9. 1981 г. Ромашки. Любить сильнее возможного, 15

24.08.81
Здравствуй Виташенька!
Доехали с Серёжей очень удачно. Грибов оказалось много. Засолила 1/2 ведра и 1/2 литра замариновала. Приехала вся мокрая. Думаю и надеюсь, что обойдётся без простуды. Работы много и сидеть дома мне нельзя.
В пятницу не дозвонилась до Лены. В субботу днём её тоже не было. Думала, что уехала с Сашей в Грузино.
Вечером ездила к дяде Моти, у него был день рождения. Позвонила от них, Лена оказалась дома. Как мне сказала, поехала в пятницу в Зоосад, был дождь, и они зашли к знакомым, у которых Лена жила зимой, и там заночевали.
Сашенька в воскресенье вела себя очень хорошо. Выросла и изменилась. Говорит не на много лучше. Просила всё почитать ей. О даче ничего не говорила. Ходили гулять.
Лена обещала приехать вечером. Звонила ей с 11-ти, а позвонила она после 12-ти ночи. Сказала, что еле попала на поезд.
Тёти Маши хозяева тоже еле смогли попасть на автобус в районе Сосново, ездили за грибами.
Сегодня утром Лена еле успела до моей работы. Ключи отдала на улице около дома, Саша ещё спала. Вечером обещала Лена позвонить, но звонка нет и дома её нет. Странно она себя ведёт.
Велела взять Сашеньке немного винограда и пару яблок, но ничего не взяла. По-моему она до сих пор не ходила с Сашей к врачу – почему, не понимаю, ведь ей гораздо лучше отдать Сашу в садик.
Звонила няня, просила передать тебе привет и наилучшие пожелания.
Извини, что так подробно пишу тебе, может быть, это всё лишнее. Ты Лене ничего не пиши.
Надеюсь, что всё правда в её рассказе, но уж очень непонятно вы себя ведёте, ведь вам уже не 17 лет.
В субботу забыла, что надо купить гуталин, вспомнила только утром в воскресенье. Стала варить его, но не было сажи, если бы знала, заранее попросила бы на работе. Пришлось использовать всё что нашлось, гуталин из 2-х тюбиков, даже чёрную акварель, коричневый гуталин, что получилось напиши?
И пиши, пожалуйста, почаще, а то ты последнее время совсем не пишешь.
Лене отдала 6 р. Себе оставила 2 р. Так что пока ничего нет.
Целую мама
===============================

24.08.81
Привет, Виталька!
Пишу из твоего дома (понедельник). Л.С. ушла на работу, а мы с Шуркой скоро поедем в театр.
Вчера от тебя приехала только в час ночи, замёрзла страшно, а с трёх ночи начались телефонные звонки. Я озверела и отключила телефон.
Удалось ли вам полакомиться грибами? Не поймали ли тебя с твоим ароматом?
Будь благоразумненьким, не продлевай себе срок.
Жду писем.
Сейчас бежим, уже 9.30, пора на работу. До скорого свидания, жди посланья, сегодня вряд ли – много дел, разве что к вечеру. Не скучай, целую, обнимаю крепко.
Всё, бегу!
Пока, малыш!
===============================

26.08.81
Виташек, я продала разводную марку, что делать? У меня невесело с работой, напишу вечерком, завтра экзамен, закапываюсь, скоро выгонят с работы.
Что у тебя? Письма до сих пор нет, уже среда, ручку потеряла, пишу карандашом. Хочу в Ромашки, я в растерянности! Но это не главное, главное – я пишу, чтобы ты больше не ругался, чтобы у тебя в письмах не было перерывов.
Правильно? Хоть пару слов, но чаще.
Привет, малыш, бегу в поликлинику собирать справки. Целую, скучаю.

P.S. Что ж теперь с разводом-то делать?

