Рыночная экономика и государственность

Гуго Вормсбехер
Рыночная экономика может упростить восстановление нашей государственности
(Выступление на Форуме общественного движения российских немцев 30 июня 2004 г.)

Главная наша цель – сохраниться как народ. Сохранение народа, его культуры, языка невозможно без совместного проживания, т.е. без своей территории. Территория нужна и чтобы иметь собственную экономическую базу - для самостоятельного решения своих проблем. А чтобы иметь равные права и возможности с другими народами страны, чтобы народу не быть, как уже 63 года, отстраненным от равноправного участия в жизни страны, нужна и своя государственность, представительство в органах власти. Всё это возможно в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов». Без этого не может быть будущего у народа, не может быть и самого народа.
Обо всём этом говорилось уже не раз, и казалось бы, всё здесь давно ясно. Тем не менее, снова и снова звучат «мнения» о том, что якобы можно обойтись без полной реабилитации, без территориальной государственности. При этом нас пытаются убедить, что сегодня полная реабилитация, восстановление государственности – абсолютно нереально, что это старые подходы. Говорят даже, что нам вполне достаточно того, что у нас есть.
Апогей здесь – позиция российской части Межправкомиссии по проблемам российских немцев на последнем ее заседании. В ответ на предложение германской стороны подготовить, наконец, проект Закона о реабилитации российских немцев, о чём две страны договаривались ещё 12 лет назад, российская сторона «указала на возможность для российских немцев реализовать в рамках российского законодательства все гражданские права и свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации». Такого оскорбления российским немцам не наносилось со времени известного высказывания Ельцина в 1992 году, предложившего нам вместо восстановления нашей республики селиться на военном полигоне и выкапывать там снаряды – при поддержке Германии…
С восстановлением государственности возникает немало сложностей – действительных и мнимых, а чаще – специально создаваемых.
Мы знаем о давнем противодействии властей Саратовской и Волгоградской областей восстановлению нашей государственности.
Мы видим, что сегодня даже имеющаяся у народов страны своя государственность воспринимается нередко как досадное явление сторонниками так называемого гражданского общества; тем более их раздражает вопрос о восстановлении нашей государственности.
Мы понимаем трудности, связанные с выполнением Закона о реабилитации репрессированных народов – хотя не репрессированные народы эти трудности создали.
Мы хорошо знаем, что в нашей стране почему-то тяжелее всего выполнять законы именно государству и чиновникам.
Для нас давно не секрет, что многие российские немцы утратили надежды на то, что их проблема будет в России когда-либо решена, о чем свидетельствует похожий на бегство выезд двух с половиной миллионов человек. Даже среди активистов национального движения рождаются сомнения в том, стоит ли дальше бороться за восстановление государственности – но живые люди  и не могут иначе реагировать на такую политику.
Мы видим и то, с каким вниманием относятся власти к подобным сомнениям, разочарованиям и мнениям, как лелеют, как поддерживают, как используют их, чтобы нам же, российским немцам, внушить, будто мы сами уже ничего не хотим, т.е. не хотим будущего для собственного народа.
 Мы хорошо знаем и о том, что часто такие «сомнения», требования «новых подходов», отказы от полной реабилитации и восстановления государственности просто носят заказной характер. Это убедительно продемонстрировало хотя бы выступление председателя МСНК Г.Мартенса на последнем заседании Межправкомиссии с докладом о том, что и без государственности «всё хорошо, прекрасная маркиза», и что у Российско-Германского Протокола о поэтапном восстановлении нашей государственности, подписанного 12 лет назад, даже название якобы уже «не отвечает реалиям сегодняшнего дня».
 Мы видим и то, что для нерешения нашей проблемы есть еще один очень удобный способ: исходить не из духа Закона «О реабилитации репрессированных народов», а из его буквы. Если дух Закона прямо-таки кричит о необходимости восстановления справедливости по отношению к оскорбленным народам, то ведь можно чуть-чуть сместить акценты - на вторую часть этого тезиса, где говорится, что государственность должна быть восстановлена в прежних границах. А уж чтобы этот формальный признак превратить в непреодолимое препятствие для принципиального выполнения всего Закона, достаточно в Поволжье инициировать кучку «активистов» с лозунгами «Лучше СПИД, чем немцы!» и, выдав их действия за протесты местного населения, объявить Закон невыполнимым и попытаться снять вопрос вообще.
