14. Ровоам и Иеровоам. Разделение царства
Когда Соломон умер, вместо него воцарился его сын Ровоам (правил в 931-913 гг. до Р.Х.). Услышав об этом, Иеровоам возвратился в Израиль, стал ходить среди евреев и говорить им: «Соломон отягчил нашу жизнь тяжелыми работами. Неужели мы и дальше будем терпеливо сносить это? Если не заставим сейчас Ровоама уменьшить подати и общественные повинности, то будем мучиться потом в продолжении всего его царствования». Евреи послушались Иеровоама, пришли вместе с ним в Сихем и сказали Ровоаму: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; сжалься над нами - облегчи нам работы и подати, которыми он отягчил нас, и мы будем служить тебе». Ровоам отвечал: «Приходите через три дня. Тогда узнаете о моем решении».
Народ ушел, а царь позвал к себе старцев из числа тех, что были в совете отца его Соломона, и стал спрашивать их: «Как вы посоветуете мне отвечать народу?» Старцы сказали ему: «Если ты сегодня будешь слугой народу своему и сделаешь так, как он просит, и удовлетворишь своих людей, и будешь говорить с ними ласково, то они будут потом твоими рабами во все дни твоего царствия». Выслушав старцев, Ровоам отослал их и призвал к себе юношей, которые выросли вместе с ним и с которыми он прежде проводил время в забавах, и стал советоваться с ними. Юноши сказали ему: «Так следует отвечать народу твоему: "Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами"».
На третий день Иеровоам и весь народ израильский явились к Ровоаму, чтобы узнать о его решении. Люди надеялись на смягчение податей, но царь отвечал народу сурово, он пренебрег советами старцев и говорил так, как научили его молодые люди. Израильтяне в негодовании отказались признавать его царем и разошлись по своим шатрам, а когда Ровоам послал сборщика податей, того забросали камнями и убили. Увидев, что народ больше не слушается его, царь в страхе бежал в Иерусалим. Из всех колен Израильских только колена иудино и вениаминово остались под властью потомков Давида. На их территории образовалось царство Иудея со столицей в Иерусалиме (http://www.proza.ru/2013/05/23/305). Остальные колена провозгласили царем Иеровоама (http://www.proza.ru/2013/05/26/641). Его царство продолжало именоваться Израилем.
На пятом году правления Ровоама египетский фараон Шешонк I захватил многие иудейские города и подступил к Иерусалиму. Князья Иудеи собрались к царю и думали, как помочь беде. Тут явился перед ними пророк Самей и сказал: «Так говорит Господь: "Вы оставили Меня, и за это Я погублю вас руками Шешонка"». Царь и его князья пришли в ужас. Они вздыхали и говорили друг другу: «Праведен Господь!» Бог увидел, что они раскаялись в прежних грехах и сказал Самею: «Поскольку князья иудейские смирились передо Мной, Я не покину их и вскоре дам им избавление. Не будут иудеи истреблены руками Шешонка, однако они сделаются слугами его, чтобы знали, каково это отринуть Меня и служить царствам земным!» Вскоре египтяне вошли в Иерусалим, ограбили храм Господень, опустошили царский дворец и захватили все несметные сокровища, которые оставались после смерти Соломона. Пришлось Ровоаму заменить кованные золотые щиты, бывшие у его отца, на медные.
2. Религиозная реформа Иеровоама
Иеровоам I (931-910 гг. до Р.Х.) обстроил Фирцу и устроил здесь свою столицу. Власть его была крепка, но он видел, что люди из его царства продолжают ходить в Иерусалим, чтобы приносить жертвы в храме Господнем, и это тревожило его. Иеровоам сказал себе: «Если так будет продолжаться, то сердце народа опять может обратиться к Ровоаму, царю иудейскому». Чтобы не допустить этого, Иеровоам сделал двух золотых тельцов и сказал израильтянам: «Не нужно вам больше ходить в Иерусалим; вот боги ваши, которые вывели вас из земли египетской». И поставил Иеровоам одного тельца на юге страны в Вефиле, а другого на севере – в Дане. Храмы были возведены на высотах, где раньше располагались ханаанские капища Эля. А священниками при них царь поставил людей, не принадлежавших к числу левитов. Израильтяне стали ходить туда, приносили перед идолами жертвы и оставили храм Господень в Иерусалиме. Таким образом, по вине Иеровоама весь народ уклонился от Господа и обратился к идолопоклонству. Вслед затем Иеровоам установил в своем царстве праздник Кущей, подобный тому, какой справлялся в Иудее. Сам он приехал в Вефиль и приносил здесь обильные жертвы.