Сашка вспоминает тебя, по-моему, хочет видеть – так говорит. По утрам спрашивает, папа скоро вернётся?!
===============================

27.08.81
Привет, малыш!
Сегодня уже 27-е – осталась совсем ерунда – какие-то 20 дней!
Что-то от тебя писем давно нет. Это ты виноват или почта? Очень плохо, когда нет писем, я очень люблю получать хорошие письма. Кажется мне, что наступила осень – у нас уже дожди, холод, скоро, вероятно, родители не выдержат и вернутся. Хочу свою квартиру!
Как твои танкистские дела? Я уже не представляю тебя в штатском.
Всё, бегу в магазин. Сашка уже одета. Отправляю пока это, остальное потом.
Целую, напишу позднее.
===============================

29.08.81 Ивановой Саше
Здравствуй Саша!
Я сейчас от тебя далеко, служу в нашей Красной армии. Служить мне осталось уже совсем немножко, и я скоро приеду. Когда я вернусь, мы все – ты, я и мама обязательно сходим в Зоопарк и посмотрим там всех зверей. А ещё мы сходим в Сосновку, как ходили с тобой весной, на детскую площадку и в много-много других разных интересных мест.
В армии я езжу на большой машине, которая называется танком, потому что у неё вместо колёс гусеницы, а впереди пушка. Из пушки можно стрелять, и я уже научился стрелять очень метко.
В свободное время, когда мы не стреляем из пушки и не ездим на танке, я собираю грибы и ягоды. Их здесь очень много, потому что кругом – лес. Грибы разные – белые, подберёзовики, красные, грузди. Ягоды – малина, черника, брусника, земляника. Ты, наверное, уже все знаешь, правда?
Спасибо тебе за подарок, который ты мне послала вместе с мамой. Он мне очень понравился, и я его теперь всё время ношу с собой.
Посылаю тебе шоколадку (конфетку – на усмотрение мамы). Буду очень рад, если тебе понравится.
Веди себя хорошо, слушайся маму. Не забывай меня. Я скоро приеду.
Передавай привет маме, поцелуй её за меня.
Крепко тебя целую,
твой папа, Виталик

P.S. Напиши мне тоже письмо, я буду очень ждать.

Маме!
Перед тем, как читать Сашке письмо, купи, пожалуйста, ей шоколадку или хотя бы вкусную конфетку, булочку, что-нибудь…
Расскажи ей обо мне сказку.
===============================

31.08.81
Здравствуй мама!
У меня всё в порядке. Здоров. Осталось уже немного, всего 18 дней. 11-го и 12-го сентября у нас будут небольшие учения, 14-го первый экзамен. Эта неделя – последняя неделя занятий, потом подготовка к экзаменам. Теперь время полетит быстро. Скоро увидимся.
Спасибо тебе за письма, получаю регулярно.
Лена приезжала ко мне 23-го, привезла много всего вкусного: арбуз, мясо, пирожки, вина (оно было очень кстати – спасибо!) и др. Мы с ней провели весь вечер, уехала она только пол десятого. Сашку забирать уже было поздно. Ты уж её извини. А яблоки и виноград ей, наверное, взять было неудобно.
Вчера воскресенье прошло довольно быстро, работ не было, играли в футбол, волейбол. В магазин военторга завезли арбузы, и мы с товарищами купили один, килограмм на 9. Арбуз оказался очень удачным – красный и сладкий, наелись до отвала. Вечером заходили в кафе – виноград, лимонад, конфеты. В общем, устроили обжорный день.
Деньги расходятся быстро. Если у тебя будет возможность, пришли мне, пожалуйста, на обратную дорогу к 18-му числу, лучше прямо в письме, как ты это делаешь.
Твои лекарства для ног мне очень помогли, теперь уже практически всё сошло.
Как у тебя со здоровьем?
Извини, что давно тебе не писал, но последнюю неделю совсем не было времени – много работали и занимались.
Пиши мне. Жду твоих писем.
Большой привет няне.
Целую. Виталик
===============================