Мы всё это видим, знаем и понимаем. Мы готовы даже признать, что сложности действительно существуют - в каком деле их нет!
Но мы уже не раз предлагали варианты решения нашего вопроса, исходя из конкретной ситуации. Позвольте предложить еще один – именно для сегодняшнего, рыночного времени, «с учетом существующих реалий», как нас постоянно призывают.
Давайте подойдем к решению нашего давнего национального вопроса совсем по-новому, по-современному. А именно: чисто экономически.
Мы предлагаем: совместить решение национальной проблемы российских немцев с реализацией какого-нибудь крупного экономического проекта одного из российских регионов, привлекая для этого российских немцев. То есть: как раньше были градообразующие проекты, так можно выбрать проект (пакет проектов), который позволил бы в ходе его реализации попутно решить проблему российских немцев.
Что такой подход может дать? Он позволяет:
в ходе привлечения нужной рабочей силы обеспечить совместное проживание пусть не всех, но достаточного большого количества российских немцев;
в ходе решения конкретных экономических задач создать необходимую экономическую базу, социальную и культурную инфраструктуру для дальнейшего нормального функционирования возникшего территориально-экономического образования и для самостоятельного решения вопросов национальной жизни;
привлечь значительное число российских немцев из других стран СНГ, а также из  выехавших в Германию;
создать чрезвычайно выгодный для экономики конкретного региона и России в целом крупный современный экономический комплекс.
Если же этот проект сделать совместным с Германией, то можно создать уникальную базу экономического сотрудничества двух стран с активным участием германской экономики.
Такой проект и не обязательно жестко привязывать к территории бывшей АССР НП, что позволяет снять многие проблемы и выбрать оптимальный для всех вариант.
Такое решение проблемы не потребовало бы и больших расходов от государства, т.к. основную часть затратных вопросов решил бы бизнес.
А для привлечения бизнеса можно бы ввести налоговые и таможенные льготы до полного решения проблемы.
Вполне реальным представляется рассмотреть и вопрос о реструктуризации части российских долгов Германии на эти цели.
Такой подход позволил бы снять в решении бесконечно затянувшейся национальной проблемы различные политические, правовые и иные трудности; в частности, мог бы даже не понадобиться специальный Закон о реабилитации российских немцев.
Административно-экономическое образование, которое возникнет в результате реализации такого экономического проекта, будучи заселенным преимущественно российскими немцами, могло бы, - естественным образом! - сложиться одновременно как национальное образование и, вместе с нашими национальными районами, компактными поселениями и Федеральной национально-культурной автономией, составить ту нужную систему  национального самоуправления, что и стала бы, наконец, полным решением нашей проблемы.
Записка с этим вариантом подана руководству Федерального Координационного Совета, и при ее одобрении можно было бы представить её в Администрацию Президента, в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации в качестве официального документа, отражающего инициативу российских немцев по решению их проблемы в сегодняшних условиях.
*      *      *
О ряде других вопросов.
1. О Федеральной целевой программе по российским немцам. Давайте будем откровенны: это не программа решения нашего вопроса и не программа создания условий для национального будущего, а чистая фикция. Не только потому, что она финансируется не более, чем на пять процентов от планировавшегося объема, что составляет на деле лишь часть от той суммы, которая удерживается в виде налогов с германской помощи. То есть помощь нашего государства нам как репрессированному народу, как гражданам страны, равна фактически нулю, потому что она оказывается из средств другого государства. Не было бы германской помощи – не было бы и российской, ни рубля. И такую помощь иначе как унизительной для собственных граждан трудно назвать…
Эта программа является фикцией и потому, что с самого начала она не имела целью полную реабилитацию российских немцев. И если раньше религию называли опиумом для народа – опиумом, который должен уводить людей от конкретных жизненных проблем, от мыслей и действий по их решению, - то наша программа, выражаясь в сегодняшних терминах – это наркотик для части актива российских немцев, которых посадили на проектную иглу и они, вместо борьбы за реабилитацию своего народа, постоянно поддерживаются в состоянии борьбы за очередную финансовую дозу.
