Суррогаты для стерилизации душ

         
         
             Интернет и электронные книги властно ворвались в нашу жизнь.
             Это кажется удобным и полезным. Безусловно, положительное зерно в этом есть, но и проблем порождается немало. И не только тем, что печатные издания, прежде всего, книги настойчиво вытесняется из нашей жизни. Меняются и взгляды на писательский труд, на творчество, когда создавались  п р о и з в е д е н и я,  а не тексты, и содержание этих самых текстов, и отношение к информации. Началось усреднение всего и вся, стирание нюансов, чувств, национальных особенностей.
             Переход от литературной модели, когда книга рассматривалась как «учебник жизни», к новой, где она стала одним из средств информации и массовой коммуникации, породил «болезни» Слова устного и письменного, связанные с формальным подходом к классической литературе и со смешением и оскудением почти всех ее жанров.
             Вместе с культурой чтения утрачивается и культура речи. Наблюдается упрощение и огрубление речи у детей и молодежи, изобилующей стереотипами, низкопробными клише и примитивными штампами. Зачастую у детей речь бессвязная, слово оторвано от сути и от чувств и не выражает мысль. Все это вызывает тревогу у тех, кто в состоянии оценить размеры бедствия, прежде всего у педагогов и воспитателей.
             Но в масштабах планетарных подобные тревожные симптомы вырождения целых пластов национальных культур рассматриваются как потери местного значения и не только не мешают всеобщей глобализации, а как бы способствуют развитию цивилизации по единому упрощенному сценарию.
             Сценаристами, стратегами и «законодателями мод» унифицированного развития мира стала ООН, а конкретно в области культуры – ее комитет ЮНЕСКО. Это они время от времени выпускают добровольно-обязательные программы в виде Повесток дня на XXI век всему человечеству, независимо от принадлежности к тому или иному сообществу.
            
             1. ПРИКАЗАНО ВСЕ ЗНАТЬ
         
             Постулат глобалиста: «Кто владеет информацией, владеет миром»
            
