Неиссякаемый источник льгот

   
  Это было в 90-е годы в разгар безработицы. Вчерашние парторги и комсорги делили между собой муниципальную собственность. Молодые бандиты захватывали заводы. Людей выбрасывали на улицу а оборудование сдавали на металлолом. Чтобы прокормить семьи люди соглашались идти работать к хозяевам на любых условиях, без отпусков, без выходных, без больничных.
   
  Толпы людей толкались на бирже, а ставили на учёт только по 10 человек в день. Приходилось идти пешком ночью в 20-градусный мороз и ждать с 3-х часов ночи до 9-ти утра, чтобы тебя поставили на учёт.
   
  У безработных нет денег, на такси ночью не поездишь. И на бирже предлагали и уличную торговлю, и сетевой маркетинг. После двух твоих отказов с учета снимали.
 
  А однажды предложили мне торговать пирогами у хозяев армян на заводе  "Сельмаш".  Завод "Сельмаш" находился в центре Рязани я быстро приехала и зашла на территорию завода. Но как тут всё изменилось!  По территории ходил охранник и я спросила куда мне идти. Он указал на окно на втором этаже цеха, к которому со столба тянется провод. Я открыла дверь цеха и оказалась в полумраке. Освещения не было, лишь в середине цеха был проломлен потолок. Я пошла почти на ощупь. Вдруг я заметила в полумраке что вокруг меня бегает стая собак. Я успокоилась тем, что собаки на меня не лаяли. Ощупью я нашла лестницу на эстакаду второго этажа и пошла по ней. Стала приоткрывать двери, но они были заперты. Вдруг одна открылась, там ярко горел свет, армянка с силой вытолкнула меня из двери. Я через дверь тихим голосом попросила её отметить мне путёвку, но она угрожающе вышла и я больше не стала испытывать судьбу. Опять я прошла по пыльной лестнице на первый этаж, где бегали собаки и вышла наконец на улицу. Приехала я на биржу раньше намеченной мне явки, чтобы рассказать о неудачном моём походе. Но контролёр хотел мне поставить отказ от места. Я была вынуждена пригрозить обращением в милицию - с кем сотрудничает биржа! Как можно печь пироги в такой грязи и пыли, где бегает стая собак!? И тогда контролёр уступил мне. Работу потом я всё-равно нашла сама, а не на бирже.          
   
  И вот я ехала в междугороднем автобусе по личным делам. Беседы тогда с незнакомыми людьми завязывались быстро, основа бесед - неустроенность, беспокойство о завтрашнем дне, повышающиеся цены и квартплата. Всех волновал хлеб насущный. Но моего собеседника волновало совсем другое - он всё повторял:

 - Надо дать равные права приезжим в Россию из ближнего зарубежья.-

  Мне хотелось передразнить его:

 - Дать, дать, дать.- 

  Но вместо этого я рассказала ему о своём походе на завод "Сельмаш". Рассказ мой не произвёл на него никакого впечатления.

  Я тогда рассказала ему что мои родители всю жизнь отработали в селе учителями и не получили никакого жилья. А приезжим из республик сразу дали коттеджи в селе, которые они приватизировали и успешно перебрались в Москву, не проработав в колхозе ни одного дня. Но и на это моему собеседнику было наплевать.

 Тогда я ему рассказала о том как моих родственников в 1930 году сослали в голодную степь, как тогда называли Казахстан, в качестве белых рабов рыть каналы. А теперь их внукам невозможно там жить из-за национализма местных. И нет никакой программы переселения русских из южных республик, можешь бросить там своё жильё и утраиваться самостоятельно. Но и на это моему собеседнику было начхать. К тому же он стал хаять Русскую Православную Церковь.
               
  Тогда я заинтересовалась им самим. Оказалось он на сверхранней пенсии и его теперь интересуют только отвлечённые проблемы, а не хлеб насущный.

  Потом я узнала, что мой собеседник не работал в горячем цехе и не служил в армии, но пенсию получает в несколько раз больше моей зарплаты.

  Дальше больше, я узнала что его отец и дяди во время войны были тыловиками а потом чудесным образом были причислены к участникам войны.

  И наконец он с гордостью рассказал мне о своей бабушке. До революции она училась в гимназии города Иркутска, но своих одноклассниц не любила. И когда установилась и окрепла новая власть она пошла работать на неё. Ей предложили стать ЧОНовкой. Я впервые услышала это слово. Но он расшифровал так: чекисты особого назначения, только потом я прочитала правильное название - части особого назначения, хотя какая разница! 

