Полёт в тупик

ПОЛЁТ В ТУПИК
----------------------

Восемь зарисовок в форме глючного бреда, которые читать совершенно не обязательно.





                Себе самой я с самого начала
                То чьим-то сном казалась или бредом,
                Иль отраженьем в зеркале чужом,
                Без имени, без плоти, без причины…
                …И вот я, лунатически ступая,
                Вступила в жизнь и испугала жизнь.
                А.А. Ахматова





1. Глубины сердца
----------------------

                Всё ад иль небо в них.
                М.Ю. Лермонтов

Раскаты грома над величественным ущельем синеоких гор. Развесёлый розовый восход посреди бушующего неба. Пленительно-мощные аккорды безудержной грозы. Вспышки молний, рёв ветра, треск ломающихся веток и стволов, грохот катящейся со склона гигантской глыбы. Все звуки этого завораживающего катаклизма многократно усиливались горным эхом, вызывая ассоциацию с Рагнарёком. Под фантастически прекрасные цвета с палитры гениального живописца из запредельных миров.

Он стоял на краю. На самом краю, будто на лезвии ножа. Он внимал хаотическому концерту диких скал, словно небесному откровению. Полной грудью вдыхал аромат разъярённой стихии. И наслаждался. Ветер рвал волосы, завывая промеж двух пиков. Так хотелось ему сказать: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Но только зачем говорить это? Зачем лишний раз повторять прописные истины?

Стояние на стыке твердыни и вихря… Стояние на стыке света и тьмы… Стояние на стыке смерти и жизни… Стояние в точке смерти. Он стоял здесь потому, что здесь была жизнь, и жизнь била ключом. Она била полным ключом.

Он жаждал стать причастником полноты бытия. Только не ведал, как это сделать...

Как ?!?!?!
                2001





2. Полёт в тупик
--------------------

                Берегись выпускать на волю
                Сумасброда слепца-певца,
                Берегись, он весьма опасен,
                Ибо с бездной путает высь.
                М.К. Щербаков

Прохладный ветерок заботливо ласкал трепещущую ветку, изукрашенную белоснежной фатой яблоневого цвета, яко невеста. С нежных молоденьких листочков срывались красные капли – она плакала кровью. Эти тяжёлые алые слёзы летели вниз, разбивая вдребезги покрывающий землю иссиня-чёрный асфальт. Асфальт сгущённого крика. Истошного крика о помощи.

Он взмыл вверх и помчался вертикально к небесам. Потому, что жаждал полноты бытия. Алкал высоты и глубины.

А может, он двигался вниз? Ведь во мраке так сложно определить направление!

Но via est vita (дорога – это жизнь). Поэтому стоять было нельзя. Поэтому надо было идти. Идти на поиски небесного отечества.

Внезапно завертелись мысли: «Почему такая маленькая скорость?» И в тот же миг он ощутил близость чудовищной кульминации немыслимой силы. Решившись на дерзкий шаг, он сделал его. И тотчас исполинская мощь трансгалактических сумеречных бездн подхватила его и со сверхсветовой скоростью повлекла по бескрайним просторам первозданной тьмы. Тьмы неизвестности, которая при понимании её оказывалась ярчайшим светом фантастически прекрасных цветов, открывая искателю полноты древние причудливые тайны.

Головокружительное падение в межзвёздные бездны всё продолжалось. В вихрях немыслимых субстанций он нёсся вперёд. Летел в яростном урагане странного полихроматического ритма дальних, рождённых ветром, звуков. И рокота неумолимых волн с чёрных круч неземных неправдоподобных пиков. Абсолютный мрак пронзали лишь вспышки неведомого чуждого света, в котором самым безумным и неразрешимым образом соединялись ярко-жёлтый, карминный цвета и индиго. В голове царила полная ясность, поэтому он напряжённо пытался осознать: «Что впереди? Очередной тупик, или же Тот, Кого невозможно описать никакими языками, ни человеческими, ни ангельскими?»

Тупики… Теперь он уже научился чувствовать их приближение, и поэтому не разбивался при попадании в них, как раньше, когда капельки крови и клочья мяса от сумасшедшего удара разлетались во все стороны, достигая даже отдалённых глубин космоса.

