Глава 1

 
                «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец,               
                пославший Меня;..»       Евангелие от Иоанна, 6:44.

       
           Рецензия на «Проблема духовного развития человека»  (Екатерина Истомина 2)

«О! Ну а Библия-то тут при чем? Бегом из коммунистов в религиозные, хоть и учительница? Мир перевернулся! Или все грешат много, что, куда ни плюнь, всюду к месту и не к месту приводят цитаты из Библии! ПРОЗРЕЛИ! А просто жить по-людски без низкопоклонства перед кем бы то ни было не получается? Нет партии, так вспомним о Боге - вдруг да заступится? Темнота средневековая!»

              Ну что же, вопросы заданы. Надо ответить. Сама несколько лет назад   задавала такие же вопросы, только, помнится,  в более корректной форме. 
Ну, наверное, наболело у человека…



 1 глава.
                «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того         
                исповедаю и   Я пред Отцом Моим Небесным».
                Евангелие от Матфея, 10:32.
 
          
       3 января 1991 года я приняла крещение в воде и получила соответствующий документ. Но только через 3,5 года во время молитвы в своей верхней комнате на даче я вдруг обрела истинное Крещение Духом Святым.  И осознала смысл слов Иисуса Христа: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанна 3:5).

       Была ли я крещена ребенком? Этот вопрос никогда не приходил мне в голову. В нашей семье не было никакого намека на религиозность: папа работал в Управлении комитета госбезопасности,  мама - профессиональная портниха.  Мы жили в ведомственном доме, в двух шагах от страшного, наверное, для взрослых  здания, поэтому многие темы, как я сейчас понимаю,  были запретными в разговорах соседей. Тогда я ничего не ощущала. Часто бегала к папе на работу, играла во внутреннем дворе огромного здания, заходила в кабинеты к дяденькам и тетенькам. Таким добрым по отношению ко мне. Однажды я споткнулась и упала в том дворе на торчащую из земли гильзу от патрона. С тех пор у меня во лбу между глазами  шрамик  полумесяцем, -  не горит, к сожалению.

       Я была уже взрослой, когда в моем сознании, как на экране монитора, вдруг возникла яркая картина из детства, причем я видела происходящее со стороны, из глубины двора. В проеме высоких ворот нашего дома я стою с мамой. Перед нами какая-то худощавая старушка, она наклоняется и дарит мне вельветового большого мишку. Я слышу приглушенный мамин голос: «Это твоя крестная».  И больше никаких воспоминаний на эту тему. Мишкой этим играли потом мои брат и сестра, тогда я и узнала, что он был из вельвета.

       Во мне с детства утвердилось впечатление, что ко мне все хорошо относились.  До сих пор я не могу ответить на вопрос: «У тебя есть враги?». Когда уже во взрослой жизни случались какие-то  неприятности, я всегда молилась: «Судьба, не оставь меня, помоги мне», - и все разрешалось. Отношение к религии и к Богу было пионерско-комсомольским, и эти  вопросы меня совершенно не занимали.

       Моя встреча с будущим мужем произошла в шестом классе по благословению Министерства образования, объединившего в 1954 году мужские и женские школы.  Перед государственными экзаменами в пединституте я вышла замуж, и меня  как жену летчика не отправили по распределению на работу в районную школу. Кстати, на 4 курсе я собиралась с некоторыми успевающими студентами ехать на год в деревенскую школу, где не хватало учителей. Меня сам декан отговорил, считал, что мне надо готовиться в аспирантуру.  Но 1 апреля трагически погибла моя мама, у папы нас осталось трое: мне 21 год, сестре -16, брату -10.

      Институт мы заканчивали ускоренно: на 5 курсе в ноябре уже получили дипломы и все разъехались по школам области. Меня неожиданно пригласили на работу в Горком комсомола курировать, как тогда говорили, работу комитетов комсомола ВУЗов, техникумов и ПТУ. Однажды мне пришлось заниматься конфликтом между учащимися лесотехнического техникума и ПТУ. Я была потрясена личностью директора училища: он был последователем системы воспитания А.С.Макаренко. И мне очень захотелось работать с ним.  После рождения сына плавно перешла на работу в профтехучилище. Мне предложили вести только что появившийся в учебном плане предмет «Эстетическое воспитание молодого рабочего».  Эти 43 года были очень плодотворными в моем духовном становлении.

      Долгое время я понимала суть духовного развития человека так, как было принято в официальной концепции социокультурной основы личности. В те годы слово личность редко употреблялось. Мне нравилась фраза из Морального кодекса строителя коммунизма: «Цель коммунизма – это человек, гармонически сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».  Духовное богатство предполагало развитие интеллектуальных способностей, образованность, творческий потенциал,  эстетический вкус.  В учебную программу входило и знакомство учащихся с искусством. Я заканчивала историко-филологический факультет и посещала при институте факультатив по изобразительному искусству. К нам приезжали преподаватели из Москвы и Ленинграда... Написала это имя города с каким-то странным ощущением.  Уже забылось? А ведь в детстве часто ездила к папиным тетям  не в Петербург, а в Ленинград.
 
       Так вот, в искусстве много сюжетов на библейские темы, мне, естественно, хотелось больше узнать их суть. Но где найти Библию? Я уже собирала свою библиотеку, примелькалась в книжных магазинах, и для меня продавцы оставляли интересные книги. Доставали их из-под прилавка. Ни о каких вознаграждениях и речи не могло быть! Это считалось оскорбительным для человека. Мы просто симпатизировали друг другу. Тогда продавцы книжных магазинов были начитанные. Сейчас мне часто бывает стыдно за молодых продавцов: они не знают элементарного в своем деле. Всегда стараюсь смягчить неловкость. Я бы не смогла работать ревизором: обличать человека мне мучительно трудно.

