Через тернии, к звёздам

            
 



        Ранняя, теплая, солнечная весна. В воздухе пахнет молодой листвой, сиренью, дымом костров. Маму ученика 3-б класса Вити Пухова срочно вызвали в школу, снова за поведение сына. Расстроенная Люба, кассирша речной пристани маленького днепровского городка, спешила в школу. Как это неприятно, снова выслушивать замечания учительницы сына – Виктории Львовны, которая обладала довольно своенравным характером и всегда въедливо и бесцеремонно выговаривала ей за школьные проделки сына! Она, конечно, не хотела идти в школу, но побаивалась Виктории Львовны и ее известного в школьном коллективе характера. И потому, зайдя в буфет на пристани, посмотрела, что можно купить и подарить строгой учительнице. Она остановилась на конфетах «Ласточкин хвост». «Подложу ей незаметно кулёк с конфетами, пусть угощается, может добрей станет относиться к сыну - непутевому Витьке» - раздумывала она по пути в школу.
        Она подошла к трехэтажному капитальному до революционной постройки зданию. Как говорили в городе, бывшей синагоги, которую ликвидировали в послереволюционные годы. Здание выстроено из пиленого камня, с толстыми массивными стенами, на третьем этаже виднелось круглое окно с пожарной лестницей. Люба  с плохим предчувствием зашла в темноватый коридор школы. Там было пусто. Только техничка мыла крашеный пол. Но вскоре зазвенел школьный звонок и толпы учеников выбежали в коридор. Некоторые сразу побежали во двор школы, начали бегать и дурачиться. А некоторые - прямиком в буфет в очередь за стаканом молока за две копейки, пончиком за четыре копейки или пирожком за восемь копеек.
        Люба осторожно заглянула в 3-б класс. Виктория Львовна, раскрасневшаяся, полнокровна женщина, сидела за столом и что-то отмечала в классном журнале. Люба с опаской посмотрела на нее и скромно произнесла:
- Здравствуйте, Виктория Львовна! Можно к вам?
- А, Пухова! Подождите, я занята! 
- Хорошо. Хорошо, Виктория Львовна, я подожду!
Прошло несколько минут.
- Подходите к моему столу, Любовь Ивановна, кажется? - закончив писать и выдержав томительную паузу, сказала учительница.
- Ой! Просто Люба.
- Плохи дела у вас, Люба, сын ваш безобразничает, хулиганит уже. То кнопку мне подложит на стул, то самолетики запускает на уроке. Не знаю, что с ним делать!
        Люба покраснела до корней волос и не знала,  что и ответить грозной учительнице. Она положила сверток с конфетами на стол, но Виктория Львовна грозно глянула ей в глаза и Любу, будто током ударило, и она тут же убрала сверток.
- Вот полюбуйтесь, ваш сын сломал наш школьный инвентарь – метровую линейку!
        Люба в недоумении посмотрела на деревянную, с черными делениями треснувшую пополам  линейку.
- Придется вам оплачивать ее стоимость. Три рубля пятнадцать копеек.
- Ой, Виктория Львовна, извините его, я внесу эти деньги. А его накажу! Простите его.
- Я не знаю, что делать с ним. Уже пересадила его на переднюю парту, чтобы он был у меня на виду. Все равно ухитряется напакостить! Мешает мне проводить урок.
- Я завтра принесу всю сумму, хорошо? Прозвенел школьный звонок.
- Ну что же мне делать с вами? Хорошо, несите. До свидания!
        Ученики, мальчики в серых кителях с золочеными пуговицами, а девочки в коричневой школьной форме с нарукавниками, толкая друг друга, устремились в класс и начали рассаживаться на свои места за массивные деревянные парты с откидной крышкой. Начинался третий урок. Люба увидела сына, подошла к нему:
- Я тебе устрою дома! Смотри мне. Веди себя хорошо, ты понял меня?
- Да, мама! Но я не виноват, она сама линейку сломала! – пробормотал он.
- Ладно, ладно, иди, дома поговорим!
        Люба с облегчением вышла из здания школы на воздух. Она думала, где ей взять эти три пятнадцать. И решительно пошла к Госбанку, где работала ее тётка Анна Андреевна. Своих детей у тетки не было, жила она со своим мужем, шофером, вдвоем. Они считались людьми богатыми и зажиточными, не то, что Любка с двумя детьми и мужем – инвалидом войны с пенсией в тридцать рублей! «Может, даст в долг, до зарплаты?» Но тетка слыла скупой, и надежды на это было мало.
        Она подошла к одноэтажному зданию в центре города и зашла внутрь небольшого зала, окруженного деревянными стойками со стеклянными окошками с надписями «Касса». Анна Андреевна увидела бедную родственницу и тут же подошла.
- Ты зачем пришла? Я на работе!
- Здравствуйте, тётя Нюра! Помогите мне, не знаю, что делать! Витька в школе сломал школьную линейку и мне надо срочно внести за нее три рубля пятнадцать копеек. А у меня сейчас нет ничего. Не знаю, что мне делать! – чуть не плача сказала Люба.
- Господи, да ты что ж думаешь, если я в Банке работаю, у меня денег навалом? Это не мои деньги! А государственные! Вон вчера ревизоры недосчитались копейки в кассе, так час искали, куда она закатилась, час! Пока мы сами не подбросили эту злополучную копейку, никого с Госбанка не выпускали! Вот как! – тихо, с каким-то надрывом и огорчением тараторила Анна Андреевна
