Пуко Пётр Израилевич

Педагог, художник, мыслитель.

...туман подёрнул тонкою вуалью, надежды лёгкую печаль...

Пуко Пётр Израилевич   (1915 –2000)

… нас призвали в ополчение, как только началась война с фашистской Германией.
Мы, студенты, пришли на сбор к стенам Академии художеств, к Сфинксам.
Нам дали по одной винтовке на троих и вывезли к Мельничным ручьям.
В деревенских условиях нас учили построению, шагистике.
 А надо было учить ползать,..
бегать на полусогнутых, зарываться в землю, метко стрелять.

… через десять дней нас вывезли на передовую. Воевал я всего одну минуту.
Нас командир поднял в атаку из окопов.  «За Родину! За Сталина!»
Его первым сразило. Следом выскочил за ним и я. Меня тут же ранило в голову.
Снесло осколком пол-челюсти. И я упал. Потом лазарет и эвакуация в город Самарканд.

… в Самарканде я преподавал в школе узбекским  ребятишкам русский язык и рисование. На переменках я с ними играл в чок-чок, ишачок... Они меня за это очень уважали и слушались. А директор школы меня всё время строжил, говорил, что нельзя так себя вести с учениками запанибратски...

… в Ленинград доучиваться в Академию вернулись с фронта не все. Многие погибли.
Мы, немногие, оставшиеся в живых, добрались до диплома.

… в Мухинке Пётр Израилевич преподавал рисунок.
Сквозное рисование и пластика силуэта. Проповедовал рельефное рисование.
Говорил, что бумага не терпит ярко выраженных объёмов, характерных для круглой скульптуры. Гольбейн был путеводной звездой в пространстве, которое мы создавали на плоскости белого ватманского листа простым карандашом.

… избранных Пётр Израилевич приглашал к себе в мастерскую.
Показывал свои живописные работы. Академические и последних лет. Работы последних лет нам очень нравились своим троице-рублёвским колоритом и современным стилем.

… настраивал нас, через рисунок, на философское восприятие и осмысление гармонии и дисгармонии. Ощущать и понимать  единое целое замкнуто-разомкнутого пространства и проникать в параллельные Миры.


Рецензии