Прогресс и духовный мир человека

               
Лаборатория профессора представляла  собой  морской аквариум  гигантских  размеров, что  озадачило сразу  же аспирантов: Найденова и Поплавского. Они  представляли увидеть научную  космическую лабораторию с моделями  летательных аппаратов, сплошь заполненную  разными  приборами, компьютерами  и прочей научной  утварью, а  увидели  аквариум  с какими - то морскими  тварями.
Профессор Преображенский  уловил смятение своих гостей и поспешил  рассеять его:
- Вы не удивляйтесь  моим занятием. Раз напрашиваетесь, а это  я  вижу  по  выражению  ваших лиц, на вопрос:  мол,  какое  имеет  отношение морское млекопитающее  к  космосу. Отвечу  сразу: Это участники полета  в  космос вместе  с  вами, коллеги. Это длинный  разговор. Сейчас только общее  знакомство с предстоящей  работой здесь с морскими обитателями, а именно дельфинами.
-Но  мы сгораем  от любопытства и просим посвятить  нас в этот  вопрос  сейчас,- настойчиво, почти  умоляюще попросил Найденов  профессора.
-Вы настаиваете, коллеги? Это хороший  задаток  к нашей  работе,- похвалил Преображенский,- что  же, я готов разрешить  все  ваши  сомнения. Вот  только для  начала стоит перекусить. Вы не  возражаете  друзья? Вижу ,что нет. Сейчас  распоряжусь.  Проходите в мой кабинет.


Кабинет профессора имел  вид помещения космического  корабля с полной начинкой всех  приборов  и ограниченного  пространства, которого  едва  хватало  для размещения трех-четырех человек. Найденов и Поплавский пришли в  изумление. Все выглядело  фантастически, соответствующее их мечты. Они возгордились сознанием своей  причастности к космическим  событиям современности, великим дерзаниям человечества.

Появилась горничная с тележкой разных   яств. Все  они имели  вид  пакетиков  и  тюбиков.  Сам  профессор  появился как призрак  неоткуда.
-Прошу,  друзья к скромной  трапезе,- пригласил он. Не удивляйтесь еде, это пища  космонавтов.  Вам  придется  к ней  привыкать, но  не  только  к  ней. Еще кое  к  чему. Не окончив  фразы, тут  же замигали  сигнальные  лампочки, свет  зажегся красный, и помещение стало наполняться вакуумом. Поплыли все пакеты со  столика, да  и  сами присутствующие повисли  в  воздухе.
-Это невесомость, коллеги,- пояснил полушутя профессор. Будем в  таких  условиях морить  червячка.
Найденов и Поплавский стали  неумело  ловить тюбики с едой, комично кувыркаясь в пространстве. Профессор подшучивая, заразительно смеялся, глядя на акробатические  трюки аспирантов. При этом причитал: - это ваше  крещение.    
До еды  дело  не  дошло. Они не смогли воспользоваться  дарами  космоса. Только, когда  прекратилась через несколько  минут круговерть, и все стало  вновь  земным, друзья, придя в себя полные  смущения, приступили  к еде. Профессор  уже не  подшучивал, а приняв  строгий вид, заметил:
- Придется  с  вами  серьезно  позаниматься. В космосе толи  еще  бывает. Мне  нужны выносливые, тренированные  люди. Думаю, вы осилите условия космоса.
-А теперь выполню  вашу  просьбу: зачем я изучаю дельфинов? Это  вы хотели узнать?
- Да, Сергей  Павлович, если  можете. Нам очень  хочется узнать,- чуть  ли не  слезно стали  просить профессора. Об этом мы нигде  не  слышали.
Польщенный  похвалой  Преображенский начал  экскурс в научную работу:
-Я  изучаю дельфинов не  для того,  чтобы с ними общаться. Главное  понять  нечеловеческую  логику, чтобы потом, в космических  мирах, с  ее  помощью, расшифровывать  послания представителей внеземного разума.
Установилась дружеская  атмосфера. Аспиранты с затаенным  дыханием внимали каждое  слово  профессора. Было  очень интересно слушать ученого, посвятившего всю  свою жизнь изучению  языка  животных.
В паузе, Найденов задал интригующий  вопрос:
-Профессор, извините за  то,  что я забегаю вперед, но меня мучит вопрос: Разве  возможно распознавать разумный сигнал?
Преображенский  сморщил  лицо, что  без  труда  можно  было  определить  его  недовольство  поспешностью коллеги, но  не  стал обострять  обстановку. Он только сделал замечание, как,  между  прочим: поспешность в нашем  деле  может  здорово  навредить. Раз  возник  вопрос, то начну разговор с него. И  так:
-Предположим,  что  вы  перехватили в космическом  полете  переговоры инопланетян  между  собой  или адресованные  вам. Как их  расшифровать?  Или, хотя бы  распознать  среди какофонии  космических  сигналов?  Вот  об  этом  я серьезно  и  задумался. В результате многолетних  поисков, я  пришел  к оригинальному способу, благодаря  которому выяснилось, что  из  всех животных дельфины  говорят  на…инопланетном  языке! Да! Да! Не удивляйтесь. Я не одинок  в  своих выводах. 
- Есть  ли еще  где  ни будь подобные  работы? – Спросил Поплавский в разрез  мыслей  профессора, на что тот прореагировал положительно, даже одобрил  вопрос: 
-Спасибо, коллега! Есть работы в Институте  поиска  внеземного  разума  в штате Калифорнии. Мы встречаемся с ними  на  симпозиумах, обмениваемся своими  успехами, но не  всеми. Есть вопросы государственного значения. Но  вернусь к нашему начатому  разговору  о  разумных  сигналах из  космоса:
-Как нам  всем  хорошо  известно, дельфины  свистят. Это их  разговор. Я не беру это  слово  в  кавычки, ибо это  действительно  разговор.
Чтобы  найти  смысл  свиста  дельфинов, я использовал  метод,  применяемый в  связи, а именно  математические  приемы, позволяющие  проанализировать  любую  последовательность  символов, будь  то  серия  оснований  ДНК, цифр, букв  или  фраз  на  предмет  содержания  в  ней информации.
 