Тупики… А что бы было, если бы не существовало никаких тупиков, и путь впереди лежал бы всегда прямой и беспрепятственный, как луч? Но тогда бы люди уподобились бессмысленным скотам, или же траве на лугу. Это был бы уже не путь, а лишь его жалкая иллюзия. Потому что истинная стезя немыслима без выбора. Без мучительного, порой, поиска: «Куда идти?» Только такая дорога есть жизнь. Только такой путь дарует радость.
                4 – 5 сент. 2001





3. Очарованный странник
------------------------------

                В душе – бесцельной жизни след –
                Одна тяжёлая усталость.
                Д.С. Мережковский

Посреди пленительнейшего океана тёмно-фиолетовой мглы одинокий странник повстречал его. Это был демон. Гигантский, мощный, умный и заворожительносияюще грозный. С печальными очами, полными погребального огня. Странник остановился, как вкопанный. Потому что увидел внутри демона частичку своей души. Узрел что-то родное и до боли знакомое. Узнал родную душу. Притом первый раз в жизни. Это было чудо!

Через некоторое время демон удалился. А очарованный странник так и остался стоять на одном месте, даже не замечая того, что вокруг него уже не пленительное море тёмно-фиолетовой мглы гнало свои бархатно-чёрные валы, а расстилались заснеженные просторы окрестностей Магадана.

Когда же шок прошёл, путник всё-таки нашёл в себе силы, чтобы не покончить с собой. И даже не начал действовать так же, как этот демон.
                2002





4. Чёрный цветок папоротника
------------------------------------

Волшебница зима покрыла тайгу пушистой периной снега. Чёрная зима. Почему многие называют зиму белой? Она же чёрная. Именно чёрная, потому что большее время суток на дворе царит ночь. И сотворила чудо – внезапно в декабре целая поляна освободилась от снега и покрылась папоротниками. Воздух наполнил аромат весны, такой пьянящий и наполняющий всё нутро живительными токами. Концентрация зелени пробудившейся от зимней спячки поляны обжигала глаза. Вот на землю опустилась безлунная ночь. И явилось второе чудо – на одном из папоротников распустился цветок. Огромный, мистически красивый, с бархатно-чёрными лепестками. Чёрный цветок папоротника… Цветок валькирии…

Чудесное мгновение нашей встречи переросло в вечность. (Обычное в таких ситуациях искривление времени). Заботливый ветерок нежно ласкает локоны твоих чёрных волос… В море падает звезда… Небосклон покрывается фантастическими красками, которые лишь иногда присутствуют в снах гениальных художников. Беспредельные пространства исполняют нам дивные мелодии переливающейся тишины. Глубина твоих очей… Погружение в их бездну… Отражение твоей души… Стучащие в унисон сердца… Как много может сказать взгляд!

Мы переносимся на таинственные просторы прекрасной сказки. Дыхание старинной легенды… В самом воздухе веет неуловимая атмосфера зловещей тайны… Отпечатки давно минувших эпох… Опасность!.. Сладко сосёт под ложечкой… Звенящий клинок в могучей руке неустрашимого ярла пронзает двухрядные кольчуги… Азарт погони… Красавица в белом одеянии на фоне чёрных зубцов полуразрушенного замка… Такое милое и родное лицо! Оно здесь, совсем рядом, и в то же время там, – девушка мечты обрела плоть.

Внезапно налетевший ураган разорвал феерическое зрелище в кровавые клочья. В один миг адский смерч превратил зимний папоротниковый эдем в чудовищный хаос из фантасмагорий сумасшедшего воина в приступе белой горячки. Квинтэссенция тьмы на доли секунды объяла мир. Преисподняя обнажила свой леденящий нутро гнилой клык и… взорвалась от собственной пустоты. И жизнь поднялась на новый виток гигантской спирали.

Новая музыка своею величественностью и запредельностью превосходила старую. И новая сказка была заворожительнее прежней. И от новых прекрасных очей сердце билось в гонке более дикой, чем от прежних. Но прежний чёрный цветок папоротника… Как жаль, что то мгновение умчалось навсегда.