01.09.81
Милый, добрый Виташа!
Чем-то попала в твою немилость. Знаю чем, об этом ты прочитал в прошлом письме. Спускаюсь к ящику каждый день. Но, увы, безрезультатно.
Сегодня 4-ое августа. Сегодня Ленка должна была уехать во Львов. Через броню вранья узнаю, что пока не уехала. Мне сутки не звонила – Довлатовы запрещают. Они взяли у неё деньги (не помню, писала ли), ВСЕ, якобы в долг, теперь он, оформив её, везёт во Львов. Дружеская услуга за 90 р., везёт, естественно, за государственный счёт. Это было бы действительно дружбой, если бы не этот факт с деньгами.
Дня четыре она опять торчала там – в воскресенье приехала ко мне, раньше же оказывала «медицинскую помощь» - укладывала, раскладывала по постелям, в квартире, где собачье дерьмо разбросано, как цветы на свадьбе, а от постели воняет мочой (всё с её слов, где дошли до того, что гадят дамы на улице при ярком солнечном освещении
Пытаюсь ей объяснить, что она теряет женственность, что женщина не должна водиться с пьяными мужиками. Почему она считает это признаком товарищества? Не знаю. Альфонсы, алкоголики, люди, которые могут только компрометировать своим знакомством. Конечно, они ненавидят меня, чем, между прочим, я горжусь.
Пиши мне, как твои бега. Где ты.
Целую, держись. Ирина.
04.08.81

Посылаю тебе своё прежнее неотправленное письмо. Не посылала от обиды за молчание.
Целую.
---------

Виталище, дорогой!
Отвечаю тебе с запозданием, попалась же мне книженция, да на короткий срок, да такая, что говорить о ней надо при встрече.
Смею тебя уверить, что письма ты писать умеешь. Успокоить и наставить на путь тоже.
Кажется, у Жени (из ЦКТИ) будет помощник. Женька же опять чинил мою ногу, которая болела и изводила мою душу в течение 3-х недель.
Что-то ты, мой дорогой, подозрительно высчитываешь дни трезвости. В последнем письме цифра 50. Неужели, тебе не противен вертеп, именуемый тобой же «русской фиестой»?
Лялька, любимая мной, всё же мерзавка и идиотка редкая. Кажется, она напрочь записала себя в ненавистный мне легион соплевытиралок. Сидит без копейки. Но на этот раз я тоже. Отпускные её все на Кировском. Сахарова мне жаловалась, что ОНИ на неё много денег потратили (рублей 200!), теперь же лелеют мечту «занять» у Левитского 150 р. Зуб даю, никогда не отдадут.
Отвечаю тебе твоими словами – не грусти, дружище!
Познакомилась с Санькой-Шурочкой. Бог мой, никогда не думала, что ты так боишься собак и любишь сосиски! Но это ты сидел за столом и бросал в меня маленьким мячиком и чуть не попал в… рюмку. Вылитый папа!
Пытаюсь вытирать ноги на пороге собственного дома. Как бы хотелось тебя увидеть, поговорить, посмеяться, поплакать. Лялька говорила, что ты грибы собираешь мешками? Может быть, ты мне покажешь места, если мы с Володей приедем с палаткой? Ведь я умею их консервировать жаренными на всю зиму.
Надеюсь, что Новый год мы будем встречать вместе, а лесные жаренные грибы в январе, да со свиной ногой……
Ну, на сегодня всё. Целую тебя.
Ирина
===============================