Аспиранты неожиданно услышали свист дельфина из аквариума, расположенного в дальнем углу. Друзья  опешили. В этих  звуках присутствовало нечто сожалеющее и умоляюще, скорее  всего, тревожное. Профессор  тут  же  засуетился, подбежал  к огромному экрану компьютера, включил его. На  нем запрыгали волнистые  линии, всплески  различной высоты и какие  - то знаки. Профессор тут же пояснил,  что дельфины «заговорили». Завыли  сирены, возвещающие  о данном  событии. Он  пригласил к приборам своих коллег. На одном  из экранов  монитора, профессор  указал кончиком ручки на предложение английского текста  и пояснил  присутствующим:
-Заметьте, коллеги, в этом типичном тексте сколько  раз и в какой  последовательности  встречаются  одинаковые знаки?  Ведь  в  осмысленном  тексте  не  могут  стоять  подряд несколько  одинаковых букв, не  только  в  нашем  предложении, но  и в любом  другом  и на любом  языке. Они  встречаются  в  некоторой  периодичностью. Вы согласны Коллеги?
- Это из  области  лингвистики, профессор? – Спросил осторожно Найденов.
- Совершенно  верно, молодой  человек, - самодовольно  ответил  тот,- скажу больше, что  не  только лингвистика тут  присутствует, но  математика.  Смотрите  сюда. Строим график, как  предложили ученые  из Гарвардского  университета, для частот  появления  букв в порядке  и в логарифмическом  масштабе. Видите, получается наклонная  линия  с угловым  коэффициентом -1.
- А для других языков? - Встрял нетерпеливо Поплавский в рассуждения профессора, на  что  последовала его неодобрительная  реакция:
- Вы невнимательны, дружище. Я ранее  сказал, что  это относится к любым языкам. Что  касается  абсолютно  случайного набора знаков, который  не  несет никакой  информации, располагается  горизонтально. На  досуге проверите.
- А как  обстоит дело с языком обезьян? Ведь они  наши ближайшие  родственники?
-Вопрос резонный.  Спасибо, коллеги за  него. Я ожидал  этот  вопрос.
- Заметьте, что  всякая  абракадабра, прошедшая  сквозь сито  математических формул, на  нашем графике покажет нулевой  результат. Предлагаю вам, аспиранты  домашнее  задание:  проверить  обезьянью  «болтовню» и человеческую  речь по моему методу  и доложить на  следующем научном  совете.
                *****   


Рецензии