        Люба умоляюще посмотрела тётке в глаза.
- Тётенька, Анна Андреевна, я в зарплату отдам, клянусь! Помогите! Выгонят Витьку из школы! Куда он пойдет! Что я с ним буду делать?
- Ну ладно, иди на улицу, подожди меня!
Тётка Нюра скрылась за толстыми филенчатыми дверьми банка. А Люба стояла и с трепетом ждала. «Может, даст, пожалеет нас?» - думала она.
        Наконец двери открылись, и вышла Анна Андреевна.
- На, возьми! Принесешь мне домой, в хату, сюда не приходи!
- Ой, спасибочки вам, Анна Андреевна, богу буду молиться за вас!
- Ты про бога-то потише, потише, а то сотрудники услышат, что ты в бога веруешь! И меня еще приплетут! Иди, не стой здесь, это государственное советское учреждение!
- До свидания, Анна Андреевна, пойду, пойду!
        Люба зажала три рубля во вспотевшей ладони и так, не разжимая руки, добежала до небольшого казенного домишки под шифером, где проживало несколько семей. Витьки не было дома. Спрятала деньги в комод и на скорую руку начала готовить стряпню – картошку в мундирах и мелкую рыбешку – тюльку. Послышался скрип двери и вспотевший, весь расхристанный сын вбежал в комнату.
- Есть хочу, мам! – сразу закричал он. – А что ты приготовила?
- Ну-ка, подойди ко мне, что ты в школе говорил, кто сломал линейку? Рассказывай!
        Витька неохотно подошел к матери и насупившись замолчал.
- Убью тебя! Говори всю правду!
- Это не я сломал линейку, а Виктория Львовна. Я только пчелку с перышком пустил на уроке, а она меня линейкой! Бах! По голове! Линейка и сломалась! – виновато сказал Витька.
- Врешь ты все, посмотри мне в глаза, посмотри!
- Я смотрю! Вот, ты посмотри, у меня даже шишка вскочила на голове! Мама! Я правду говорю!
        Люба ощупала голову сына. И вправду, на голове у него была шишка. Она не понимала, что ей делать.
- Может, ты врешь, и где-то упал, ударился, а, сынок?
- Нигде я не упал, она меня ударила за пчелку! Виктория Львовна!
    У Любы все помутилось в голове, она не знала что делать.
- Ладно, иди, мойся и ложись спать!
        Наутро она, как всегда выпроводила непутевого сына в школу, а сама побежала на пристань обилечивать пассажиров.
        На пристани всегда собиралось множество разношерстного народа – селяне с окрестных сел, рабочие с машзавода, пенсионеры, студенты и школьники.  Рано утром селяне спешили попасть на ту сторону Днепра, на колхозный рынок, где всегда было многолюдно - он считался самым крупным в округе. Люди были с различной поклажей, сумками, наполненными продуктами для продажи. Некоторые ухитрялись втащить на маленький теплоходик даже коз, телят, не говоря уже про плетеные корзины с курами и гусями. Народ очень переживал, волновался и все толпились возле билетного окошка, построенного после войны здания пристани. Вот и сейчас Люба работала без перерыва, а народа все не убавляется. Ближе к вечеру всё поутихло и она отпросилась в школу.
        Люба скромно вошла в здание школа и тут она столкнулась с Зинаидой Петровной, завучем школы, ее знакомой и очень дальней родственницей.
- Здравствуйте Зинаида Петровна!
- Здравствуй, здравствуй, Люба! Что к нам пожаловала?
- Ой, из-за моего лоботряса Витьки. Умудрился линейку сломать! Вот несу деньги, чтобы заплатить. Прямо несчастье!
- Как же он умудрился?
- Я толком и сама не могу понять. Он говорит мне совсем другое!
- И что же он говорит?
- Что Виктория Львовна сама ударила его линейкой по голове и та сломалась!
- Да, это надо выяснить. Ну-ка, пойдем, пойдем, пока класс еще с продленки не успел разойтись!
        Они прошли в класс. Завуч отозвала Викторию Львовну и что-то ей объясняла. Наконец, Виктория Львовна сказала в сторону Любы:
- А мы можем проверить это, и спросить у учеников! Раскрасневшаяся она подошла к учительскому столу и сказала:
- Дети садитесь! Скажите нам всем, и особенно маме Вити Пухова, кто сломал школьную линейку?
- Витя Пухов, встань!
- Дети, кто два дня назад сломал школьную линейку?
- Витя! Витя! – неуверенно и в разнобой ответили ученики.
- Ну, вот видите, почти все сказали, вы слышали? Любовь Ивановна!
- Ладно, я сейчас сама спрошу детей, - подошла к столу завуч Зинаида Петровна.
- Вот, Рябчиков Толя, скажи, кто сломал линейку?
- А я не знаю… Я писал упражнение по русскому языку.
- Ну, хорошо, Валя Бойко, кто сломал линейку?
- Я только видела, что Витя Пухов пускал пчелку, а потом что-то треснуло, и кусок линейки отлетел на пол…
- Так, так, хорошо дети. Алик Ловыгин, ударник, звеньевой третьего звена. Что ты можешь сказать?
- Я, я решал задачу. В бассейн через одну трубу вливалась вода… вот, а из другой…
- Нет-нет, Олег, это не математика. Кто сломал линейку?
- Вот, и я не мог посчитать, сколько воды осталось в бассейне через два часа…
- Ладно, садись. Вот у нас еще есть отличник, звеньевой первого звена Игорь Зимин. Игорь, кто сломал линейку?
- Я видел, что линейку сломал, Витя Пухов! Линейка треснула  и отлетела от его головы!
- Спасибо, дети. Виктория Львовна, можете отпускать детей домой, поздно уже.
- Любовь Ивановна, вы же видите, что все дети подтвердили слова Виктории Львовны!

