***

Я Арон Хаимович Левинзон… Так получилось, как говорит Карцев. Ну, хорошо, фамилия, отчество… Тут уж ничего не поделаешь…Так родители ещё и имя дали подходящее! В городе на Украине… Там же Тарасы, Остапы да Иваны. Ну, назвали бы Иваном – и волки, и овцы… Как говорится… Я же со своей тринарной номенклатурой ни в какой антураж не вписываюсь… от морей до самых до окраин! И в детстве школьные педагоги срывали зло на мне: война, голод, похоронки… Повзрослел. Начальник берёт в руки мои документы и чуть не роняет их…  «-- Даааа…»  Я сначала не понимал что значит это «Дааааа…», а потом понял. «Дааа, -- вторю очередному начальнику,--  еврей. Это очень плохо?»  «Да, нет,-- говорит, -- бывает хуже…» « А что это, которое хуже?»  Молчит начальник, не может сообразить, что может быть хуже…
Открылась дорога на Израиль. Думаю, надо ехать. И общество строить помогу и никто мне там не будет говорить «Даааааа…».
Сын закончил университет и мы поехали!
-- Морем, говорю, поедем. Хочу морем! Хорошо?
-- Хорошо,-- говорит. -- Только не поедем, а пойдём… По морю на судах --  ходят.
-- Как скажешь, -- говорю.—И ехать хорошо, а ходить так  того лучше.
-- Темнота,-- говорит, -- Моряки так говорят! Помнишь: «Ходили мы походами в далёкие края, у берега французского бросали якоря…» Не ездили! А ходили! Поэт знает, а ты инженер , не знаешь.
-- Не служил бы ты во флоте и ты бы не знал! –говорю.
-- Батя! – На флоте, а не во флоте.
-- Ну, хватит, --говорю. – Мы друг друга поняли?
-- Правильно! А морской терминологии я тебя буду учить на переходе Одесса –Хайфа. Делать-то будет нечего…
Так всё и было. Хорошо на море. Хорошо ехать…пардон…идти по морю на красивом корабле … пардон… на судне туда, где ты будешь равный среди равных. Где никто не скажет тебе с фатальными намёками этого «Даааа…». Где твоё имя будет работать только в пределах назначения…
Вот она красавица Хайфа! Правда, красавица! Высокая, статная, светлая и деловитая.
Высадились. Кто-то куда-то вёл. Мало помню. Да, там и помнить нечего. Подходим к какому-то столу. С той стороны служащая, с полным, очень русским лицом. Люди в очереди: Заплюйсвичко, Вытягайло, Забегайло, Выбегайло… Только еврейских фамилий нет. Во мне что-то съехало с места…Моя очередь. Подаю документы. Сейчас скажет: «Даааа…» А у меня на этот случай уже и взгляд особый выработался… Жду… Смотрю на неё презрительно-вызывающе… Жду… Господи! Со мной, как со всеми!!! Даже лицо не стало ни постным, ни озабоченным! С деловой и приятной интонацией подаёт мне мои документы… Я ничего не понимаю! Смотрю вокруг. И у пассажиров никаких  особых эмоций… Когда и с сыном произошло то же самое… Ко мне вернулась способность соображать. И я рассмеялся легко, весело и раскованно… На меня посмотрели с недоумением, а сын мотнул головой: «Чего?»  –   «Потом. Долго объяснять.»
А вы,небось, там жили и сюда приехали под фамилией Ступаков и под именем Володимир, и думаете, что  у всех всё так просто…  Отнюдь…

 


Рецензии