Навсегда ли?..
                2001, 2006





5. Серая мгла
-----------------

                Пространство страшное с отравою молчанья.
                Ш.Бодлер

Впереди был тупик. Полный. Глухой. И очевидный.

Он задыхался. Тяжёлое зловонье болотных испарений дурманило голову. Серый туман бесовской пустоты застилал округу, лишая одинокого странника возможности видеть путь. Адская трясина под ногами начинала засасывать. Что делать?!

Он жаждал подвига. Он считал себя могучим воином, способным преодолеть это затхлое место. Это затхлое поганое место, порождающее лишь ядовитые пузыри, чавкающую вязкую жижу, головную боль и помутнение рассудка у его гостей – безвольных прожигателей жизни и отважных романтиков. Но на деле наш путник оказался обессилевшим страдальцем, сбросившим с себя доспехи и откинувшим в сторону свой всесокрушающий клинок. Он был слабее тех редких героев, кто преодолевал это болото, кого не сбивало с ног бесцветное дыхание преисподней.

Но у нашего путника всё же хватило силы духа, чтобы продолжить борьбу. Он решил не сдаваться. Он решил встретить смерть в последнем неимоверном напряжении всех своих сил.

И всепоглощающая зловонная трясина не выдержала его яростного напора. И выплюнула обратно. На ту поляну, с которой он начал путь.

Он стоял у края гиблого места и созерцал серую мглу. Только невыразимо прекрасные мелодии небесных звуков напоминали о том, что на том краю гнилого болота обреталась полнота бытия…
                2001





6. Съедобное вскрытие глюка
------------------------------------

Аспидно-синий снег пушистыми слезами опадал с задыхающегося от боли севера. Стволы вековых деревьев, винтообразно закрученные непрестанными бурями, возносили языки кровавого пламени своих ветвей к малахитовым небесам. Вырывающийся из преисподней ветер купался в потоках мыслей умирающего конунга чёрного металла. А одинокий путник спускался с горной кручи в долину. Внезапно камень из-под его руки выскользнул, и он, сорвавшись, покатился за ним вверх, к скальному пику. Проехав метров сто по острым камням, человек всё-таки сумел ухватиться за поступь драконьих шагов. И повис на них, словно на верёвке.

Небольшая пещерка. В её глубине странник обнаружил рукописную книгу, которую никто не читал. Даже автор не понимал, о чём идёт речь, поскольку был сумасшедшим. От её пожелтевших страниц исходили волны тёмной транквиллизации…

Внезапно он увидал стоящую на вершине дерева чёрную свечу, горящую серебряным пламенем. Горящую… горящую… Она же может сгореть! Дрожащими от волнения пальцами он выхватил из кармана сотовый телефон и вызвал пожарных. Может, успеют потушить?..
                15 фев. 2003





7. Иное
---------

                Двери наших мозгов
                Посрывало с петель.
                В.С. Высоцкий

Огненный сфинкс возлежал на краю бездонного каньона и леденящим душу речитативом возвещал сагу ледяных пещер. Из разверзнувшихся небес на тёмно-фиолетовую гладь открытого сердца пенящимися волнами ниспадали запредельные мелодии убиенного ярла из космической чёрной дыры. Горностаевая мантия поверх позолоченных доспехов седовласого йотуна, восседавшего верхом на окровавленном Фенрире. Это было. Это есть. И это будет. Будет. Будет…

Пусть будет так: солнце на закате – багрово-красный диск парит над густо-синим озером над подёрнутыми туманом обгорелыми деревьями вдали. Но ему не нужен был вечер – он жаждал утра. Поэтому он повернулся лицом к востоку и принялся созерцать рассвет. Насыщенно-розовая полоска невероятно нежных оттенков завораживала взор, пробуждая в душе самые возвышенные чувства. Он поднял глаза к небу. Стоявшее в зените белое солнце своими палящими лучами не дурманило голову, а ласково пригревало. Потому что ночь смиряла его буйную энергию, и своим мягким покровом убаюкивала жгуче-зелёное море травы с дивным полихроматическим узором цветов. Особо утончённое наслаждение доставляло странное фантастическое дополнение к чудной идиллии: несущиеся по лугу два мощных смерча, дикий грохот непонятно откуда сходившей горной лавины и вспышки молний на небесной лазури вокруг родного светила – луны. Лепота!..

