Про царя Берендея, Волка и Авдея

Гусляр:
Когда-то встарь жил-был царь.
Звали его – Берендей, не добряк, не злодей.
Не либерал, не консерватор,
Не ретроград, не реформатор.
Людишек своих любил, зря головы не рубил.
Царицу имел в бедре необъятную,
И хобби для царя совсем  непонятное:
На воздухе, на природе, в своем огороде
Никого не стеснялся, в земле ковырялся.
Душой отдыхал, грядки копал,
Не скучал, не грустил, овощ всякий растил.
В огород никого не пускал, сам навоз таскал,
Никого не неволил, сам полол, поливал и холил.
Как-то утром весь в мыле, будто его побили,
Во дворец прибежал, руки к сердцу прижал.

Царь:
Рассуди меня народ:
Ведь нашелся же урод,
И в тиши ночной забрался
В наш любимый огород!
Ладно, съел бы огурец,
Тут бы делу и конец!
Но все грядки испохабил
Тот таинственный подлец!

Гусляр:
И велел Берендей позвать сыновей:
Фадея, Гордея, да меньшего Авдея.

Царь:
Мои милые сыне!
Знаю, вор пришел извне,
Потому как иждивенцы
Пакостить не будут мне.
Никого со стороны
Звать сюда мы не должны.
Изловите-ка воришку,
Мои верные сыны!

Гордей:
Возразить тебе позволь.
Бить врага, хоть щас – изволь!
Но с работы не престижной
Нас, пожалуйста, уволь!
Постарайся нас понять,
И не очень-то пенять,
Добрым молодцам зазорно
Чан с навозом охранять!

Царь:
Ты, сынок, мне не перечь!
Надо собственность беречь!
Огородишко сей ночью
Вам придется постеречь!
На груди парчу не рви,
И на жалость не дави!
Помидорки любишь кушать,
Вот ворюгу и слови!

Гусляр:
Убедил Берендей своих детей.
Огород охранять – честь не ронять!
Жребий бросать не стали, первым старшёго послали.
Закрылся в теплице Федей от людей,
Вина напился, да спать завалился.
Наутро царскому взору предстало еще больше разору.
Фадей божился, мол, спать не ложился.
Всю ночь бдил, но…не уследил.

Царь:
Видно, очень уж хитер
Этот дерзкий, наглый вор,
Коль Фадею не попался.
Слушай царский приговор:
В ночь вторую сын Гордей
Дело доброе содей:
Чтоб предстал мне завтра утром
Тот таинственный злодей.
Коль изловишь наглеца,
Тем порадуешь отца.
Прикажу тогда немедля
Звать заморского купца.
Я за прерванный разбой
Оплачу товар любой,
Сколько он бы там не стоил,
Буде выбранный тобой.
Гусляр:
Гордей поклонился, в огород удалился.
Ночи дождался, в парник забрался.
Закрутку свернул, курнул, винца глотнул,
Упал в межу и уснул.
Берендей Гордею не очень верил,
На рассвете службу проверил:
Тот в меже, в неглиже
Спит, посыпает, пузыри пускает.
Отца не боится, совсем не таится.
Плюнул Берендей. Эх, Гордей,
Не в породу нашу, весь в мамашу,
Любит спать, почивать, на все наплевать.
Разогнал ворон, подсчитал урон.
Подсчитал – прослезился, с горя сам напился.
Выспался и ввечеру позвал детей ко двору.

Царь:
Ночь которую уже
Кто-то гадит на меже.
А ли тот злодей умнее,
А ли дело в кураже?
Где задор? Где ваша страсть?
И доколе эта мразь
В огороде нашем ночью
Помидоры будет красть?

Гусляр:
Вошла царица, что снопы ягодицы,
Грудь необъятна, лицом приятна.
Одета просто, скромно не броско.
Шаньгу скушала, супруга послушала.
Последние крошки собрала в ладошки,
В рот кинула и речь двинула.

Царица:
Что-то мне не по уму,
Я Вас, царь мой, не пойму.
Ты детей на пост гоняешь,
Объясни мне, почему?
Лучше б нанял сторожей,
Дал патронов и ружей,
Наградить бы посулился
Энтих опытных мужей.
Те ребята белку в глаз
Бьют дробиной на заказ.
За хорошую награду
Спеленают вора враз.