                ххх

        Весна все больше вступала в свои права, появились зеленые листочки на деревьях, неугомонные вездесущие скворцы строили свои гнёзда, спешили обзавестись семейством.
        Как-то в один такой ясный день, когда все ученики сидели за партами и скрипели перьевыми ручками, какой-то шум раздался в коридоре школы. В класс снова заглянула завуч Зинаида Петровна. Она подошла к Виктории Львовне и что-то ей сказала.
- Хорошо, Зинаида Петровна! – ответила та и обратилась к классу:
- Дети, сегодня, 12 апреля знаменательный день - простой советский человек Юрий Гагарин, полетел в космос! - голос ее дрожал. - А сейчас, все выйдем на школьный двор для построение на торжественную линейку!
        Класс взорвался ликованием. Изо всех помещений бывшей еврейской синагоги школьники побежали вниз, во двор. Это была всеобщая радость, ликование. Из школьного динамика раздался голос, похожий на левитановский, все застыли, внимательно слушая репродуктор:
- Говорят все радиостанции Советского Союза! Экстренное сообщение ТАСС. Сегодня, 12 апреля, 1961 года успешно осуществлен полет первого человека в космос. Этот человек -  майор Военно-воздушных сил Советского Союза - Юрий Гагарин…
        Все закричали, захлопали, и очередная волна радости накрыла всех с головой.
- Ура! Ура! У-р-а-а-а! – неслось со всех сторон и улетало в весеннее синее небо.
        -Советский космонавт на космическом корабле "Восток" стартовал с космодрома "Байконур" и, впервые в мире, совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.