Он был молод. Очень молод. Но долгие изматывающие размышления сделали его похожим на старика. Размышления о пути. О правильном пути. Он не хотел плутать по затхлым, покрытым многовековой паутиной тупикам. Он жаждал лететь, мчаться с невообразимой скоростью к главной цели. Туда, где обретается полнота бытия. Оставалось лишь узнать: где? как? и куда?

Он сделал шаг вперёд и заглянул в глубину. Он не побоялся сделать этот шаг. И заглянуть.

Стихия полыхала. Разверзшиеся небеса проливали на разъярённые волны бушующего океана ослепительный свет. Океана глубин подсознания. Свет, который слепил. Свет, который нестерпимо больно жёг покрытые тошнотворно-зелёной плесенью тайники его сердца. И оно не выдержало – замшелая чёрная оболочка, покрытая омерзительно-жирными извивающимися опарышами, дала трещину; и оттуда повалили неописуемо зловонные клубы ядовитого пара… Зрелище, леденящее кровь даже самого жестокосердого монстра со дна преисподней.

Винтообразная свеча на роскошном средневековом канделябре. Пурпурная. Обвитая нитями позолоты. Её янтарно-таинственный свет вырывал из темноты старинные часы, мерное тиканье которых напоминало отдалённую артиллерийскую канонаду. Он выглянул в окно. Свежевыпавший пушистый снег как-то мистически-загадочно искрился в бледном свете полной луны. Ночь… Родное время суток. Время, когда мир погружается в сон, и лишь некоторые его обитатели выходят из своих тёмных убежищ на своё ночное поле деятельности. Ночь…

Его голодный взгляд остановился на полке с аудиокассетами. Через несколько секунд он нашёл искомое – чистую кассету TDK с четвёртым типом ленты. Трясущимися руками запихал её в магнитофон, снизил громкость до нуля и нажал на “play”. И из отключенных колонок полилась вожделенная тишина… Раньше он западал на запредельную музыку [1]. Теперь – на тишину. Он научился слышать безмолвие.

Подобно тому, как белый цвет распадается на весь спектр цветов, заключает в себе все цвета, так и тишина распадается на весь спектр звуков, имеет в себе все звуки. Поэтому умеющий слушать тишину слышит всё.

Далее идёт тишина сердца. Но это ещё сложнее.

Он стонал от перенапряжения. От переполняющей его нутро неимоверной энергии, которая бурлила, клокотала и рвалась из телесной оболочки на вожделенную свободу. Её беснующиеся волны опаляли его изнутри сумасшедшим пламенем, били и кружили в странном невообразимом ритме неведомых бездн ночи. И холодного серебристого света неправдоподобных фиолетовых сумерек. Сумерек глубин подсознания. Глубин…

Пробудившаяся в нём энергия… Кипящая исполинская мощь… Он не мог сказать, была ли она похожа на жар пылающей звезды  или на леденящую стужу полных пустот. Внутри у него плясали, переплетались и скрещивались разноцветные лучи фантастических цветов, которые нельзя встретить ни в одном спектре вселенной. Он чуть не задохнулся от скорости вращающегося в нём бешеного космического вихря. Только благодаря неимоверному напряжению всех своих сил он выстоял. А энергию направил в какое-то русло. Нужное или ненужное? Он не знал. В тот момент ему было не до этого. Им двигало лишь одно желание – выжить.

Он давно мечтал научиться видеть. Не просто смотреть, а именно видеть. Он жаждал научиться созерцать первопричины всех вещей. Он стремился докопаться до истины. Он хотел знать, что есть что. И поэтому попробовал использовать бушующий водоворот своей (или чужой?) энергии для обретения видения.

