадим - СОЗНАТЕЛЬНО, и передадим ему эстафеиу познания,- что в этом плохого? Осталось "малость" - создать этот искусственный разум, но чем чёрт не шутит? Фанатики, пытающиеся создать искусственный разум, несомненно будут независимо от того, каков будет конечный результат,- слова ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО создание искусственного разума фанатиков не остановят...

Карагачин   27.07.2011 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.