Мои первые шаги на посту министра образования

        Из всех министров как управленцев, стоящих на высокой ступени карьерной лестницы, я выделяю министра образования. И как любой другой, мой выбор обоснован.
        Каждый человек не только имеет право, а обязан быть счастливым. Для каждого счастье строится на ощущениях, возникающих от удовлетворения его личных потребностей, на пике положительных эмоций. Оно субъективно, однако ряд ощущений, создающих этот положительный эмоциональный фон, схожи, это ощущение комфорта, радости и значимости. Первые два зависят от окружения человека, эмоциональный фон снаружи зачастую полностью отражается внутри человека. Значимость же достигается посредством реализации его внутренних ресурсов и признания данного факта окружающими.
Какое же отношение к этим ощущениям имеет образование? Я считаю, что непосредственное. Ведь жизнь человека начинается с рождения, а с первой минуты жизни ребенок знакомится с миром посредством ощущений. Заботливые родители поддерживают положительный эмоциональный фон и уделяют повышенное внимание ребенку, чтобы он испытывал чувства комфорта, радости и значимости, тем самым улыбался. Ведь если ребенок улыбается, значит он доволен и здоров. Довольные и значимые дети проявляют больший интерес к окружающему миру, в дальнейшем к учебе и в большинстве случаев реализует свой потенциал в жизни.
        Вернемся к министру. Первым шагом на посту министра я полностью изменю систему образования и построю её таким образом, чтобы на всех стадиях развития ребенка и становления человека сохранялся позитивный эмоциональный фон, повышающий эффективность развития, а целью образования стала реализация в жизни внутреннего потенциала молодого человека.
        Для выполнения этих задач необходим комплексный подход, не просто тесное сотрудничество, а совместная работа всех образовательных институтов, как частей единого механизма. Что такое система? Это механизм, в котором однозначно взаимодействуют все составляющие, и каждый винтик в таком механизме играет свою значимую роль. Недаром для того, чтобы показать превосходную работу системы, её сравнивают с часами. Разберем этот механизм на составляющие части и рассмотрим функциональную особенность каждой.
        Всем известна образовательная цепочка детский сад – школа – университет.
В современной системе образования ребенок дошкольного возраста постепенно подготавливается к школе. Однако, во-первых, до сих пор нет единой программы такой подготовки, т.к. в различных детских садах её уровень различен, а также только малый процент детей посещают дополнительные учреждения дошкольного образования по финансовым, территориальным и иным причинам, программы которых также различны. Во-вторых, планируемого плавного перехода на следующую ступень образовательной лестницы нет. По этим причинам образование детей дошкольного возраста полностью ложится на плечи родителей, которые просто не имеют возможности полноценно подготовить ребенка из-за недостатка свободного времени и тем более соответствующей профессии. В итоге дети идут в школу с совершенно разным уровнем подготовки, абсолютно не учитываются их интересы, заново раскрываются внутренние резервы, причем после такого резкого лестничного скачка учителю в школе это сделать уже труднее.
        Таким образом, учитывая эти недостатки, а также цели и задачи моей системы образования, считаю целесообразным в первую очередь организовать сплоченную работу детского сада и школы. Ведь в раннем детском возрасте ребенка видно как на ладони. Именно в этот момент открыта дверь в его внутренний мир и специалист легко может определить наклонности ребенка. В таком возрасте самопроизвольно проявляются его таланты, и задача детского сада увидеть их, не препятствовать, помочь раскрыться. Для достижения этой задачи необходимо разработать всестороннюю программу развития ребенка на этом этапе с учетом его индивидуальных особенностей. И программу это должен реализовывать воспитатель в детском саду, а не родитель дома или другие учреждения.
        Переход детский сад – школа должен быть плавным, практически не ощутимым, чтобы не травмировать ребенка и избежать замкнутости. Для этого нагрузку дошкольного образования постепенно увеличивать, делая акцент на развитие тех областей, которые способствуют развитию его талантов, а начальной школе на первом этапе чуть снизить нагрузку, не забывая о периоде адаптации ребенка и быть полностью осведомленной о его способностях, особенностях и развивающихся талантах. Для этого школа совместно с учителем заранее взаимодействует с детским садом и воспитателем, и на последнем этапе образования в детском саду ведется совместная работа учителя и воспитателя.