Ураганный ветер ревел песнь о поверженной вершине. Ущербный месяц разливал по чёрным снегам свой приятно-зловещий мертвенно-бледный свет. Мысли в голове вертелись в вихре безумных звуков. А сам он как будто повис в плотных складках тяжёлой, осязаемой темноты. Внезапно очертания предметов начали ритмично пульсировать в такт какому-то странному “mayhem-behemoth’овскому” звуку с “in-flames-summoning’овским” оттенком [2]. Тут он понял, что медлить больше нельзя и… переступил Рубикон. Перешагнул черту обычного мировосприятия. И тогда сумеречная неопределённость окружающей его бездны начала рассеиваться. И сквозь физический мир проступило ИНОЕ. Это было что-то абсолютно иное, ни с чем не сравнимое нечто. Оно не являлось ни астральным зрением, ни транскосмическим слухом, ни чем-либо подобным. Это было что-то АБСОЛЮТНО ИНОЕ, которое ни с чем нельзя было сравнить или как-либо описать. Его можно было только воспринимать. Старый привычный мир никуда не исчезал и даже не блёк. ИНОЕ ничуть его не заглушало. Напротив, оно поясняло его.

Он только-только начинал воспринимать это ИНОЕ. И ещё не видел его плодов. И относился к нему настороженно.

Что это? Что???...

Что? – новый тупик. Тупик полный, глухой и очевидный. Из которого пришлось вылетать на страшной скорости, чтобы не сойти с ума.
                2001 – 2002


[1] Что я называю запредельной музыкой? Объясню наглядно. DEEP PURPLE – земная музыка, PINK FLOYD – запредельная, QUEEN – земная, LED ZEPPELIN – запредельная, BLACK SABBATH – запредельная, THE BEATIES – земная. Понятно, что я хочу сказать?

[2] MAYHEM и BEHEMOTH – группы, играющие в стиле black-metal. IN FLAMES играет melodic-death-metal. SUMMONING – gothic-metal с black’овским вокалом.







8. Смысл полётов в тупик
-------------------------------

                Но гениальный всплеск похож на бред.
                В.С. Высоцкий

Прохладный ветерок заботливо ласкал каменные волосы сфинкса. Скользящий в сумерках корчился от внутренней боли, переполняющей основания его “Я”. Весь мир ветшал и разлагался, маскируясь блеском мегаполисов. Разлагался благодаря и его усилиям тоже. Но что он мог поделать? Что?!... Что!?!... Что!!!???...

Он метался по тупикам. Из одного в другой. После залёта на сумасшедшей скорости в очередной тупик, депрессия возрастала. Если бы существовала единица её измерения, то его депрессия выражалась бы астрономически гигантскими величинами.

Он был один. Он изучал депрессию. Её оттенки, звуки, волнения. И не сходил с ума только благодаря непрестанному наблюдению за собой…

А почему большинство людей торопится раствориться в толпе? Наивно полагает, что отсрочка депрессии – это её уничтожение? Но вот является Смерть и не даёт больше возможности убегать от самого себя. Человеку приходится начинать осознавать неосознаваемое. И биться в агонии. Бесконечно.

Для чего большая часть человечества стремится убежать от депрессии? Зачем норовит спрятаться от этой предвестницы смерти за развлечениями и удовольствиями, суетными заботами и общественной деятельностью, алкоголем и наркотой? Ведь как младенцу надоедают погремушки, так приедаются и все эти забавы взрослых. И тогда отодвигаемая за кулисы депрессия наваливается на неподготовленного к ней человека и раздавливает его окончательно. И давление это вечно.

Зачем современные психологи стремятся любой ценой избавить человека от неё? СОГЛАСНО МОИМ НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ДЕПРЕССИЕЙ ВО МНЕ САМОМ, ОНА – СВОЕГО РОДА ИНДИКАТОР. ИНДИКАТОР ВЫБОРА НЕПРАВИЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ЛОЖНОГО ПУТИ. ТАК ЗАЧЕМ ПРИНИМАТЬ АНТИДЕПРЕССАНТЫ?.. НУЖНО ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ТУПИКА И ПОЙТИ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ И ПОДАТЕЛЮ ЖИЗНИ. ТОГДА И ДЕПРЕССИЯ ИСЧЕЗНЕТ.

                2003


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.