***

               
               
                Старик.

   Рахель издали наблюдала за Яковом… Этим пенсионером, который зачем-то хочет заработать денег мытьём посуды. Зачем ему эти деньги? Кто-то из русскоязычных сказал, что деньги ему нужны для издания книги. Он написал книгу и теперь хочет издать её. О чём она?..
   Он очень симпатичный… этот старик. Ну, понятно, он светлокожий, в отличие от меня, например. Да, сколько уродов физических и моральных со светлой кожей… Не меньше, чем с тёмной… А у этого и с телом, и с моралью полный порядок. Ни звука, ни жеста без толку! Вот стоит под солнцем … Хозяин жалеет денег, сделать хоть какой-нибудь навес… Моет посуду. Ну, понятно: прибрежное кафе, ветер с моря… Но солнце-то всё равно жжёт… Я-то вот стою в тени… Как он моет эту… посуду! Одна рука ставит мытую, другая ополаскивает намыленную… Нет, не зря я уволила молодых, а его оставила… И движения, вроде, неторопливые, а всё моментально приходит в порядок!.. Наверное, Бог ему помогает… Пусть заработает!..
   Надо бы взглянуть на мусорные баки… А можно и не глядеть! Когда Яков работает, ни смотреть никуда не надо, ни подсказывать… Всё делается как надо. И всё как будто бы не спеша… Наверное, ему Бог помогает. Никогда ещё не было такого работника на моих глазах.
И какой он спокойный всегда! И улыбается мне… Другим тоже… Но мне как-то особенно красиво!.. И видно, что это не потому, что я его начальник… Ему приятно видеть меня. Ему всех приятно видеть… Но меня особенно… Я же вижу…
Вот заканчивает мытьё. Сейчас будет осматривать всё вокруг… Что ещё требует приложения его рук…
   Господи! Руки! Его руки! Такие уверенные в себе. Двигаются без суеты. Точно, мягко как-то. И на сто процентов целесообразно. Одна рука делает одно, другая – другое… Как это можно?..
   Говорят, где бы эти «русские» ни работали, везде у них полный порядок… Умны и работоспособны… не по-нашему…Подмандатные у англичан, у французов… мы тоже могли бы научиться сноровке… Но и метрополии не очень-то прытки… Видно не сладко жилось этим «русским»… там среди «титульных» наций… Впрочем, привычка – вторая натура…  Так сказал их этот… Пушкин... Если я не путаю... Для них это норма – вкалывать с полным напряжением сил… А дома они как? Наверное, расслабляются… совсем… Это уже плохо!.. А может быть, и не расслабляются! Может быть, так на одном уровне напряжения и живут везде…
Закончил. Смотрит, что бы ещё сделать. Берёт тряпку и ведро… Ага! Он же как только нет срочной работы, драит некрашеные доски пола. До него они чёрными были. А он отмывает их до желтизны… Только не все сразу. Но то, что он делает, то никто другой не «догадался» сделать. И молодые… Молодые!Толкнул – идут, не толкнул – стоят.
Удивительный старик! Ведь пенсионер! Сиди дома. Иди к морю, посиди. Израиль даёт тебе пособие по старости? Всё! Будь здоров! Хватает тебе на жизнь? Хватает! Так и сиди! Нет! Вылез! Работает! Зачем тебе издавать книги за свои деньги? Кому нынче нужны книги, умные мысли? Никому! Нужны деньги и удовольствия! Нет, вкалывает! Да, ещё и не хочет зря получать зарплату! Хочет всё отработать!.. А что оно такое это «всё»? Это сколько тебе дают работы, столько ты и работаешь. А не дают, так и не требуют с тебя ничего! А он сам ищет работу!
 - Рахель! Что-то ты на старика засмотрелась… Не влюбилась ли? А? Ха-ха-ха!
Господи!.. А может быть, и влюбилась… А? Но что вполне определённо, так это то, что он мне очень по душе!.. Ну, очень! Если б я знала, что ему ещё хоть лет двадцать нужна будет женщина… Господи! Что это я думаю?.. А! Я бы соблазнила его на семейную жизнь! И родила бы сколько только получилось!..
Вон! Отжимает тряпку… Она сама ему в руку ложится! Ни одного лишнего движения! Как так можно? Или у него руки особенные? И правда, особенные! Они не сделают ничего глупого, ничего ненужного, ничего обидного! Они и с тарелкой нежны и деловиты! А как хороши они должны быть с женщиной!.. Господи! Я чувствую его прикосновение… И мурашки бегают по коже! И сердце то останавливается, то бъётся так сильно, что грудь колышется… И где-то в низу живота что-то сладко щемит… И голова приятно-приятно кружится… И, вот… сладостная истома расслабляет тело… И мысли… А мыслей нет! Одно чувство блаженства… Ах! Мечты, мечты, где ваша сладость… Так, кажется сказал их этот… Пушкин…
Я бы и сейчас стала его женой! Пусть! Сколько будет у нас жизни – столько и будет! Хоть год! Это было бы моим счастьем! Другого, я чувствую, не будет… Наши сабры… Нет! Они не могут! Они крикливы, скандальны, многословны… Они не мужественны… Ну, есть, конечно… Но этот встретился на моём пути…
   Господи! Ну, почему ты не сделал так, чтобы я родила Данечку и Лиечку от него! От этого чудо старика! Ах! Как бы я была счастлива! Как бы я была добра ко всем! Мне больше ничего не надо было бы! Ни денег и ни нарядов. Ну, нарядов только… немножко. Чтоб он с удовольствием смотрел на меня… Господи! Ну, почему ты так устроил свет! Всё бестолково! Без радости! Без счастья! Ну, почему он трёт пол! С его достоинствами! Почему он не учит молодёжь уму-разуму! Он делал бы это так деликатно, так красиво, что мир его учениками был бы преобразован в земной рай…
   Почему он печётся на солнце, а глупцы купаются в роскоши?!
Только потому, что у них, у этих глупцов, ум практичный… прагматичный? Но разве люди, которые пишут умные книги (говорят, у него умная, очень умная книга), не достойны твоей защиты, не достойны сладкого хлеба и сухого и тёплого жилища?!
   Вот! Идёт мыть посуду. Накопилась. Я совершенно ему ничего не напоминаю… А он всё время в работе. И ничто, нигде из-за него не тормозится… Всё как будто само собой делается, как только в том возникает малейшая необходимость. Без суеты, без усилий! А он как будто только присутствует при всём при этом… Пол никогда не был таким чистым… И посуда. Даже посетителей стало вдвое больше. Баки мусорные при нём никогда не переполняются. Нет этого гнилостного запаха. Ни вода, ни грязь, ни мусор нигде не скапливаются… Всем хорошо, всем приятно! Но не все сознают, что это из-за него… этого «русского» старика… Я сознаю. По долгу руководителя… Себе на муку… Вру! Ничуть не бывало! Мне сладко знать, что он и завтра придёт! Он ещё ни одного дня не пропустил… Мне достаточно, чтобы он со мной поздоровался, улыбнулся… И всё таки немного больно… потому что он уже старый… Пен-си-о-нер… Что было бы, если бы он был молодым? Я бы оставила семью? Нет, конечно. А я бы заставила его… не заставляя… взять меня с детьми!.. Я бы ему ещё родила, сколько смогла… И если бы было мало… Он бы всё равно не упрекнул бы! Он бы понял…
   Господи! Ну что же ты так… распорядился… бестолково…


Рецензии