             В 2005 году ЮНЕСКО поставило всех на путь «К обществам знания», указывая  стратегические ориентиры и прогнозируя планетарное будущее человечества в концепции развития обществ, выработанной коллективом западных авторов. Солидный документ, претендующий на глобальную стратегию, наполнен зыбким содержанием, крепко сшитым суровой нитью суверенного права на частную собственность.
             Имеющиеся в нем декларативные апелляции к этике взаимоотношений, ценностям и деонтологии, по сути, есть не что иное, как маневр, отвлекающий от истинных устремлений «золотого миллиарда», поскольку право на частную собственность ограничивает развитие почти во всех сферах, а в национальной культуре особенно – она испокон веков была коллективным творчеством и народным достоянием.
             Авторы концепции «общества знания» претендуют на явление миру новой модели развития обществ – модели «обучающегося общества». Она  несомненно интересна и «постоянное обновление личной и профессиональной компетенции» актуально, но в ней превалирует целеполагание успеха на мировом рынке в ущерб этическим и духовно-нравственным параметрам и остается много нерешенных вопросов по организации информационного пространства и установления «разумных пределов» и принципиальных границ свободы выражения мнений.
             Однако доступное  знание не гарантирует духовность общества, милосердие, взаимопомощь и социальную справедливость. Также знания не заменят наполнение души. Ко всякому знанию потребитель должен быть готов морально, а иногда и физически.
             Представьте себе, что в погоне за всеобщей интернетизацией удалось посадить за компьютер людоеда. Перестанет ли он пожирать своих собратьев? Вряд ли он откажется от привычного удовольствия, но, возможно, научится мыть перед едой руки и станет пользоваться салфеткой и вилкой. А если он начнет интересоваться плотностью населения на других территориях? Этакий «продвинутый» людоед…
             А теперь представьте себе подростка за порносайтом – и желательно своего, родного… И каково вам? Не страшно?
             Отследить за «источником знаний» ребенка, блуждающего в Интернет, практически, невозможно, это вам не стопка книг, просмотренная родителями.
             Умение ориентироваться  в потоке информации, способности к обучению, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной и вредной  имеют особое значение при использовании компьютера, а этому детей не учат – да и нет таких искушенных и мудрых учителей, поскольку нельзя быть универсалом во всех отраслях знаний.
             Авторы концепции «обществ знания» ратуют в своей «мировой повестке дня» за расширение базовых прав человека в информационной сфере и считают свободу выражения мнений важнейшим правом человека в становлении «обществ знания».
             Но достаточно ли отдают они себе отчёт в том, что это право наталкивается на другие права и ценности, что им могут злоупотреблять в целях пропаганды и поддержки экстремизма, национализма, терроризма и иных преступлений против человечества? Знают ли они как решить вопрос о разумных пределах и принципиальных границах свободы выражения мнений?
             Если бы был проведен на эту тему опрос, то в анкетах тут бы было  проставлено «затрудняюсь в ответе» или «нет».
             Превращая мир в планетарную школу и библиотеку, мировое сообщество создает новую информационную культуру, стирающую национальные особенности и размывающую границу между участниками процесса обмена знаниями всех возрастов и личных пристрастий.
             Человек, духовно подготовленный к самовыражению и творчеству,  расширяет свои возможности, а ищущий развлечений, наслаждений и партнеров для удовлетворения своих низменных желаний вязнет в паутине Интернета и ему плевать на потуги ревнителей «обществ знания».
             По сути, именно развлечения и наслаждения и пути к их достижению, а не знания как таковые, являются самым продаваемым продуктом, а значит и стратегической целью, апологетов глобализации.
             С ростом глобальной паутины теряется ценность знаний и чтение превращается в поиск ответов на вопросы (а их еще надо уметь поставить!), а усвоение и осмысление текста, и уж тем более роль личности автора и его духовного стержня, отходят на задний план.
             И поневоле встают вопросы: а так ли нужны нам книги, учебные заведения, библиотеки? И действительно ли торгашеская сущность  «обществ информации» исчезнет с переходом к «обществам знаний»?
             Не подтверждает ли коммерциализация и интернетизация образования обратное плюс самые неутешительные догадки о маргинализации национальных языков, культур и традиций и о глобальной угрозе воспитанию духовности личности?
             Думаю, ответ на эти вопросы знает некое виртуальное мировое правительство, ратующее за объединение божественно разнообразных наций и народностей в некую серую массу 5/6 населения планеты, послушную воле «золотого миллиарда». Именно потому и ведется ныне всеми средствами коммуникации целенаправленное форматирование всего и вся.
             И все-таки книга пока востребована, в том числе и детская. Но что читают наши дети? Нетрудно догадаться, что в основном это развлекательное чтиво с редкими вкраплениями истинной литературы.
         
             2. ТИНЕЙДЖЕР С КНИГОЙ И У ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА
         
             По результатам опросов юные тинейджеры не любят читать и читают очень мало даже по школьной программе, предпочитая всем источникам информации телевизор и рассказы сверстников об их личном опыте. Главные знания они черпают в школе из обязательной программы, на которую, кстати уже объявлена война: готовится реформа, по которой обязательными предметами в школе будут ОБЖ, физкультура и история. Остальное, в том числе словесность, по усмотрению системщиков образования.
             Независимо от пола около половины детей получают информацию из телевизионных программ, в основном, из шоу, проводя у телевизора до 6 часов в день. Любимыми каналами подростки назвали Первый канал, ТНТ, МузТВ, АВС PEN – TV (Никто не указал канал «Культура» – и это показатель!)
             К радио подростки относятся очень прохладно, если и слушают радио, то в основном музыку и анекдоты (Европа плюс, Авторадио)
             Немалое место в их жизни занимает компьютер, однако, далеко не у всех он есть. Газеты подростки читают избирательно, отдавая предпочтения скандалам, кроссвордам, статьям о кумирах, статьям о молодежи и о знаменитостях.
             Из книг весьма популярны истории про Гарри Поттера, любовные романы, «ужасы», приключения. Из русской классики читают, в основном, произведения из школьной программы. Многое зависит от вмешательства в круг чтения детей родителей, от того, что хранится в домашних библиотеках. В этих семьях и дети другие: думающие, осмысляющие действительность и знающие, что такое «работа души» и истинные человеческие ценности…
         
             3. КУМИРЫ И ГЕРОИ РОССИЙСКОГО ТИНЕЙДЖЕРА
         
             Постулат философа: «Идеал состоит в реализации своего подлинного Я»
         (Д. Мур)
         