- Мы полетели в космос! Мы первые! Ура-а-а! Над всем маленьким городком как будто небо просветлело и стало еще бездоннее.
- Гагарин, Гагарин в космос полетел! В космос! Ура-а-а! – раздавалось отовсюду.
- Мы в космосе! Мы в космосе! Эта новость потрясла весь городок, всю страну. Это была  уже другая страна, другой город, другие люди!



                ххх

        На следующий день в классе снова было шумно, вчерашнее возбуждение еще не прошло.
        - Дети, тема сегодняшнего урока «Наша Родина СССР» - сказала Виктория Львовна.-Мы живем в непростом враждебном нашей стране мире. Десятки капиталистических стран окружают нас со всех сторон, но наша могучая страна под мудрым руководством Коммунистической партии, победившая фашизм, уверенно ведет нас в светлое будущее человечества – коммунизм. Никита Сергеевич Хрущев на октябрьском пленуме партии сказал, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. При коммунизме, дети! Вдумайтесь в это. А принцип жизни при коммунизме какой? - Каждому по потребности, от каждого по способностям! А социализма какой принцип, дети? От каждого по способностям, каждому по труду. И полет в космическое пространство нашего советского человека – это ответ империалистам Америки – наша страна не даст никого в обиду! Всех обиженных и оскорбленных защитит от хищных агрессоров-капиталистов. Красное знамя пролетариев, благодаря советскому космонавту Юрию Гагарину, развевается  теперь над всем миром, над всей планетой, дети!
        Ученики слушали учителя очень внимательно. Но такие высокие материи были мало кому понятны, однако суть того, что все они, принадлежат к великой стране, стране будущего всего человечества, вселяло в их души чувство гордости и счастья!
- Дети, а кто основатель нашего великого советского государства?
- Виктория Львовна, Виктория Львовна, можно я, можно я отвечу!
- Ну, говори, звеньевой первого звена Игорь Зимин.
- Ленин! – гордо произнес ученик. – Владимир Ильич Ленин!
- Правильно, Игорь, основатель нашего государства Владимир Ильич Ленин. Садись, молодец!
- Он родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске, ныне Ульяновске, - продолжила учительница. - Скоро его день рождения. И всем ученикам и их родителям надо не в церковь ходить молиться, особенно на пасху, а участвовать в коммунистическом субботнике, трудиться на благо всех. Так, как учил нас вождь и учитель, товарищ Ленин!
- А почему город Симбирск,  где родился великий Ленин, стал называться Ульяновском, дети?- продолжила учительница.
- Можно я, можно я отвечу! – снова начал тянуть руку Игорь!
- Да, скажи, Игорь!
- Потому, что фамилия Ильича – Ульянов, а Ленин – это для конспирации от царской полиции.
- Ну и что?
- Город назвали в честь настоящей фамилии Ленина – Ульянов.
- Правильно, Игорь, правильно! Ты хорошо учишься и успеваешь в школе, и поведение у тебя хорошее. Мне даже кажется, что ты берешь пример с маленького Володи Ульянова.
- Да, Виктория Львовна! - Игорь с замиранием сердца сидел за партой, выпрямившись и положив руки строго перед собой. Уши его заалели, а аккуратно подстриженный мамой  чубчик предательски  оттопырился. Он внимательно смотрел на любимую учительницу.
- В третьей четверти Игорь Зимин наконец-то станет круглым отличником. Еще у нас отличница Наташа Суржик. Олег Ловыгин - только хорошист! Не справляется, не вытягивает он на звание Ударника!
- Дети, берите пример с Игоря Зимина! Он сознательный ученик и будет круглым отличником. И я уверенно могу сказать, что он у нас в классе как маленький Ленин! Его звено октябрят за третью четверть займет первое место.
- Витя Пухов, не вертись и бери пример с Игоря.

