Щусев, - советский архитектор

Алексей Щусев(1873 – 1949), российский и советский архитектор. Автор мавзолея Ленина на Красной площади, Казанского вокзала, гостиницы "Москва"

* * *

Предок мой, Константин Щусев, служил в войске Запорожском есаулом, из чего я заключаю, что происхожу от украинских казаков.

Многие молодые архитекторы ограничиваются заявлением, что решили бы… по-иному… Так и по поводу вальса
Шопена можно сказать: «А я сочиню свой вальс».

Конструктивисты перестали отличать хорошие вещи в архитектуре от плохих, … руль истории архитектуры повернули
в нужную сторону изучения классиков.

Третий вариант мавзолея решено было соорудить из красного, серого и черного лабрадора, с верхней плитой
из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород, доставленных
из семи союзных республик.

Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением .. Монолит из черного лабрадора под главным
входом в мавзолей, на котором инкрустацией из красного порфира выгравирована надпись — Ленин, весит 60 тонн.

Чтобы избежать сотрясения мавзолея при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелых танков, котлован,
в котором установлена железобетонная плита фундамента, и железобетонный каркас мавзолея засыпаны чистым песком...

Масса мавзолея из полированного красного гранита гармонирует с вертикальными силуэтами окружающих
Красную площадь башен. Эта красная гамма гармонирует и с черными горизонтальными полосами лабрадора
на мавзолее. Красный и черный цвета — это цвета нашего государственного траурного флага.

Работа над мавзолеем Ленина протекала под непосредственным наблюдением руководителей партии и правительства.
Именно благодаря этому мавзолей носит на себе печать великого сооружения. Подъем, который я испытал
в этой работе, является самым замечательным творческим переживанием за всю мою жизнь.

Теперешний временный мавзолей, поставленный на могиле Ленина по проекту академика А.В. Щусева, является
по своим архитектурным формам полным подобием такого же мавзолея, но сделанного из камня, на могиле
царя Кира в Персии… идеологический багаж современной русской архитектуры нуждается в подробнейшем
таможенном досмотре (1924. К. Зелинский).
 
Проект Щусева (Дворец Советов) – тот же «собор Христа Спасителя», но без креста («пока что»).
Возможно, что Щусев надеется дополнить «потом» крестом. (Сталин)

Классическим примером такого архитектурного насилия является достраиваемый в Москве Казанский вокзал
- форменное архитектурное издевательство над железной дорогой. Эти неудобные крошечные окошки, которые
не пропускают света, каменные жабо, своды монастырской трапезной, вся эта надуманная помесь азиатщины,
Сухаревой башни и пресловутого стиля "рюсс". Грустное зрелище, как старушку XV-го века заставили обслуживать
узел жел. дороги - живую артерию растущей промышленности страны. Эти астрономические насекомые, раки
и козероги на вокзальных часах. Разве эти часы для площади, для рязанского мужика, приезжающего в Москву? (1924. К. Зелинский)

* * *
Щусев о строительстве гостиницы «Москва»

Исключительная роль в проектировании здания принадлежит тов. Л. М. Кагановичу, который неоднократно давал
проектировщикам и строителям ценнейшие указания.

Люди попадают в столицу в несколько приподнятом настроении, и поместить их в мрачную обстановку было
бы неправильным: нужно было создать радостное здание.

Кроме того, следует указать, что самой эффектной частью гостиницы будут ресторан и банкетный зал.
Они будут значительно сильнее по архитектуре и по отделке и составят лучшую часть здания.

Бригада моя была очень слаба. Мне приходилось учить ее на ходу и прорабатывать все детали с очень
слабыми силами, применяя чрезвычайно быстрые темпы.

Строить гостиницу в 11—16 этажей из кирпича мы не можем; поэтому был задуман железобетон.
Исходя из него, нужно было создать новую архитектуру.

Железобетонные работы велись на стройке круглый год; в зависимости от марки бетона, в строительстве
применялись разные инертные: так, например, для марки «110» и «90» был использован кирпичный щебень,
полученный от разборки старых охотнорядских купеческих лавок, что в значительной мере сократило стоимость бетонных работ.

* * *
Вы, вероятно, знаете гостиницу «Москва», которая построена невдалеке от Кремля... Говорили, что гостиница должна «работать» на Кремль, и потому одна из ее симметричных сторон сделана не такой, как другая. Это совершенно недопустимое положение, ни один человек не может догадаться, что безобразие, которое там сделано ... есть «работа», архитектурная работа на Кремль. (Илья Голосов)

* * *
«О достоинстве советского архитектора» «Архитектура СССР», 1937, № 9

К сожалению, в нашей архитектурной среде еще гнездятся разнообразные проявления безответственности
и беспринципности, равнодушия к подлинным интересам советской архитектуры и строительства,
эгоистический, а подчас и прямо рваческий подход к работе, самореклама и игнорирование общественной критики.
Материалы, опубликованные «Правдой» об архитекторе А. В. Щусеве вскрывают эту неприглядную сторону
нашей архитектурной жизни. Эти материалы показывают, насколько слабо наша архитектурная общественность
борется с беспринципным делячеством отдельных архитекторов, проходя также мимо достаточно, отчетливых
проявлений антисоветского нутра некоторых маститых и не маститых «деятелей» архитектуры.

Мастер, обладающий громадным практическим стажем и пользующийся очень широкой известностью,
не погнушался вступить в беспринципную по своему содержанию и циничную по своим приемам «борьбу» со своими
же младшими сотрудниками, сотоварищами по работе. Вместо того, чтобы быть их руководителем,
помогать их творческому росту, старый и опытный архитектор Щусев отнесся к ним, как торгаш-конкурент,
не помышляющий ни о чем ином, как об эгоистических интересах своего «имени». Архитектор А. В. Щусев перенес
в советскую архитектурную мастерскую нравы и навыки торгашеской конторы дореволюционного подрядчика,
— и, соответственно этим навыкам, определял свое общественное поведение.

…Политическая нечистоплотность и двурушничество, пренебрежение к общественной и профессиональной
этике органически связаны и с творческой беспринципностью. Всем известно, что Щусев, при всех его архитектурных
способностях, не имеет творческого лица, или вернее, имеет совершенно определенное лицо эклектика, архитектора,
определяющего свои творческие методы и приемы «от случая к случаю». Достаточно сопоставить друг
с другом крупнейшие постройки, выполненные по проектам Щусева, чтобы эта творческая беспринципность
и безыдейность обнажилась со всей наглядностью... Этот «именитый» архитектор не останавливался перед
явной халтурой, — весьма охотно разглагольствуя о борьбе за высокое качество архитектуры.
Легко понять, какое отношение к поручаемому делу мог привить такой архитектор молодежи, — если бы
только эта последняя следовала за ним.


Рецензии