Царь:
Мне король французский Жан
Выслал семя баклажан.
Удивить хотел я вскоре
Чудным плодом горожан.
Этот чудо-фиолет –
Государственный секрет.
Я его хочу  добавить
В наш расейский винегрет.
Посему должна понять,
И условие принять:
Мы не можем на работу
Кого попадя нанять.

Гусляр:
Настал Авдея черед идти в огород.
Уж стемнело давно, в огороде темно.
И что обидно: ни зги не видно.
Авдей глаз не смыкает, со страху икает.
Но, как ни боится, не идет в теплицу.
Ночь кончается, никто не является.
Вдруг не то молния, не то зарница
Осветила нашу столицу!
Чу! Прилетела птица – не орел, не синица,
Чудо природы неизвестной породы!
Божье творенье: блестящее оперенье,
Хвост длинный, как у павлина.
Села птица в теплицу и ну баловать:
Плоды клевать, да рассаду рвать!
Осерчал Авдейка: «Ах ты, злодейка!»
За хвост ее хвать, да к себе тягать.
Дернулась птица, рванула,
Крылом взмахнула и упорхнула!
Унеслась налегке, три пера в кулаке
У Авдея осталось, как оказалось.
Побежал молодец прямиком во дворец.
Во весь рот ухмыляется, удалью похваляется.

Авдей:
На посту я не дремал,
Век тяжелых не сжимал,
И воришку в огороде
В руки было, не поймал.
К нам повадился, поверь,
Не бандит, какой, аль зверь,
А прекрасная Жар-птица
Запорхнула в нашу дверь.
В ночь безлунную она
Хорошо была видна.
Проявил я прыть и выдрал
Перья с ейного гузна!

Гусляр:
Все Авдей рассказал, перья показал.
Царю же отдал трофею, в таких делах корифею,
Натуралисту, знатоку и специалисту
По флоре и фауне местной, ему хорошо известной,
Что б отец не скучал и живность всякую изучал.
Но…заболел Берендей, стал седей и худей,
В огород не ходит, порядок там не наводит.
Не ест, не спит, все на перья глядит.
Широко зевает, детей подзывает.

Царь:
Цельный день я тут сижу
И на перышки гляжу.
Потерял покой душевный
От такого миражу.
У турецкой стороны
После нынешней войны
Слышал я, что появились
Огромадные слоны.
Карла тож не без затей,
Для развития детей
Из Канады ввез забаву –
Называется «хакей».

Царица:
Бают наши старики:
Тот хакей нам не с руки.
Лучше нет у нас забавы,
Чем лапта, да городки.

Царь:
Что хакей, иль те слоны
Нам сегодня не нужны!
Изловить сию Жар-птицу
Вы немедленно должны!
Нынче к нам на юбилей
Ждем  двенадцать королей,
Удивить я чем-то должен
Европейских щеголей!?

Гусляр:
Назавтра поутру, взяв по перу,
(Для сравнения с птицей, как образец сгодится),
Зашли сыновья с мамашей проститься, отцу поклониться.
Те их облобызали, к сердцу прижали,
В путь далекий благословили,
Перекрестили и отпустили.
Едут царевичи, едут. Куда?  Им того не ведать.
Едет царевичи, едут, пора бы уже пообедать.
Развели костер, сварили кондёр,
Подсумки раскрыли и стол накрыли.
Пообедали сытно – щурятся,
Глаза сами жмурятся.
Фадей, да Гордей нарубили жердей,
Натянули ковер – готов шатер.
Внутрь забрались, спать собрались.

Авдей:
Я поспать и сам не прочь,
Но на это будет ночь?
Или вы поймать Жар-птицу
Не хотите мне помочь?

Фадей:
Не гони волну, Авдей.
Лезь в тенечек и балдей.
А ловить каку-то птаху?
То-то сбрендил Берендей!
На природе отдохнем,
Всю провизию умнем,
А, вернувшись, Берендею
Энти перышки вернем.
Скажем бате: вот те на!
Птица та была одна.
Заразившись птичьим гриппом,
Окочурилась она.