01.09.81, 4.30
Здравствуй Леночка!
Получил сегодня твою записку. Обещанного Послания мне, видно, так и не дождаться. Ну, да я уже скоро буду в Ленинграде.
В воскресенье 23-го всё прошло нормально, даже было неплохое продолжение. Ребята приготовили великолепные грибы – жарёху с картошкой. Шурику Изотову удалось увезти на прод. складе отличных солёных огурцов. Заварили настоящий крепкий чай, который ты привезла. Пир продолжался (после мытья полов и посуды) до часу ночи. Не хватало только бутылки. Даже Боб, глядя на меня, сказал, что неплохо было бы под такую закуску пропустить стаканчик. Лишь я чувствовал себя превосходно – ты мне подарила замечательное воскресенье.
Неделя прошла, как обычно, однообразно и потому быстро. Некоторое разнообразие внесло неожиданно включённое занятие по вождению танков. На этот раз трасса была небольшая, километра 2, но сложная – с крутым подъёмом, градусов 35, и остановкой на подъёме и таким же, если не круче, спуском. На спуске, к тому же, надо было выполнить «змейку», т.е. проехать зигзагом между тремя столбами, стоящими через 12 метров в линию.
Водить, если в июне мы немного и научились, то за два месяца, конечно, уже всё забыли. Не обошлось без небольших недоразумений.
Смирнов Шура умудрился на ровном месте с хорошей скоростью налететь на сосну сантиметров 20 в диаметре и сломать её. А что творилось на спуске и подъёме в двух словах не расскажешь. Потом. Все остались живы, и слава богу.
Стреляли из танка с коротких остановок из пушки и пулемёта, играли в карты – покер, храп (последнее время новое увлечение). На занятиях в перерывах играли с Бобом в трясучку. Я имел глупость один раз «уговориться» и немного у него выиграть. Теперь он от меня не отстаёт.
В субботу был строевой смотр. Наш взвод досматривал (буквально) лично полковник Чернов – зав. Кафедрой.
Построили нас на плацу. Проверяли внешний вид от сапог до пилотки, заправку. Перед смотром почти всю роту заставили снова постричься. Вытряхивали перед строем содержание вещмешков, правда, об этом мы знали заранее, и мешки были значительно похудевшие, а у некоторых совсем пустые.
У Боба в мешке оказалась одна коробка спичек, которую он и выложил, - и всё.
Проверяли наличие расчёсок, носовых платков (для многих это было неожиданностью) и содержание карманов, заставили снять по одному сапогу и поднять гимнастёрку. «Вшивники» уничтожались на месте, но так как об этом нас тоже предупредили, таковых практически не оказалось. Все мёрзли в одних гимнастёрках.
Затем была индивидуальная проверка строевой подготовки. На ней я получил твёрдую тройку, а некоторые двойку.
В воскресенье 30-го не работали. Весь день, чтобы быстрей пролетело время, играли в карты.
Сегодня я опять в наряде, на этот раз – дежурным по роте – после старшины самое главное лицо в роте, оказали доверие.

«Дежурный по роте назначается из сержантов и, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, из числа НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ СОЛДАТ».
Ст. 257. Устав внутренней службы вооружённых сил СССР.

Надеюсь справиться.
Желаю тебе такой же уверенности и успехов на твоём нелёгком поприще. Не сомневаюсь, что экзамен ты уже сдала, а если нет, то легко сдашь в течение ближайшего года. Как приеду, я за тебя возьмусь.
С разводом, раз уж ты продала марки, думаю, придётся немного подождать, по крайней мере, до моего приезда. А там, надеюсь, мы их никогда больше покупать не будем, если сразу же не разведёмся.
Не грусти, малыш, мы скоро будем вместе. Вот уже кончилось лето. Пол месяца – и я дома. Ты меня встретишь?
Очень хочу тебя поскорее увидеть. Приезжай в это воскресенье. Я жду тебя! Люблю! Очень скучаю! Приезжай!
Твой Виталька

P.S. Большой поцелуй тебе и маленький Сашке.
===============================

01.09.81
Ленка!
Посылаю с неожиданной оказией.
Сегодня получил ещё одно твоё письмо (второе). Отправил сегодня длинное-длинное. Писал всю ночь – в наряде.
Торопит человек, уезжает.
Люблю! Крепко целую тебя и Сашку.
Приезжай 6-го. Жду.
У меня всё в порядке.
Твой Виталька.
===============================