Задача национального движения – не дать сделать себя наркозависимым от этих проектов, создающих иллюзию решения каких-то национальных проблем. Мы должны добиваться коренной пере6работки программы, чтобы она имела конечной целью решение нашей проблемы; должны добиваться ее продления, должны добиваться ее финансирования в полном объеме – но никак не должны позволить подменить главную задачу полной реабилитации народа подрядными делами для нескольких десятков людей. Жизненные интересы народа, его будущее, возможное только при его полной реабилитации и восстановлении его государственности, не должны забываться ни в каком розовом тумане проектов и целевых программ, даже если эти программы имеют статус президентской.
Кстати, нелишне вспомнить, от какого президента она получила свой статус. От того самого, что предложил нам полигон вместо государственности. Так что заблуждений о целях этой программы у нас не должно быть.
2. Думаю, мы вполне можем выразить сегодня свою признательность представителю Комитета по делам национальностей Государственной Думы. Признательность за откровенное выступление перед нами, показывающее, какие немалые трудности стоят сегодня перед Комитетом, в том числе и по подготовке проекта Закона о нашей реабилитации. Думаю, каждому из нас понятно: в тех рамках и в тех условиях, которые заданы сегодня для разработки проекта Закона, даже искренне желающие решить наш вопрос люди не смогут этого сделать. И можно быть уверенным в том, что нужного нам Закона ждать наивно. Как наивно ждать при таких подходах полной реабилитации и восстановления нашей государственности. Ничего этого у нас не будет – если вместо действительно государственной национальной политики в многонациональной стране будет продолжаться сегодняшняя мышиная возня.
Отсюда неизбежен вывод и о том, что решение нашей проблемы сегодня как никогда зависит от самих российских немцев, от четкости и ясности их позиции, от их инициативности. От того, сможет ли их национальное движение переломить ситуацию и помочь здоровым силам в государстве начать, наконец, действовать в нашем вопросе в интересах государства.
Думаю, мы должны в ближайшее же время провести серию встреч Координационного Совета в полном составе и в Правительстве, и в Госдуме, и в Администрации Президента.
3. В заключение несколько слов о Московской немецкой газете. Как известно, она не является газетой российских немцев. И с самого начала издается при поддержке германской стороны. И мы не против, если газета знакомит своих читателей с жизнью Германии, рекламирует германскую экономику, информирует германских туристов о процессах, происходящих в России, и о том, где можно интересно провести вечер в Москве.
Но в последнее время газета вдруг начала проявлять дотоле глубоко запрятанный интерес к проблеме российских немцев. Она развернула широкую кампанию против полной реабилитации российских немцев, против восстановления их государственности, призывает пересмотреть или вообще забыть о важнейших для нас документах – Законе «О реабилитации репрессированных народов» и Российско-Германском Протоколе о поэтапном восстановлении государственности российских немцев.
Вряд ли можно предположить, что это позиция германской стороны – разрушать у российских немцев последние надежды на возможность национального будущего на их Родине, в России. Это означало бы не только нарушение двусторонних договоренностей и вмешательство во внутренние дела другого государства, но и что левая рука Германии не знает, что делает правая.
Если же это личная позиция владельца газеты Г.Мартенса, который раньше призывал всех заниматься не «политической трескотней», а «брать лопату и пахать в поле», и который сегодня выступает с такими новыми для него инициативами везде, особенно перед российскими официальными властями, собирая для своей «представительности» даже делегации, то возникает вопрос: почему на германские средства, выделяемые в помощь российским немцам, наносится такой вред российским немцам?
Спасибо за внимание.


Рецензии