В это время было слово Господне к пророку Иадону из Иудеи. Он пришел в Вефиль, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: "Вот, родится сын в роде царя Давида, имя ему будет Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе". А чтобы вы знали, что это слово изрек Сам Господь, вот вам знамение: этот жертвенник сейчас распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь услышал пророка, указал на него рукой и велел: «Схватите смутьяна!» В тот же миг рука его одеревенела, и он не мог повернуть ее к себе. А жертвенник распался, и пепел с него рассыпался, по знамению, которое дал Иадон. Иеровоам испугался. Он сказал пророку: «Помолись Господу обо мне, что бы я мог повернуть к себе мою руку». Иадон помолился, и рука Иеровоама опять стала действовать. Царь предложил: «Зайди ко мне в дом и подкрепись пищей, а я дам тебе подарок». Но пророк отвечал ему: «Хотя бы ты давал мне половину своего дома, я не пойду с тобой и не буду есть твой хлеб и не буду пить воды в этом месте!» С этими словами он оставил Вефиль и ушел прочь.
3. Господь гневается на Иеровоама
Вскоре у Иеровоама заболел сын Авия. Царь сказал жене: «Встань, переоденься, чтобы тебя не узнали, и пойди в Силом. Там живет пророк Ахия, предсказавший мне, что я буду царем. Пусть он скажет тебе, что будет с нашим сыном». Жена Иеровоама так и поступила: отправилась в Силом и вошла в дом Ахии.
Ахия был уже слеп от старости, но он тотчас узнал царицу и сказал ей: «Войди, жена Иеровоамова! Для чего тебе было переодеваться? Разве скроешься от взора Господа? Пойди и скажи Иеровоаму: "Так говорит Господь Бог Израилев: «Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего. Я отторг царство от дома Давидова и дал его тебе. Но ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал Мои заповеди и который следовал за Мной всем своим сердцем. Ты поступил хуже всех, что были прежде тебя! Ты сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражать Меня. За это Я наведу беды на дом Иеровоамов и вымету его, как выметают сор, дочиста. Кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные!»" Теперь иди обратно в свой дом и оплачь своего сына, который непременно умрет. Он будет единственный из всего рода Иеровоама, которого похоронят в гробнице, ибо только в нем Господь нашел что-то доброе. И поразит Господь Израиль за грехи Иеровоама, и будет он, как тростник, колеблемый в воде. И извергнет Господь израильтян из этой доброй земли, которую Он дал их отцам, и развеет их за рекой, за то, что они сделали у себя идолов и безмерно раздражали Господа!»
Выслушав это грозное пророчество, царица встала и пошла обратно, и лишь только она переступила через порог своего дома, ее сын умер.
4.Воцарение Ваасы и истребление дома Иеровоамова
После смерти Иеровоама I в Израиле воцарился его сын Нават (910-909 гг. до Р.Х.). Он поступал также, как отец, и делал неугодное перед очами Господа. Когда Нават процарствовал два года, против него устроил заговор Вааса, сын Ахии, из колена Иссахарова. Он напал на царя, осаждавшего филистимлянский город Гавафон, убил его и воцарился вместо него. Вслед затем Вааса (909-886 гг. до Р.Х.) истребил весь дом Иеровоама, не оставив в нем ни одной живой души. Так исполнилось пророчество Ахии Силомлянина.
Однако и сам Вааса оказался ничем не лучше своих предшественников: он был такой же идолопоклонник, как Иеровоам, и делал неугодное перед очами Господними. И было слово Божье к пророку Иую, сыну Анании, о Ваасе: «Я поднял тебя из праха и сделал вождем народа Моего, а ты пошел путем Иеровоама и ввел израильтян в грех! За это Я отвергну дом Ваасы и все потомство его, и сделаю с домом его то же, что сделал с домом Иеровоама! Кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы, а кто умрет у него в поле, того склюют птицы небесные!»
5. Смуты в Израиле после смерти Ваасы
После смерти Ваасы израильский престол перешел к его сыну Иле (886-885 гг. до Р.Х.). На второй год начальник колесниц Замврий составил против царя заговор. Он узнал, что Ила лежит пьяный в доме своего управляющего Арсы, пришел туда и умертвил его. После этого Замврий сам взошел на престол и провозгласил себя царем. Придя к власти, он первым делом истребил весь дом Ваасы, предав смерти всех его родственников и друзей. Но сам Замврий царствовал над Израилем только семь дней.
Когда войско, осаждавшее Гавафон, узнало о свершившемся перевороте, оно провозгласило царем военачальника Амврия. Тот немедленно двинулся от Гавафона и вступил в Фирцу. Замврий увидел, что город взят, поджог царский дворец и погиб в пламени. Часть народа тут же объявила своим царем некоего Фамния. Однако Амврий осилил своих врагов, убил Фамния и занял престол (885-874 гг. до Р.Х.). Шесть лет он царствовал в Фирце, а потом купил гору Семерон, застроил ее и назвал основанный им город Самарией, по имени Семира, прежнего владельца горы. С тех пор она стала столицей Израиля.
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576
Свидетельство о публикации №211020100308
Юрий Николаевич Горбачев 2 18.04.2023 14:00 Заявить о нарушении