03.09.81
Поздравляю с 1-м сентября!
Вот и осень. Первый раз мне не надо идти в школу. Немного грустно.
Вот я уже и «совсем большой».
Сашке через полмесяца будет три года. С ума сойти!
Пиши, малыш.
Люблю. Крепко целую. Жду встречи.
Твой Виталька.
===============================

04.09.81
Виташка, что случилось? За 2 недели я получила сегодня первое письмо (от 1-го числа)! Ещё одно получила Сашка. Ты не пишешь или они не доходят?
Не знаю, смогу ли приехать в воскресенье – лежу с температурой 40 град. – ангина. Сашку забрала твоя мама. С работы я уволилась. Подробности потом. Что делать дальше – не знаю. А тут ещё эта болезнь. Паспорт потерян окончательно. Расчета мне, естественно, не дали – наоборот, я должна театру за отпуск отгулянный.
Дальше: стаж прерван, доходов не предвидится, долг растёт – питаться-то надо! Короче – конец пришёл.
А с другой стороны, почему-то, несмотря на все неприятности отличное настроение (как, впрочем, у меня всегда бывает при любых переменах).
Окончательно утвердилась осень, хорошая – прохладно и солнышко светит – это тоже действует ободряюще.
Ты не мёрзнешь ещё? Сашка после твоего письма позабыла свой любимый Зоопарк и требует только сказки про танки. Недавно ещё к тому же была по телевизору передача «Служу Советскому Союзу» - показали танки, ученья, Санька всё кричала – Папа! Папа! Короче, твоя деятельность её заинтересовал.
Прости, малыш, что мало писала последние дни, но сам видишь – не всё благополучно, не до того. Остались 2 недели, держись, дружище!
За грибами я так ни разу и не выбралась. К твоему приезду они уже кончатся?
Сейчас пробовала подмести немного – температура спала – сразу же разболелась голова.
Ко мне съехались помощники Валька, Боря, Андрей, привезли еды всякой, ухаживают – замечательно!
Представляешь, красота какая – я лежу и покрикиваю, а мне всё приносится.
Вчера заезжал Левитский с колбасой и водкой. Самое для меня ужасное из всех бед то, что летят гастроли. И для тебя, вероятно.
Хочу в Грузино!! Хотя чёрт его знает, может быть, после этих чёрных дней и должна пойти светлая полоса! Ведь так, вроде, положено?
Пожалуйста, Виталенька, пиши почаще, а то и так тошно. Хорошо? И не полети куда-нибудь под откос со своим танком.
Всё, ложусь спать – голова болит. Целую, солнышко. Жду письма.
Постараюсь, если получится, приехать в воскресенье.
===============================

