Рассказы для детей Как придумали телефон

«Если я могу заставить говорить глухонемых, можно заставить говорить и железо», ; этими словами американец Александр Белл начал свою работу над созданием «говорящего железа» ; телефона.

Белл работал прежде в школе для глухонемых в Бостоне. Он действительно учил глухонемых говорить. Его отец придумал систему «видимой речи». Он показывал глухонемым, которые никогда не слышали звука человеческой речи, как нужно действовать ртом, губами, горлом и языком, чтобы издавать звуки. Они подражали говорящим людям и выучивались говорить.

Александр Белл с детства присмотрелся ко всему этому. Они с братом еще мальчишками придумали приспособление, которое выговаривало «ма-ма» так же отчетливо, как говорящие куклы. Он знал, пожалуй, лучше всякого другого, как извлекаются звуки человеческой речи, как они разносятся в воздухе и как их слышит ухо.

Неудивительно, что именно он изобрел телефон. Но было необычным, что такой известный учитель увлекся идеей телефона и начал изучать электричество, чтобы сделать говорящий прибор.

Белл познакомился с изобретателем английского телеграфа Уитстоном. Его чрезвычайно заинтересовал телеграф, а еще более немецкие опыты со «звучащей» вилкой: вилка, через которую пропускали ток, дрожала и издавала звук.

Вилка может издавать звук при пропускании тока, почему же проволока передает сигналы только точками и тире? Нельзя ли устроить музыкальный телеграф, передающий по проволоке звуки?

Беллю этот телеграф представлялся с таким же количеством нот, как пианино. Он думал, что можно было бы посылать одновременно несколько сообщений, играя их в различных тонах ключа.

Белл занялся работой. Ему уже казалось недостаточным передавать по проволоке ноты. Он хотел устроить такой прибор, чтобы у одного конца проволоки говорить, а у другого слышать независимо от расстояния.
Для нас ничего нет в этой мысли странного: мы привыкли пользоваться телефоном.

Но друзья Белла нашли эту идею более, чем странной.

Однажды в жаркий июньский день 1876 г., когда Белл испытывал одно из многочисленных приспособлений, по проволоке донесся слабый звук.
Белл ворвался в комнату, из которой его помощник пытался посылать ему сигналы.

; Как вы это сделали? Не трогайте ничего, я посмотрю сам! - крикнул он помощнику.

Сорок недель работал Белл над телефоном. Наконец, помощник, сидящий в подвальном этаже, услышал Белла, говорящего в свой прибор:

; Мистер Уотсон, приходите сюда, пожалуйста. Вы мне нужны.

Первый телефон поистине имел вид говорящего железа. Он состоял из мундштука с вставленным в него маленьким кружком мягкого железа. Когда в него говорили, то звуковые волны приводили в движение кусочек железа, заставляли его звучать. Дрожание (вибрация) железной пластинки меняло силу тока в проволоке, соединявшей мундштук с приемным аппаратом на другом ее конце. Здесь был другой диску из мягкого железа, который вибрировал совершенно так же, как диску в отправляющемся приборе. Его дрожание повторяло звуки, произнесенные в мундштук; воздушные волны доносили звуки и целые слова до уха слушателя.

Прибор имел такой вид, как будто первый железный кружок слушает слова, превращает их в электрический ток и посылает по проволоке. Второй железный кружок получал ток и превращал его в снова в зуки, в те же самые слова.

Нынешний телефон построен совершенно по такому же принципу. Только лучше устроены приспособления для передачи звуковых волн первой пластинке и для передачи звучания второй пластинки уху слушателя. Над этим пришлось много поработать.

Первый разговор по телефону привел в восторг изобретателя. Но никто другой не проявил особенного интереса.

В Филадельфии была открыта большая выставка по случаю столетия со дня подписания декларации независимости. Под изобретение Белла отвели маленький стол в самом углу. Никто телефоном не интересовался. Иногда посетитель выставки случайно взглядывал на столик и позволял показать себе, как работает прибор. Он всем казался забавной научной игрушкой. Какая может быть от него польза? Пусть даже слова можно передавать по проволоке, кому это нужно? Зачем?

Наконец подошли к столику Белла судьи, которые осматривали все выставленное. День кончался. Все были голодны, устали от жары. Один из судей повертел в руках приемник и положил на стол, даже к уху не поднес. Все готовы были отойти, но вдруг внимание привлек новый посетитель.
Это был дон Педро, юный бразильский принц, живописнейшая фигура на всей выставке. С ним императрица и свита ярко одетых придворных.
Дон Педро увидел изобретателя и поспешил к нему с громким приветствием. В прошлом году он осматривал его школу для глухонемых в Бостоне и очень ею заинтересовался.

Дон Педро спросил, что делает профессор Белл на выставке. Тот показал ему свой прибор и подал одну из трубок. Дон Педро стоял с трубкой в руке, а свита и судьи смотрели на него. Белл отошел в сторону с трубкой и тихо говорил в нее что-то.

; Боже мой, она говорит! ; воскликнул принц.

Судьи подошли, чтобы тоже послушать говорящую игрушку. Они оставались у стола Белла до позднего вечера, слушая один другого через чудесные трубки.
Прибор вынесли из темного угла и поставили в центре выставки, чтобы посетители могли видеть необычайную новинку. Телефон добился должного внимания.

Прошло 40 лет. Постаревший и прославившийся Александр Белл сидел у аппарата, который представлял точную копию первого телефона на чердаке дома в Бостоне.

Белл открывал первую телефонную линию, пересекающую весь американский материк.

Как в незабываемый день, он сказал:
; Мистер Уотсон, идите сюда, пожалуйста. Вы мне нужны.

И веселый голос Уотсона, сидевшего у другого конца линии в Сан-Франциско, ответил:
; Теперь мне понадобится на это целая неделя!


Рецензии
Добавить иллюстрации и издать, детям понравится :)

Любаша Искрометная   13.02.2011 16:36     Заявить о нарушении