 Первым её заданием было сдать всех своих одноклассниц. Ну с этим заданием она справилась легко. Её одноклассницы не держали в руках оружия и не думали что они враги новой власти. Так что те, кто не успел убежать за границу, были арестованы. Бежали из Иркутска в Монголию, потом в Китай. Но китайцы в то время считали Монголию частью своей страны, поэтому так и говорили у нас, что русские беженцы уезжали в Китай.
 
  Далее задание для чоновки расширились. Надо было сопровождать поезда с оружием в руках и стрелять наповал бандитов. Но кто же такие бандиты? Из американских фильмов мы знаем, что там бандиты-гангстеры нападали тоже на поезда, но грабили лишь те поезда, которые везли деньги или золото. И никогда американские налётчики не опускались до того, чтобы красть мешки с зерном или мукой. У нас поезда везли зерно в Китай и крестьяне хотели отбить своё же зерно, которое у них отобрали власти. Крестьяне не выдерживали дома голодного плача детей и шли на дело совершенно безоружными. Тут они получали пулю от чоновцев, которым был приказ стрелять из пулемётов без предупреждения.
   
  Зерно везли в Китай не только на поездах но и на подводах. И тут тоже чоновцы сопровождали караваны подвод.

  Но чем же расплачивались китайцы за хлеб? А вот чем - они пропускали части красной армии на свою территорию, чтобы красноармейцы перебили всех русских беженцев. Красная армия доходила даже до Шанхая, так что те кто не успел на кораблях уплыть в Австралию, были перебиты. Но японцы не пускали в Маньчжурию красноармейцев, и миллионная русская община жила там до 1945 года.
   
  После войны в 1945 году все члены семейства чоновки получили в Москве квартиры, в Иркутске никто не остался. И всё же я искала какую-то искру Божию от такого собеседника. Только потом я поняла, что искрой Божией был сам его рассказ, ведь подавляющее большинство скрывают о кровавом происхождении своих льготищ.               

  Мои родственники жили в ссылке в 30-ых годах на Дальнем Востоке в посёлке Свободный Амурской области. Валентина сестра моей бабушки с мужем, престарелой матерью и детьми. Муж работал бухгалтером а Валентина чертёжницей. По фотографии видно, как взрослые были совершенно истощены, но всё же на должном уровне поддерживали детей. Зять в ссылке очень уважительно относился к тёще. Потом в посёлок Свободный послали в армию служить мужа моей тёти Мани - Василия. Власть к 30-ым годам устояла и окрепла. Решили, что теперь можно простых красноармейцев и не кормить почти. Комиссары на политзанятиях так и объясняли:

 - Если завтра война, а вы привыкли жрать и спать! Надо заранее готовить себя к военным условиям. -

  Дядя Вася рассказывал нам, как он незаметно с носилок скидывал кусочек масла в кусты, когда их отправляли за продуктами для офицерской столовой, а потом возвращался. Так же он ходил в гости к сосланным родственникам жены, и они его всегда потчевали. Моя прабабушка сразу поняла, что тётя Маня нашла себе хорошего мужа, несмотря на то что он ходил к ним в гости поесть. Потом дядя Вася помогал всем родственникам.  В 1943 году семья Валентины уже была также в ссылке в Котласе Архангельской области. Муж её умер от язвы желудка в Котласе, не дожив и до 50 лет. Мальчика 1926 года рождения взяли на фронт, к счастью он вернулся. А вот из Средней Азии из ссылки взяли на фронт родственника  1922 года рождения, он погиб под Сталинградом в 1942 году.               
 
  Чоновцы воевали с безоружным русским народом, а с вооружёнными немцами воевать им было страшно.

  Но в первую очередь все коммунисты, чекисты, чоновцы и чоновки завалили своих одноклассников. Именно на своих одноклассников в первую очередь чекисты составляли расстрельные списки.

  Будьте бдительны к Вашим одноклассникам! 


Рецензии
Как все это знакомо! Кто-то честно воевал и погибал, не думая ни о каких льготах, а кто-то отсиживался в тылах, а то и просто был еще мал, чтобы воевать, но получили льготы. Кошмар 90-х, беспредел партийной и комсомольской верхушки... Согласна с вами полностью.

Галина Вольская   07.04.2017 08:29     Заявить о нарушении
Да, у нас в селе только один получил машину, как ветеран. Он по возрасту не был на фронте, не был он и даже в армии. Даже в селе не стеснялся всем врать, что он танкист. С уважением.

Валентина Газова   07.04.2017 08:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.