Авдей:
Загорать на берегу
Я, ребята, не могу.
Как хотите, но за птицей
Все равно я побегу.

Гусляр:
Скакал Авдей до ночи, устал очень.
Коня пинал, едва не загнал.
Остановился у речки, сварил гречки.
Поел, поклевал, под куст упал,
Попоной укрылся и отрубился.
Утром проснулся, в реке окунулся,
Глаза протёр: коня нет – кто-то спёр!
Ан, нет! Коня не украли, а сожрали.
Волк за речкой сидит, на Авдея глядит,
Ухмыляется, в зубах ковыряется.
Рядом кости валяются.

Авдей:
Ты пошто сожрал коня?
Обездвижил ведь меня!
Ведь на поиски Жар-птицы
Мне осталося три дня.
Задал батя нам урок
И отправил за порог:
Чтобы я поймал ту птицу
И доставил точно в срок!

Волк:
Извиняй меня, Авдей,
О коняге не радей.
Доказать тебе готов я:
Не такой уж я злодей.
Знаю я про птицу ту,
На каком живет кусту.
И тебе Авдей-царевич
Послужить за честь сочту!
Буде Бог тебя храня,
Забирайся на меня.
Мы до птицы этой чудной
Доберемся за пол дня!

Гусляр:
Вмиг царевич собрался, на волка взобрался.
Потянулся волк, изогнулся, присел и… метнулся.
Через лес и кусты, каждый скок с пол версты.
Долго ли, коротко, добрались до города.

Волк:
Это – город Бухара.
Пробегал я здесь вчера.
Он по нашим русским меркам –
Захолустье и дыра.
Слушай, речь куда веду:
В этом пыльном городу
Проживает эта птица
У эмира во саду.
Ночью тихо в сад войдешь,
Птицу быстро ту найдешь,
Рядом с ней должна быть клетка.
Клетку эту ты не трожь!

Гусляр:
Пошел Авдей, поглазел на людей.
Если честно, все ему интересно:
Халаты пестрые, сабли вострые,
И халва, и хурма, толкотня, кутерьма.
Торговцы чай по пиалам льют, потеют, но пьют,
За рукав тягают, товар предлагают.
Женщины лица прячут,
 Не поймешь: толи смеются, толи плачут.
Долго бродил Авдей, запылился, у арыка умылся,
Съел чебурек, чаю напился.
Ночи дождался и в сад пробрался.
Птицу нашел, сунул в мешок.
Мялся, мялся, не удержался,
Ветку нагнул и клетку стянул.
Затрещало кругом, запищало.
Благим матом заверещало!
Сторожа набежали, к земле прижали.
Птицу – в клетку, и опять – на ветку.
Авдея, естественно – не вопрос,
К эмиру местному на допрос.

Эмир:
Ты зачем, ядрена вошь,
Мою собственность крадешь?
В пищу птица не годится,
В суп ее не покладешь.
Говори, почто она
Для тебя уж так важна,
Коль ее спереть решился
Чуть ли не из-под окна.

Гусляр:
Рассказал Авдей про Берендея.
Как жили, не тужили, огород сторожили.
Про скорый юбилей, про ожидаемых королей.
И про царев каприз: для гостей сюрприз.
Прощенья попросил, даж слезу пустил.

Эмир:
Допекло тебя, видать,
Коли начал ты рыдать.
Ежли есть в кошеле злато,
Птицу я могу продать.

Авдей:
Не гони, Эмир, пургу.
Я купоны не стригу.
Но без птицы воротиться
Я, ей Богу, не могу.

Эмир:
Дерзок ты не по годам.
Птицу я тебе отдам,
Коли выполнить сумеешь
То заданье, что задам.
Где-то есть страна Бруней.
Правит там султан Гвиней.
Вот у этого Гвинея
В табуне мильён коней.
В том громадном табуне
То ль в конюшнях, то ль вовне
Где-то спрятан конь крылатый.
Вот его и надо мне.
Я тебе не буду врать.
Лживым словом честь марать.
Как крылатого доставишь,
Птицу можешь забирать.

Гусляр:
Вернулся Авдей назад,
На волка поднять глаза боится, позору стыдится.