08.09.81
Добрый день, Виташечкин!
Что ж мне делать, на цензуру всё сваливать? Где письма? Может быть, я тебе и не супруга ревнивая, но уж на уровне подружки-то потяну?
Я писать-то не могу – сегодня первый день встала (точнее – села). Жуткая слабость пока, что, впрочем, естественно. Готовсь к тому, что писмишко будет коротеньким – силёнок нет. Здорово я, конечно, влипла, ну, да, впрочем, это не важно, где ж ты, что с тобой, почему не пишешь? Как же мне всё-таки забыть про тебя? Кажется, я взяла непосильную задачу. Никуда не деться – родных людей на этом свете мало.
Ты знаешь, Виташек, много вдруг у меня идей появилось, пожалуй что, твоя помощ потребуется (отредактировать).
Кстати, насчёт редакций!!! Завожу потихоньку новые знакомства (женские чисто – не ревнуй, с тебя этого чуйства и так хватит с лихвой – впрочем, наполовину напрасно – прости за «наполовину», но я ж знаю, что ты всё знал). Очень искренне хочу видеть тебя. Хочу поговорить, посоветоваться, так как знаю, что довольно серьёзно воспринимаешь мои проблемки, да и доброжелательность ещё, вроде бы, не исчезла. Ох, Виталя! Знал бы ты, как я устала!
Дня через два приедут родители. Как жить? Что делать? Где работать? И, наконец, с кем жить? (Прости – невольная двусмысленность, выглядящая пошлостью – но я пишу не по-диванному).
Солнышко моё, а нам-то с тобой что дальше делать, осточертело уж всё. Эти дикие отношения, трусость (взаимная), страх перед принятием решений (любых!) Спасаемся мелкими задачами на уровне 5-го класса, пора кончать, тебе уж скоро 28! А? Как? Короче, малыш, приезжай скорее – хочу побеседовать, письма писать разучилась (впрочем, вру – смогу, но просто времена плохие настали).
Привет тебе, привет ребяткам от меня.
Тебя обнимаю крепко, целую, ложусь опять на покой – все силы исчерпала.
Санька ждёт подарка ко дню рождения! (не забудь!!!) Шоколадку слопала и забыла. А по поводу дня рождения, папы и подарков, и Зоопарка и пр., и пр. – помнит. Причём всё это для неё что-то одно – хорошее – единое. Она может и перепутать радость от папы с радостью от зоопарков, подарков, мороженных – объясним разницу? Ты ж у меня умненький, а она у нас ещё маленькая и глупенькая.
Ну, всё, я заболталась, голова болит, горло болит, прости – заканчиваю.
Ещё раз целую.
Привет..

Это Саша рисовала – (рисунок - солнышко)
===============================

08.09.81, 6.30
Здравствуй, Леночка!
Только что приехал из оцепления, в котором мы были больше суток и в котором я на обед – наконец-то! Получил твоё письмо. Что ж ты, дружище, опять болеешь? Твоя летняя ангина с 40 град. превращается в печальную традицию. Искренне рад, что у тебя толпа сиделок и братьев милосердия, а следовательно, ты по крайней мере не скучаешь – ведь это, наверное, главное. С хорошим настроением быстрей поправишься. Поправляйся хорошенько, я скоро приеду, проверю.
Что у тебя случилось с театром, работой? Выгнали за пьянство, дебоширство и аморальное поведение? Надоело? Может, действительно, лучше работать по будням, а отдыхать в выходные (общие). Конечно, оптимальный выход третий – не работать вообще. Боюсь только, что на мои инженерные 130 тебе со мной станет скучно, или мне придётся чаще играть в карты – ищи клиентов.
Со стажем, я думаю, беспокоиться не стоит – к тому времени, когда он станет нужен, кто-нибудь да построит, наконец, коммунизм. Финансовую поддержку по приезде, конечно же, окажу.
Письма я действительно последнее время писал реже – мало времени, да, честно говоря, и настроение неважное. Хотя, конечно, не раз в две недели. Я тоже очень люблю получать хорошие письма!
Со здоровьем у меня всё в порядке. Здоров. А погода и у нас стала отвратительная – дожди, ветер и холод. Выдали шинели недавно, но носить пока не разрешают. В оцепление, правда, брали.
Кстати, нам очень повезло – день вчера был прекрасный, первый солнечный день за последние 3 недели – ни облачка. Настоящее бабье лето, много жёлтых листьев – осень уже!
Собирали грибы – белые и красные, бродили по лесу – сказочно красивые места. На следующий год я тебе обязательно покажу. Варили солянку грибную с ворованной картошкой, смотрели закат, встречали восход.
Ночью мчались на ГТТ по узким лесным дорогам, заблудились в тумане на поле, а на высотках – у нас как раз был такой пост – всё небо в крупных, ярких звёздах.
Ночью меня чуть не съели кабаны, окружили костёр, бродили вокруг, метрах в 30-ти, хрюкали, покуда не рассвело. Всего не расскажешь…
Жаль, конечно, что тебе не удалось приехать в воскресенье – хотел с утра удрать с тобой за грибами. Ну, да что делать? Коротал время за картами.
13-го у нас праздник – день танкиста. Только ты не смей приезжать, особенно, если не поправишься окончательно. Осталась совсем ерунда. Приеду 18-го, не знаю во сколько. Скорее всего, к вечеру, наверное, к маме? Твои родители ещё не вернулись? Приеду – позвоню с Девяткино. Напишу ещё.
Всё. Не спал ночь, засыпаю, торопят спать – спать тоже должны все вместе. Спим до обеда. Поправляйся.
Привет Сашке из танка.
Твой Виталька

