ИМЭЛ или Кто следующий

Здание  с этим странным названием стоит напротив моего дома, и я могу его видеть со своего окна. Аббревиатура ИМЭЛ означает – Институт Маркса, Энгельса, Ленина. Раньше оно называлось ИМЭЛС. Буква «С» означала Сталин. Но когда вождя всех трудящихся убрали с Мавзолея, с названия этого учреждения убрали букву «С».
  Как ни странно, это коммунистическое здание строили пленные немцы времен Великой Отечественной войны. Будем считать, что это вклад фашистской Германии в построение коммунизма в нашей стране. А если учесть, что в строительстве этого культового здания
использовали могильные плиты с армянского кладбища, то это здание будет к тому же иметь и мистическую и даже трагическую окраску, если не считать комично-театральное  «покушение» на главу Госсовета Э.Шеварднадзе, имевшее место во дворе этого здания, куда в то время переместился центр управления страной.
  Это было здание, которое доминировало на всем проспекте Руставели. За это строение архитектор Щусев получил Сталинскую премию. Фасад  института украшали барельефы классиков марксизма-ленинизма, исполненные тоже классиками, но уже грузинского изобразительного искусства.
  В начале девяностых, новая власть Грузии убрала с фасада здания барельефы, несмотря на высокий художественный уровень произведений и имена тех, кто их создал. Для новой власти независимой Грузии здание ИМЭЛ-а носило культовый характер эпохи социализма. А когда приходит новая религия, она всегда расправляется со старой. Коммунизм, тоже, по существу, был религией, имея все атрибуты, которые обычно имеет религия. А именно: священные писания – История компартии и труды классиков марксизма-ленинизма, храмы – здания ЦК, райкомов и т.д. ; прах и мощи святых – Ленин в Мавзолее, «вечный огонь», могила неизвестного солдата; загробный мир – светлое будущее коммунизма; религиозные мученики – пожалуйста: Сергей Лазо, 26 Бакинских Комисаров,   Сергей Миронович Киров и т.д.; воинственных ангелов – Феликс Дзержинский, Ежов, Берия и другие. Не буду больше распространяться на эту тему, а только скажу, что в здании ИМЭЛ-а было много картин на тему Октябрьской революции и знаменательных событий из истории Компартии (кстати, несколько работ были написаны моим отцом и дедом), чем тебе ни иконы?
  Участь барельефов на фасаде коснулась и живописи, хранящейся в ИМЭЛ-е. В один прекрасный день, после ликвидации этого партийного института, картины погрузили на огромный грузовик, вывезли за город, на свалку мусора и... сожгли. Тот, кто дал такое распоряжение, еще не знал, что вскоре начнется бум на произведения соцреализма, и за него будут платить большие деньги. 
  После развала Союза, здание  постоянно меняло названия. То это было здание Госсовета, потому что Дом правительства сильно пострадал в ходе Тбилисской войны 1991-1992г., когда гвардейцы господина Китовани из пушек стреляли по зданию Дома правительства, где засел в бункере первый президент  Звиад Гамсахурдия. Затем, после Абхазской войны 1992-1993г. здание передали абхазскому правительству в изгнании. После этого оно переходило из рук в руки, разным ведомствам и организациям. В конце этого калейдоскопа на здании бывшего ИМЭЛ-а, которое было отреставрировано, появилась вывеска Министерства Иностранных дел, которое вскоре должно было там разместиться. Но министерству так и не суждено было перейти в это здание. Его вынуждены были срочно продать иностранному инвестору, которому не понравилось здание напротив, а именно, бывшее Министерство Юстиции, и он захотел купить ИМЭЛ. Инвестор, это Кампински, который решил превратить бывший партийный институт-музей ИМЭЛ в отель. Первое что сделали, это повесили на фасаде огромный рекламный  щит, на котором изображен отель Кампински после реконструкции здания.
 Но чтобы очистить площадь, на которой будет построен гостиничный комплекс, нужно было разрушить один дом. И не просто дом, а недавно выстроенный многоэтажный жилой корпус, в который уже вселились жильцы, предварительно сделав дорогостоящие ремонты. Дом, конечно, разрушили, жильцов выгнали,  при этом, не дав никакой компенсации.  И вот, после того как снесли тот дом, приступили к постепенному разрушению и самого здания ИМЭЛ-а.
  Его бы наверно разрушили бы, но вдруг началась Пятидневная  война с Россией, и всем стало не до ИМЭЛА. Все попрятались, работа приостановилась. А затем последовал мировой экономический кризис, который еще дальше отодвинул строительство отеля.
 Не знаю, когда оно начнется и когда кончится, но недавно я проснулся рано утром от лая собак. Выглянув в окно, я увидел большую свору собак, которые поселились на заброшенном дворе ИМЭЛ-а. Это были бездомные собаки, которые в этом полуразрушенном здании нашли свой приют-ночлежку. Но и им там долго не суждено было оставаться. Вскоре, приехала машина службы вылавливания бездомных собак, и, выловив, их увезли в неизвестном направлении. Как когда-то картины вывешенные в ИМЭЛ-е.
 В настоящее время здание пустует. Надолго ли. Кто следующий?
               


Рецензии
Уважаемый Джованни!
Стену моей московской квартиры украшает ваша картина !улица Елизаветинская" с изображением дома № 31, в котором я вырос (выполнена вами по заказу моего сына).
В издательстве "Электронная книга" вышел сборник моих рассказов "Мой Тбилиси". Его обложка выполнена моим сыном с использованием всё той же картины (со ссылкой на автора).
Теперь об ИМЭЛ-е. В 1963 году Министерством приборостроения СССР, наше Конструкторское бюро было назначено стороной, принимающей в Тбилиси международную научную конференцию по проблеме аналитического приборостроения, в которой предполагалось участие около 150 иностранных учёных специалистов.
Предстоящее событие рассматривалось на заседании Правительства, которое наподобие Присяжных заседателей должно было вынести вердикт, ответив на один только вопрос: есть ли в городе хотя бы одно учреждение, располагающее туалетом, в который не стыдно было бы пригласить иностранца. После долгих дебатов таким единственным учреждением был назван Щусевский ИМЭЛ.
В один из дней наш секретариат работал допоздна и я пошёл искать ночного коменданта, чтобы сдать ему помещение. В своих поисках я спустился в подвал и открывая одну за одной двери, наткнулся за одной из них на жуткую картину. При тусклом свещении дежурной лампочки (почему-то синего цвета)от пола до потолка в форме правильного конуса возвышалась рукотворная гора из массы одинаковых, в четверть метра высотой гипсовых слепков настольных бюстов И.Сталина. Отливающие зловещей синевой глядящие во все стороны лики недавнего диктатора производили жуткое впечатление и не могли не ассоциироваться с "Апофеозом войны" Василия Верещагина. Зачем эти несколько сот голов туда свалили неизвестно. Видимо по причине того, что они были сделаны из негорючего материала и новая администрация пока не придумала, что с ними делать.
А ваш очерк об ИМЭЛ-е замечателен и концовка делает достойным отнести его к жанру (если таковой есть) политической новеллы. С уважением, Арлен Аристакесян


Арлен Аристакесян   19.03.2011 23:55     Заявить о нарушении
На 100 % согласен с твоикй мнением, дорогой мой коллега Арлен! Я только что был на скайпе с Рубеном Калитчевым, рассказал об этой статье и послал ему!

Всеволод Мохов   11.05.2013 15:10   Заявить о нарушении