       Итак, Библию достать не удалось. Зато купила две книги французского писателя Лео Таксиля «Забавная библия» и «Забавное евангелие». С огромным интересом читала их, и с весельем, конечно. И учащимся объясняла, что религия это опиум для народа. Но любимые писатели-классики, художники, философы и все великие люди, - кто верили в Бога – пробуждали во мне сомнение… А если возникли вопросы,- мне уже не в силах остановить свои мысли в поисках ответов.

       Через иконопись, архитектуру появился интерес к храмам, церквам. Зимой 1990 года приятельница из книжного магазина предложила мне абонемент на цикл лекций по вопросам религии. Конечно, я согласилась, мероприятие проводилось по особому приглашению. Когда вошла в актовый зал областной библиотеки, сразу увидела длинный стол президиума. За ним восседали торжественные священники при полном параде, потом разглядела там симпатичных мужчин в строгих костюмах.

       Повернулась к залу, чтобы найти свободное место: все занято,  даже на ступеньках поставлены стулья. Пока пробиралась к верхним рядам, столько знакомых, горкомовских и обкомовских,  встретила!!!

       И партия и комсомол в те годы работали в одном административном здании, обедали в одной столовой, встречались в туалетных комнатах, были в добрых отношениях.  И вот мы снова вместе на собрании с необычной повесткой дня.  К сожалению, не запомнила её, не сохранила пригласительный абонемент. Я даже не предполагала, что буду писать мемуары, иначе  сохранила бы все свидетельства времени.

       С каждой лекцией зал пустел. Я решила продержаться до конца. Как всегда, не удержалась от вопросов, хотя понимала, что они не очень приятны  сидящим в президиуме. Наконец, я почувствовала отстраненность по отношению к себе. Где-то в середине цикла лекций показали фильм по Ветхому Завету. Когда был эпизод с Авраамом, приносящим в жертву сына, я в темноте стала наблюдать за лицами священников, они были совершенно спокойны. Я удивилась:  сюжет явно свидетельствует не в пользу религии. Как же они не боятся   показывать это людям? 
      
        Больше я  лекции не посещала.  После узнала, что мужчины в цивильных костюмах выступали в последние два дня.  Это были пасторы протестантских церквей. Я тогда ничего о них не слыхала.

       В то время я работала в училище завучем и продолжала вести свой предмет. Как-то перед началом уроков заходит ко мне организатор профсоюзной работы в училище и просит разрешения собрать несколько групп во время первого урока в актовом зале. Придет очень интересный лектор, будет говорить о Библии. И меня она пригласила. Но я уже наслушалась этих лекторов, поэтому отказалась.

       Отзывы у многих были почти восторженные, просили его еще придти. Заинтриговали меня.  На вторую лекцию решила сходить. Учащиеся вели себя на удивление сдержанно.

       Неожиданно для меня появился невысокий, благородного вида, очень приятный мужчина. И когда он начал говорить, я поняла: вот этот человек хорошо знает Библию, надо с ним побеседовать. О том, что у меня может появиться своя Библия, я даже не могла и мечтать.  Читала где-то: Арсению Тарковскому в 1965году подарили в Польше Евангелие, так ему пришлось провозить его через границу в ножном протезе.

       После интересного для ребят и меня выступления,  пригласила лектора в мой кабинет и мы долго-долго беседовали. Он спокойно и доброжелательно отвечал на мои вопросы,  свободно оперируя историческими фактами, которые к тому времени уже успели затеряться в тупиках моей памяти. Я так и не преподавала предметы, которым была обучена в институте, поэтому многое забылось, а тут -  такие знания!  Договорились, что лектор-пастор придет выступить перед преподавателями и мастерами.
 
      В назначенный день все собрались в педагогическом кабинете.  Прошло 20 минут, лектора нет. Я предложила разойтись. Вскоре прибегают снизу сообщить, что лектор пришел. Но люди-то разошлись.  Я потом часто отмечала в нем эту скверную привычку – «задерживаться, как все начальники». Оставались в кабинете только два человека: преподаватели литературы и спецтехнологии.  Лектор извинился и предложил ответить на наши вопросы. Беседа затянулась надолго, мы с литератором увлеклись разговором.  Наша коллега задремала в кресле, но не ушла.  Покорило нас то, что лектор щедро тратил свое время всего на двух слушателей.  На наш вопрос, какую церковь он представляет, -  спокойно и уверенно ответил: адвентисты седьмого дня. Мы даже и слова-то такого не слышали. Просветил.  Нам  захотелось посетить их богослужение. Правда, немного опасались. Кто их знает, этих сектантов…   Но нас же двое, как-нибудь отобьемся, мужьям адрес оставим.  Конечно, все эти опасения были игрой двух веселых подруг.  А сейчас  - мы сестры во Христе, и по-прежнему веселые.

                "Веселитесь и радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах".
                От Матфея,5:12.


Рецензии
Уважаемая, Екатерина, прочитала ваши откровения с всё возрастающим интересом. Спасибо. У меня есть миниатюра "Я просто верю"... Думаю. это подступы к моему пути в религию... До понимания Библии мне далеко.

С уважением, Ирене

Ирене Крекер   22.08.2015 01:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.