===============================

09.09.81
Здравствуй мама!
Кончаются сборы. Когда ты получишь это письмо, останется всего несколько дней до моего приезда. Приеду я, если ничего не изменится, а это вряд ли, 18-го числа, видимо, к вечеру. Не знаю, как сложатся обстоятельства, заеду ли я сначала к Лене или к тебе – ведь у меня нет ключей, 18-ое это пятница, рабочий день. Позвоню из Девяткино.
Послезавтра у нас начнутся учения. Роту разобьют на атакующих и обороняющихся, и будем воевать.
13-го у нас праздник – день танкиста. А 14-го начинаются экзамены. Всего их три. По тактике, огневой подготовке и материальной части танка. Три дня подряд – по экзамену.
Последние две недели мы практически не занимались вообще. В полку нас курсантов, кажется, хотят использовать на 200 процентов, работаем с утра до вечера. Работы самые разнообразные: ремонтируем казарму, столовую, кафе, клуб, строим палаточный городок, в котором будут проходить сборы, начиная со следующего года (бедные ребята – я им не завидую), собираем грибы и ягоды офицерам, обслуживаем технику и пр. Свободного времени почти совсем нет, поэтому я и пишу тебе редко. Ничего, скоро буду дома.
Как ты себя чувствуешь? Лена пишет, что здорово она приболела, ангина. Спасибо большое и от меня, что ей помогаешь и выручаешь с Сашкой.
Я здоров, хотя погода здесь стояла очень плохая. Последние три дня наладилась – настоящее бабье лето, очень хорошо.
Ну вот, мне пора, зовут на ужин. Приеду, будет много времени – обо всём расскажу подробно.
До свиданья. Целую, Виталик

Передавай большой привет Няне. Так я и не собрался ей написать, приеду – обязательно к ней зайду в первые же дни.
===============================

09.09.81
Здравствуй Леночка!
Получил твоё письмо. Опять ты стоишь на распутье. Что я могу тебе сказать? Не бумажный это разговор.
Я люблю тебя. Попробуй наконец отнестись к этим словам серьёзно и поверить. Я люблю тебя, и мне очень больно было терять тебя и трудно, страшно и радостно жить надеждой, что мы опять будем вместе, и ничто и никто не будет стоять между нами. Пойми, мне страшно поверить в это, а потом опять обмануться. Это очень-очень больно, жить не хочется, когда уходит самый дорогой человек. Самое главное – понять, любим ли мы друг друга и, если да, запомнить и не забывать об этом всю жизнь, чтобы не случалось.
Я люблю тебя. И говорю просто и твёрдо: Живи со мной! И только со мной!! Употреблю все свои разбросанные силы, чтобы доставить тебе счастье, ну, по крайней мере, не скучать и не хандрить.
Решай, дружище, только без обмана. Я не хочу, чтобы жизнь строилась на взаимном недоверии, давай попробуем быть честными друг с другом. Остальное всё – ерунда и мелочи.
Попробую, приехав, снять комнату или квартиру. И, конечно же, буду счастлив, если со мной поселишься и ты с Сашкой. Страшно хочется своего, НАШЕГО дома. (Ты заметила, как я боюсь употреблять местоимения: мы, нас, наше и др. – отвык и очень не хочется быть смешным, глупым и доверчивым мужем.)
У меня мало времени, малыш. Из нас до отъезда, кажется, хотят выжать всё возможное. Для меня важно, что я нужен тебе, ты без меня скучаешь, и Сашка обо мне вспоминает. Будет ей на день рождения хороший подарок.
Скоро встретимся в Ленинграде, обо всём поговорим, наговоримся, надоедим друг другу и опять поссоримся. Всё впереди.
Жди меня, милая, поправляйся быстрей, будь осторожна, не метайся по городу с температурой, не пей по утрам.
Целую, обнимаю, жду встречи,
Твой Виталька
===============================