                ххх

        После уроков четверо  друзей с портфелями в руках, не спеша, через весь городок бредут домой. Разговаривают о школьных делах, мечтают о будущем. Какое-то чувство счастья и спокойствия овладевает ими.
- Как хорошо, что мы живем в нашей стране, в СССР, да, ребята? – говорит Лёнька.
- Да, конечно, хорошо! – подхватывает Игорь, - Мы живем в самой лучшей стране в мире!
- Посмотрите на карту Европы,  - продолжает  Лёнька,  - Польша – наша, социалистическая,  Болгария - наша, Венгрия и Югославия – наши, Румыния – наша! А что тут остается капиталистической Европы – совсем ничего! Пол-Германии, Франция, Италия и Англия. Тьфу! Ну, там еще Норвегия  и Швеция – это близкие северные соседи. Так  шведов мы ещё в восемнадцатом веке разгромили под Полтавой! Наполеон Кутузовым был разбит в восемьсот двенадцатом году. Ну а Германия в сорок пятом!  Все эти страны надо освободить от капиталистов-эксплуататоров! И тогда СССР будет по всей Европе, и все будут счастливы и свободны! Как мы!
- Да, здорово! - соглашается Веня Новиков и начинает показывать фокусы, он мечтает стать клоуном. У него это здорово получается. Особенно он хорошо жонглирует картофелинами!
        Вот и дом Игоря. Он прощается и идет к деревянным массивным воротам. Выходит его мама Ольга Николаевна. Игорь заметил ее и побежал.
- Мама, мама! - закричал он, -  Виктория Львовна сказала, что я маленький Ленин! Маленький Ленин! Я маленький Ленин!
- Ну, ты мой молодец, заходи в дом! Игорь продолжает горячо рассказывать ей  об уроке.
        Оставшиеся втроем друзья идут дальше до элеватора, там убегает домой Веня, тренироваться на фокусника. Оставшись вдвоём, Олег и Лёнька идут до последней улицы, покрытой цветущими садами: вишней, абрикосом, сливами, смородиной.  Воздух наполнен ароматом цветов, запахом меда. Небо прочерчивает белой  полосой еще диковинный в те времена реактивный самолет.
- Олег, а давай сегодня ночью посмотрим в подзорную трубу на звезды, может, мы увидим космический корабль с Юрием Гагариным!
- Так он же уже на земле, его встречает весь мир! Даже Америка приветствует нашего космонавта!
- А вдруг, наши еще кого-то запустили в космос? Другого космонавта! И мы увидим!

                ххх

        Поздно ночью друзья через маленькое чердачное окошко смотрят на бездонное звездное небо. Одинокие яркие метеоры вспыхивают и гаснут во тьме, прочерчивая свой недолгий путь. Огромная Луна каким-то неземным, небесным светом освещает всё кругом. Вдалеке она отражается трепещущей дорожкой в тихом ночном Днепре. Далеко-далеко  виден призрачный противоположный берег. Весь мир объят этим светом, он уже другой, он  не земной, он космический!
        Вот созвездие Большая Медведица, вот созвездие Скорпиона, а вот Малая Медведица, а это Полярная звезда. Через все небо, на миллионы световых лет простирается Млечный Путь. Мириады звезд манят, притягивают к себе, и друзья ощущают себя частью этого грандиозного космического мира, сливаются с ним воедино.
- А знаешь, Олег, бабушка сказала мне: чтобы увидеть Бога, надо долго смотреть ночью на звезды, и увидишь Его!
- Неужели Бог есть? А Виктория Львовна говорила, что Его нет, что это попы всё придумали, чтобы обманывать людей! – отвечает Олег. - А Гагарин Его видел?
- Конечно, видел, но он не может сейчас сказать об этом!
- Давай будем долго смотреть на звёзды, и мы увидим, увидим Его!
- Давай! - отвечает Олег.
        Друзья долго смотрят на звезды, и им кажется, что они летят  в космическом корабле к неведомым галактикам, осеняемые и хранимые Создателем. Им кажется, что Он смотрит на них сквозь мириады звезд и пронизывает и наполняет собой всю Вселенную!


Рецензии
12 апреля 1961год

Коломоец Людмила Ивановна

День был желто-голубой.
Это помню точно.
"Сообщенье...ТАСС...Впервой..."-
Из радиоточки.
И когда пошел повтор
Не совсем понятный,
К бабушке бежим во двор:
- Ба! Там касманаты.
А на небе? Там же Бог?-
Посмотрела строго.
- С Богом встретиться он мог?
- Нет туда дороги!
- Как же так, дороги нет?
Ведь летал Гагарин?!
И с досадой на весь свет,
Встав под образами:
- Господи, прости ты их...-
Так молилась долго.
Мы притихли. Шопот стих.
- Бабушка?...
- Замолкни!

Замолчали.Облик строг.
...Много звезд на небе...
Неужели, там где Бог,
Космонавт и не был?...

Людмила Коломоец   03.10.2016 11:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.