Авдей:
Воровать – такая страсть!
Не попал сегодня в масть.
Только страху натерпелся
И не смог ту птицу скрасть.
Отпустил Эмир меня,
Не бранился, не пенял.
Посулил отдать Жар-птицу.
За крылатого коня.

Волк:
Мне, Авдей, не надо врать!
Всяку ересь тут втирать.
Я ж тебе сказал конкретно:
Клетку ту не надо брать.
Про крылатого коня
Слух дошёл и до меня.
На Парнас на нем летает
Вся султанова родня.
Ладно, хватит горевать,
Слезы горьки проливать.
Собирайся, и поедем
Ту конягу добывать.

Гусляр:
Через сколько-то дней прибыли на Бруней.
Разбогател султан, продавая нефть и метан.
Бруней – страна, что у нас область одна.
Маловата, но очень богата.
Как в Бухаре, Авдей здесь не шлялся,
По городу не болтался.
Под куст упал и весь день проспал.
А как стемнело, собрался на дело.

Волк:
Ты пока как вохра спал,
Пузыри со рта пускал,
Я разведывал окрестность,
И Крылатого искал.
Бегал я не попусту,
Не одну стоптал версту,
Все конюшни здесь проверил,
Все ж нашел лошадку ту.
Ты иди, я здесь пожду,
Не сплошай, как в том саду.
Что б с тобою не случилось,
Не хватайся за узду.
Это дело – не разбой,
Отрок справится любой.
Назови коня Пегасом,
Сам пойдет он за тобой.

Гусляр:
Коня Авдей нашел сразу.
Но как звать ту заразу
Забыл! С досады чуть не убил!
И Фугасом звал, и Магасом.
И Керосином, и Керогазом.
Не идет Пегас, все стоит на месте,
Хоть ты лопни тут, хоть ты тресни!
Ночь проходит, Авдей мается,
А Пегасу начхать – стоит, упирается.
Надоело с конем воевать.
Будь, что будет – уздечку хвать!
И как в той же Бухаре, зазвенело во дворе!
Набежали халдеи, связали Авдея.
Руки за спину и к властелину.

Султан:
Это кто же у меня
Увести хотел коня?
Не поджечь ли ему пятки?
Дайте кто-нибудь огня!
Аль еще такой прикол:
Сдернуть с задницы трико,
И как блошку на иголку,
Посадить его на кол!

Авдей:
Эй, султан, не хмурь бровей!
Я не вошь, не муравей!
Пред тобою здесь представлен
Отпрыск царственных кровей!

Султан:
Вот какое баловство:
Прынц пошел на воровство!
Иль наследственное ваше
Проявилось естество?
Как ты мог так низко пасть,
Что б конягу нашу красть?
Заплати какой полтинник
И катайся себе всласть.

Авдей:
Ты, султан, не трожь семью
И наследственность мою.
А не то за оскорбленье
Я тебе лицо набью!
Будь же ты чуть-чуть умней,
Удали своих парней.
Для чего, скажу тебе я,
Конь понадобился мне.
Я достойно начинал,
Но хреновым стал финал.
Ради батюшки родного
Я пошел на криминал.
Долго надо объяснять,
Но сумей меня понять:
Я хотел твою лошадку
На Жар-птицу поменять.

Султан:
Много странностей вокруг.
Хоть не сразу и не вдруг
Ты своею пылкой речью
Убедил меня, мой друг!
Я гляжу, ты – не простак!
Хоть и молод, но – мастак!
Я отдам тебе Пегаску,
Но, конечно, не за так!
Отправляйся-ка, Авдей,
Прямо в царство Иудей.
Там живет краса-девица.
Той девицей завладей.
Привезешь девицу мне,
Сам отправишься к родне
Не в телеге, не в карете,
На летающем коне!

Гусляр:
Прибежал Авдей к волку: сходил без толку,
Кличку забыл, коня не добыл.
Матерился, ругался, сам в плен попался!
Султан-то не дал коня, озадачил меня:
Каку-то девицу велел добыть, как тут быть?

Волк:
Ты меня ужу достал.
Я учить тебя устал
Не хватать за что попало.
На хрена же ты хватал?
Не печалься попусту,
Слышал я про деву ту.
Залезай, искать поедем
Неземную красоту.