             Опросы подростков показали, что половина ребят хотят быть похожими на «звёзд», на вымышленных героев, суперменов типа «человек-паук», на актеров, спортсменов и, конечно, на Гарри Поттера… Некоторые указали в качестве идеала и члена своей семьи  – и, скорее всего, именно эти подростки читают то, что рекомендуют в семье. Единицы в качестве достойного подражания героя были указали милиционеров и десантников, вероятно потому, что ребята видят их в ракурсе «крутых». И ни один (!) ребенок не выбрал в свои герои – созидателя, непобедимого полководца, ученого, борца за благо других, миротворца, жертвенного человека с высокими идеалами.
             Короче говоря, негусто у ребят с героями, особенно с реальными! А откуда им взяться, если о них, практически, нет ни фильмов, ни книг? И возникает вопрос: разве регулирование изданий такого рода литературы не относится к национальной безопасности?
             В некоторых странах Восточной Европы уже хватились и у них появились национальные проекты издания книг и фильмов о национальных героях от древности до настоящих дней и есть сведения, что рейтинг этих публикаций превышает все ожидания и прогнозы. И, конечно, присутствие России в публикациях этих стран минимальное.
             Как-то мне довелось как-то познакомиться с одной переводной книгой о великих полководцах мира и я не обнаружила в ней ни одного русского полководца, а ведь о непобедимости русских войск не одно тысячелетие слагались легенды.
             Нынешние «энциклопедии», по сути, «клипы информации», надёрганной из фундаментальных изданий, да и другие книжки, где картинка больше текста, не умнее.
             А какие знания несет клипповая информация «общества знаний»? Ответ простой: отрывочные и бессистемные. О героях книг нет, этому не обучают – такая информация не является коммерческой, она должна быть подспорьем гражданского воспитания – то есть тем, о чем не болит голова у глобалистов.     Сегодня налицо подмена понятий героики. Собственно понятие героя-гражданина и служителя добра исчезает, уступая место суррогатам глобализма: «суперменам» и «суперзвездам».
             По той же причине выхолащивания из информационного пространства, прежде всего из литературы, героики труда. Посему и печальна картина с выбором будущего Дела всей жизни сегодняшнего подростка.
             Девочки, в основном, мечтают стать актрисами, танцовщицами, модельерами, дизайнерами, экономистами, программистками…
             Мальчики – спортсменами, юристами, нефте-газ-магнатами, бизнесменами…
             И начисто забыты такие профессии, как инженер, строитель, летчик, космонавт, писатель, капитан корабля, ученый, полководец, путешественник, хлебороб, агроном и многие другие, дающие возможность прославиться и быть успешным в жизни.
             Прагматичному миру романтики не нужны. Увы…
            
             Специалисты (социолог В.П. Чудинова) определяют сегодняшнюю ситуацию в детском чтении как процесс смены моделей чтения соответственно статусу чтения книг в системе общественных ценностей. Изменилась не в лучшую сторону и структура читательских интересов и собственно круг чтения детей и подростков. Меньше уже читают духовно-художественную литературу.
             Как создать условия для формирования «модели чтения», ориентированной на повышение духовности и укрепление самосознания? Как изменить утилитарное отношение к книге? Как регулировать книгоиздание?
             Нужно решать все это на государственном уровне, прежде всего, ставить вопрос об ответственности всех, кто причастен к обеспечению детского чтения, к соблюдению прав детства на качественную информацию, на защиту его от растления средствами массовой информации и коммуникации, включая книгу.
         
             А хорошие книги, способные дать работу душе и противостоять глобальной усредненности, у нас есть, есть и писатели и поэты, умеющие, как писал Иван Ильин, «творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».
             И сегодня эти писатели объединяются в Товарищества и творят, и, слава Богу, печатаются. Несправедливо мало и редко, к сожалению, и чаще за свой счёт, но мы ведь оптимисты. Правда?
         


Рецензии
С Новым годом, Лариса!...

(Только не "тинейджэры", а "подростки"... Мы же русские, в конце концов!...)

Храни Вас Бог!

Сергей

Сениф   01.01.2016 16:54     Заявить о нарушении
И вас с Новым годом, Сергей! Всех благ вам, и Бог в помощь!
Верно подметили, "тинейджэры", или "подростки". Долго выбирала ещё в процессе
написания - и оставила чужое слово - для контраста. То есть акцентируя, что
детей у нас целенаправлено отлучают от сваей культуры - увы...
С уважением и благодарностью

Лариса Бесчастная   02.01.2016 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.