14.09.81
Здравствуй малыш!
Вот я уже почти и дома, может быть, даже приехал. Пишу тебе на всякий случай, если письмо придёт к тебе раньше меня.
Хочу увидеть тебя сразу же, как приеду, считаю уже не дни, а часы до встречи. Осталась ерунда.
Отпразднуем Сашкин день рождения?!
Постараюсь всеми возможными способами вырваться как можно раньше. Хочу в пятницу же поздравить Сашку. Три года – это уже много. Я в три года уже всё соображал и до сих пор многое помню.
Пока говорят, что нас отпустят 18-го после обеда, т.е. в Ленинграде я буду часов в 17 – 20. Хорошо бы раньше! Жди меня!!!
Как ты там? Поправилась ли?
Как у тебя с родителями? Они приехали? Как было бы здорово, если бы их не было, когда я приеду! Тогда бы мы втроём здорово попраздновали.
У меня всё в порядке. Сегодня сдал первый экзамен. Пока не знаю на что. Завтра и послезавтра ещё два. Надеюсь на успех, хоть готовиться не дают – работаем и последние дни – сдаём имущество, чистим оружие. Надеюсь, мне оно никогда не попадёт больше в руки.
В субботу были ротные учения. Ночью подняли по тревоге, продержали на холоде и в темноте с оружием (у меня был автомат и пулемёт) и полным снаряжением – подсумок с магазинами, противогаз, вещмешок, шинель в скатку и т.д. – больше часа. Затем марш-бросок 5 км на полигон, а там разбили на обороняющихся и наступающих. Я был среди последних.
Сначала отрепетировали пешком, а затем после обеда действовали на танках. В роте 10 танков, выстроились в боевую линию и помчались вперёд. Зрелище было красивое. Стреляли уже не из вкладного ствола, а калиберными – 100 мм, правда холостыми, но бухает здорово. С обороняющейся стороны стреляло 3 танка, имитационная группа пускала дымовые шашки, изображала разрывы, стреляла из автоматов, ракетниц. Весь полигон был в дыму, а из клочьев дыма рвутся танки.
Обошлось без жертв. Мы победили.
А в полку, тремя днями раньше трое получили тяжёлые ранения – одному по всей видимости отрежут ногу (старшему лейтенанту), другому оторвало челюсть и третьему тоже досталось. Были занятия по бросанию боевых гранат из танка, и солдат случайно бросил её не куда-нибудь в сторону, а под себя, т.е. внутрь танка – чудом все живы.
Встречай меня, малыш! Я еду к тебе и Сашке. Наконец-то кончаются эти бесконечные сборы. Как я по вам соскучился! Хочу видеть Ленинград! Никогда я ещё не уезжал из него так надолго и от тебя тоже.
Ну, всё. Надо всё-таки немного почитать конспект.
Последний, наверное, раз целую тебя и Сашку по почте. Через три дня буду дома, обниму крепко-крепко живьём.
Люблю вас!
До встречи,
Ваш Виталька.

P.S. Поздравь Сашку от меня с днём рождения утром 18-го. Скажи, что папа обязательно поздравит её вечером и принесёт хороший подарок.
Спасибо ей за рисунок человечка, который она мне прислала с бабушкой.
Ещё раз целую.

===============================


Рецензии