Гусляр:
Бежит волк, стремится, летит, словно птица.
Горы мелькают, озера сверкают.
Прибыли в Иудею страну евреев.
Ночлег в горах нашли, в город не пошли.
Авдей устал, кемарить прилег,
Волк на разведку побег.
Через час вернулся, в реке окунулся:
Сидит, мол, девица, на горе в темнице.
Гулять не пускают, еду и питье туда таскают.
Царь еврейский на девице хочет жениться.
Та – ни в какую, о свободе тоскует.

Волк:
Девку держат взаперти.
Знаю, как ее найти,
Как украсть и незаметно
От охранников уйти.
Ты, Авдей не обессудь.
Эту ночку тут побудь,
За девицей я слетаю,
Справлюсь сам уж как-нибудь.

Гусляр:
Упал волк, крутнулся.
Огромным орлом обернулся.
Крылья расправил и… в вышине растаял.
Ждет Авдей, печалится, орел не появляется.
Ждать устал, чуть поспал.
Когда совсем истомился, орел появился.
Не пустой, а с девицей той.
А с девицей той, неземной красотой!
На ногах Авдей устоял еле-еле.
Красоты такой не видал доселе.
А зовут девицу Еленой.
Стала в этом году мисс Вселенной.
Рядом с девицей уселся Авдей.
И полетели в Бруней.

Волк:
Полетишь, как в Ля Бурже,
Как  на ихнем «Мираже»,
Да смотри, держись покрепче,
Не свались на вираже. 

Авдей:
Ох, судьба моя трудна.
Опьянел я без вина.
Ведь Прекрасная Елена,
Если честно, мне нужна.
Вон уже видать Бруней.
Кукиш выкусит Гвиней!
Не отдам ему Елену,
Лучше сам женюсь на ней!
Вот такие пироги.
Друже волк, мне помоги.
Забери у них Пегаса
И Елену сбереги!

Гусляр:
Волк крутнулся, Еленой обернулся.
Винца напились, во дворец подались.
Увидал «Елену» Гвиней, сразу влюбился.
Пегаса отдал, не поскупился.
Гвиней-то «Елену» гладит, да свадьбу ладит.
В тронный зал гостей назвал.
Поцеловал ее прямо в волчий оскал,
И без чувств упал!
Гости завизжали, прочь побежали!
А волк-то каков – в окно прыг, да и был таков.
А потом, как и хотели в Бухару полетели.

Авдей:
Я, родителей любя,
Попросить хочу тебя.
Сделай так, чтоб я Пегаса
Мог оставить у себя.
Я с невестой на коне
При медалях в галуне!
А явиться с одной птицей
Не солидно как-то мне.

Гусляр:
Как в Брунее обманули Гвинея,
Так и в Бухаре, на заре
Не Пегаса доставил – волка подставил!
И… прощай Бухара:
Пыль, верблюды и жара.

Волк:
Вот та речка, те кусты.
Ночевал здесь как-то ты.
И отсюда до столицы
Ровно двадцать две версты.
Отслужил тебе сполна.
Ждет меня моя жена
А тебе же моя помощь
Полагаю, не нужна.

Гусляр:
Прыгнул волк и в лесу исчез,
А Авдей на Пегаса залез
Посадил Елену себе на колено,
Перекурил и домой порулил.
Возле речки шатер заметил
Поближе подъехал и братьев встретил.
Те службой себя не отягощали:
Пили, гуляли,
Местных девок в соломе валяли.

Гордей:
Ты смотри-ка – братец наш!
Это он, или мираж?
И коня добыл и птицу!
Славный видно был вояж!
Слазь с коня и отдохни,
Руки, ноги разомни.
Расстегайчика отведай
Самогоночки хлебни!
И красавицу свою
На соседнюю скамью
Посади, и ей наливки
Я рюмашечку налью.

Гусляр:
А Авдей-то рад, что родимый брат
Так ласково привечает, да угощает.
А понять не может: того зависть гложет.
Подкрался сзади Гордей, меч занес,
Да Братцу Авдею голову снес.
Закричала Елена, упала,
От страха затрепетала.