        Школа. В современном мире понятие школы тесно связано с развитием способностей ребенка к точным или гуманитарным наукам. А кто занимается развитием других способностей? Кто раскрывает талант ребенка к музыке, спорту, танцам, художественному искусству и другие? Дополнительные образовательные учреждения. Однако у одних родителей нет средств на дополнительные учреждения, у других времени, потому что зачастую местонахождение учреждений неудобно для ребенка. В то же время современные первоклассники углубленно изучают основные предметы повышенной сложности вне зависимости от способностей, что побуждает ребенка оказываться в ситуации провала. В обоих случаях его потребность не удовлетворяется, интерес пропадает, эффективность учебы падает, а ребенок со слабым психическим развитием замыкается.
        По этой причине одним из этапов моей модернизации системы образования выделяю объединение школьного и дополнительного образования и внедрение индивидуального подхода в обучении. Отдельными школьными предметами в таком случае становятся различные предметы дополнительного образования, начиная от активных игр, заканчивая уроками красоты, ЗОЖ, психологией и экономикой. Для всестороннего развития и расширения кругозора ребенка в младшем и среднем школьном возрасте изучаются все предметы на ознакомительном и базовом уровне. Однако ребенок по своему усмотрению и рекомендации классного руководителя и педагога по предмету может выбрать его для профильного изучения, тем самым увеличить количество часов данного предмета и уменьшить до установленного минимума изучение других предметов. В старшем школьном возрасте ученик для увеличения нагрузки по профилю может отказаться от дополнительных предметов, по которым уже изучен базовый курс и которые стали не интересны, тем не менее, общее количество часов должно быть неизменным и предмет отказа не должен входить в список обязательных предметов.
        Как уже говорилось выше, моя система образования строится с учетом сохранения позитивного эмоционального фона, повышающего эффективность происходящего при этом процесса, т.е. обучения. Позитивный эмоциональный фон на уроках основного дополнительного образования, как известно, зависит в первую очередь от качества урока и настроя учителя. Т.к. качество урока в том числе зависит от настроя учителя, поговорим о последнем.
        Важным звеном в механизме образования является учитель. Работа учителя – это сложный кропотливый труд, это огромная ответственность, ведь результат его работы – воспитание и образование будущего поколения страны и даже мира! В настоящий момент этот тяжелый труд обременяется огромным количеством дополнительных забот. Работа учителя совмещается с рядом профессий, это и секретарь-референт, и психолог, социолог, работник отдела статистики, экономист, моляр, штукатур, электрик, инженер и другие. При такой загруженности учитель испытывает постоянный упадок сил, нехватку времени и падает общий настрой на работу, целью его становится не качество образования воспитанников, а успеть выполнить все возложенные на него обязанности. В моей системе образования учитель занимается своей профессиональной работой, а для выполнения других, уже привычным всем, учительских непрофессиональных функций учреждение нанимает соответствующих специалистов.
        Можно сравнить, насколько ответственность педагога отличается от ответственности продавцов и консультантов продовольственных и бытовых магазинов и многих других профессий. У каждой ответственности должна быть финансовая поддержка. Заработную плату учителей я планирую увеличить в десятки раз. И это принесет свои плоды. При такой финансовой поддержке интерес и соответственно количество педагогов увеличится в разы, а значит, вырастит уровень личного образования педагогов и качество образования в целом, за счет комфортных условий работы и здоровой конкуренции. Кроме того, при достойной заработной плате повысится уважение учителей и воспитателей в обществе, их личная самооценка, стимул для работы, энтузиазм, а главное общий настрой. Что приведет к сохранению позитивного фона во время уроков и повысит эффективность развития ребенка, раскрытия и укрепления его талантов.
        Однако даже при выполнении данных условий работы нехватка оборудования, технического оснащения, методического обеспечения в школе и образовательной поддержки учителей оказывают сильнейшее влияние на качество образования и эмоциональный фон в школе, что приводит к упадку настроя как учителей, так и учащихся. Поэтому система образования, о которой я веду речь, естественно подразумевает масштабное государственное финансирование.
        Все вышесказанные этапы моей модернизации системы образования приводят к созданию так называемой «Школы счастливых детей». Именно в детстве начинается жизнь внутреннего мира человека, которая отражается в его реальном мире. И совокупность всех этих миров маленьких человечков зарождает будущее их взрослой жизни. Поэтому так важно понять их, помочь им, открыть глаза на эту правду и научить реализовывать их истинные желания будущей жизни. Ведь если каждый взрослый реализуется, мир наполнится кусочками разного счастья разных людей, а это и есть прекрасное будущее всей планеты!


Рецензии