Гордей:
Ты, подруга, помолчи,
Рот закрой, и не кричи.
Я надеюсь, убедилась,
Как востры наши мечи!
Слушай, брат, чего скажу:
На тебя зла не держу.
Ежли будишь мне перечить,
Рядом с энтим положу!
Завтра рано поутру
Мы поедем ко двору.
Забирай коня и птицу,
Я девицу заберу.

Гусляр:
Убрали шатер, скатали ковер.
Под звездами переспали, домой поскакали.
К отцову юбилею как раз поспели.
Пушки пуляют, ферверком стреляют.
Оркестры гремят, мангалы дымят.
Короли удивляются, на Пегасе катаются.
Жар-птицу хвалят, Берендея славят.

Гордей:
Где я не был, а где был.
Птицу я тебе добыл.
За нее ты мне пол царства
Обещал. Или забыл?
А ль луна тому виной,
Только я совсем шальной!
И хочу, чтоб эта дева
Нынче ж стала мне женой!

Гусляр:
Увидал царь Елену, припал на колено.

Царь:
Мысли дерзкие кружат,
Члены все мои дрожат.
Я хочу, чтобы сейчас же
Был к грудям твоим прижат!
Что со мною – не пойму.
Разбираться ни к чему.
Ради Вас, моя Елена,
Мусульманство я приму.
Будешь мне второй женой!
Будешь царствовать со мной!
Свадьбу справим энтим летом.
Нет. Не летом, а весной.
Ты Гордейка не пищи.
На отца не верещи,
А себе другую девку,
Если хочешь, поищи!

Царица:
Ты чего, ядрена вошь,
На коленях дыры трешь?
Ни вельвету, ни батисту
Нынче просто не найдешь!

Гусляр:
Царь смутился, слегка отстранился.
Но царица-то умна, суть вопроса ей видна.

Царица:
Ах ты, пакостный сморчок!
Огородник-старичок!
Аль забыл, что в брюках носишь
Не початок, а стручок!
Посмотри народ честной –
Царь-то наш совсем больной!
Я тебе устрою свадьбу
«Этой нынешней весной!»

Гусляр:
За бороду хвать, и пинками под кровать!
Славный вышел юбилей на потеху королей!
Тем временем почуял волк нелады,
Вернулся туды.
Лежит Авдей, без кровей.
Тело в реке, голова невдалеке.
Экий пассаж! Вспомнил волк инструктаж,
Сделал Авдею на сердце массаж.
Голову к шее приставил,
Дунул в рот и дышать заставил.

Авдей:
Сколько суток я проспал?
Видно здорово устал.
Ну а где ж мои трофеи,
Что с таким трудом достал?

Волк:
То – не Ньютона Бином.
Спал ты, паря, вечным сном.
Если б я не возвернулся,
Быть тебе в миру ином!
Брат тебя – Гордей – убил.
Он тебе башку срубил.
А родителю представил,
Что Жар-птицу он добыл.
Нет терпенья моего
Поспрошать кое-кого.
 Собирайся, и поедем
Восстановим статус-кво.

Гусляр:
Приехали во дворец,
А там полный звездец:
Гордей подлец ведет Елену под венец.

Елена:
Вот он первый! Не второй!
Самый храбрый мой герой!
Не валялся, как другие
Возле речки под горой!
Он меня из плена спас!
Конь помог бежать Пегас.
За Авдея выйду замуж,
Это мой последний сказ!

Долго слушали меня.
Сказка кончилась моя.
Самую малость досказать осталось.
Авдей да Елена живут поживают.
Любят друг друга и уважают.
Время от времени деток рожают.
Царь в огороде, сорта выводит.
Царица, как водится, о внуках заботится.
А Фадей, да Гордей – помолчу.
О них говорить совсем не хочу!
В этой сказке, как оказалось,
Места в финале для них не осталось.
Подлость во все времена не прощалась,
Предательство не поощрялось!

Это быль, иль небылица,
С вами я хочу проститься.
И надеюсь, что у нас
Встречи будут. И не раз!


             КОНЕЦ.




       Владимир Мишин.      
  г. СУРГУТ.  Март 2010 год.


Рецензии
Понравилась сказка. Приятно находить в старом сюжете новые решения. Юмор делает вашу сказку интересной. Успехов Вам!

Владимир Фомин 4   05.05.2019 17:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.