На пути к глобальному синтезу
О СМЕНЕ ПОДХОДОВ К ОСНОВАМ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ,
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Т.В.Мацук
Не надо быть ученым для того, чтобы понять: современная
наука, как и общество, находится в очередном кризисе. Физика
не в состоянии объяснить многочисленные "аномальные" явле-
ния, которые уже никто не может отрицать, исходя только из
формулы: " Этого не может быть, потому что не может быть ни-
когда". Математика, основанная на жесткой аксиоматике и ло-
гике, с общей теорией для величин не выше второго порядка,
не способна построить приемлемые по точности модели сложных
реальных процессов, особенно с участием человека, а попытки
работать в открытых системах и использовать ситуационные
подходы приводят к логическим противоречиям. Медицина, осно-
ванная на химии и хирургии, не только зачастую неэффективна,
но и перестала удовлетворять собственному основному принципу
"не навреди". Экологический кризис, техногенные катастрофы
стали следствием бурного развития технических наук, ориенти-
рованных прежде всего на потребности войны, а не созидания,
и на приспособление среды к человеку, а не человека к среде.
Гуманитарные науки (и не только они) "тонут" в эмпирике и
конкретике, идеологически зависимы и не способны к серьезным
обобщениям, позволяющим делать достаточно точные прогнозы,
оперативно и адекватно реагировать на происходящие в общест-
ве изменения (особенно для нестабильных систем).
Эта ситуация в общем-то не нова и повторяется с перио-
дичностью около ста лет, но новыми являются последствия, к
которым она может привести в условиях, когда цена ошибки
становится непомерно высокой и может во многих случаях срав-
ниться с ценой жизни человека, а то и выживания всего чело-
вечества. Необходимо уже думать не просто о преодолении оче-
редного кризиса, а о выходе на качественно иной уровень ор-
ганизации знания, в основу которого может быть положен син-
тез существующих наук и эмпирических знаний на базе единого
системного подхода, позволяющего вести научные исследования
"от общего к частному", при отказе от антропоцентризма как
основополагающего принципа деятельности.
Новый взгляд должен позволить преодолеть основные не-
достатки современной науки как части общественной структуры
и сознания, среди которых:
1. Подход от частного к общему, при котором исследуются
отдельные "деревья", но "не видно леса", что связано с ха-
рактерным для индустриального общества тотальным разделением
труда, нарушающим цельность природы человека вне быта и обы-
денного сознания.
2. Жесткая аксиоматика в основаниях наук и использова-
ние жесткой логики при неопределенной сути многих основных
понятий (например, время, информация, сознание) и отношений
между ними (материя - сознание, объективное - субъективное,
детерминированное - случайное и т.д.).
3. Изучение не объекта реальности, а абстрактной сущ-
ности, выделенной из объекта, его отдельной стороны (предме-
та) в отрыве от целостной картины.
4. Институализация в современном виде, приводящая к
противопоставлению гуманитарных и естественных, технических
дисциплин, отсутствию общего языка и ненормальной смене по-
колений, когда старая генерация ученых обычно не принимает
новых идей, а новая ждет ее смерти, чтобы начать сначала на
новом основании.
Все это приводит к дроблению знания при отсутствии об-
щей картины, частым тупикам и необходимости пересмотра ос-
нов, к общественной ситуации, напоминающей (в том числе и по
последствиям) "Пикник на обочине" братьев Стругацких.
Полностью сосредоточившись на работе одного, логическо-
го полушария мозга, оставив образное и интуитивное восприя-
тие для других сфер деятельности, игнорируя существенно вли-
яющие на живое малые воздействия и претендуя на объектив-
ность, не выяснив, возможна ли она в принципе, наука оказа-
лась в плену своих собственных ограниченных представлений и
моделей (идеального газа, несжимаемой жидкости, замкнутой
системы, линейного пространства, рыночной экономики, науч-
но-технического прогресса и т.д,), становясь постепенно
"вещью в себе". В результате мы имеем состояние общества, не
устраивающее личность, не вписывающееся в окружающую среду и
даже угрожающее всему живому уничтожением.
Что можно противопоставить такому "аналитическому мыш-
лению"? Только синтез, на пути к которому полезно вспомнить
о том, что так было не всегда: наука в Древней Греции была
единым мировоззрением, а астрология - характерный пример
пришедшего издревле общесистемного подхода ко всему сущему.
Что же конкретно предлагается на данном этапе, какие
основные принципы исследования можно положить в фундамент
единой науки?
1. Искать в первую очередь не различия, а общее, подобное.
2. Попытаться подняться "над лесом" и посмотреть сверху,
получив, возможно, туманную, но общую картину, которую
потом можно уточнять снизу. То есть, применять подход от об-
щего к частному, не закладывая в основания жесткую систему
аксиом, строя каркас с "дырами", чтобы потом, изучая на ос-
нове предположений и гипотез реальные системы, корректиро-
вать общие представления о них без разрушения основ. При
этом как бы одновременно используются два взгляда (сверху и
снизу) при рассмотрении, максимально приближенном к объекту
в целом со всеми его взаимодействиями.
3. Для обеспечения такого подхода положить в основу
методологии общую теорию систем как динамику, изучающую законы
появления, исчезновения, развития, смены состояний и т.д.
иерархических, вложенных (в том смысле, что состоящих из
элементов, в свою очередь являющихся системами) систем про-
извольной природы.
4. Основные понятия, категории ввести как обобщение
понятий различных научных дисциплин, использующих системный
анализ в том или ином виде. К таким понятиям относятся: сама
система, ее рождение и смерть, состояние, устойчивость, од-
нородность, сложность и т.п.
5. Рассматривать незамкнутые системы, исследуя для учета
объективных и субъективных факторов по крайней мере три
уровня иерархии: система как целое, уровень ее элементов, которые
также являются системами, и внешняя система, элементом которой
является данная система.
6. Отойти от узкопрофессионального научного языка и
лимитирующей системы мышления, используя не только методы
логического познания, но и образное видение мира искусством,
цельность в повседневной жизни и практический опыт обыденно-
го сознания, а также, в качестве модельных, те естественные
системы, которые мы лучше всего знаем: себя самого (человека)
и семью.
При исследовании социальных систем, прежде всего с
целью понять ситуацию в России, автором была сделана попытка
применить указанные выше принципы, пока что на уровне гипо-
тез и самых общих представлений. Для получения картины, от
которой можно было бы отталкиваться, использовались не жест-
кие определения и постулаты, а большей частью интуитивные
понятия и образные представления. При этом под системой по-
нималась совокупность: множества элементов, множества их от-
ношений, связей, взаимодействий и множества законов взаимо-
действия и функционирования системы, включая законы развития
и законы взаимодействия с внешней средой. Предполагалось, что
1) внутри каждого из составляющих систему трех множеств сущест-
вует системо-образующее подмножество, при разрушении которого
система перестает существовать, и совокупность этих подмножеств
есть необходимое и достаточное условие возникновения системы;
2) все движение в системе имеет циклический и колебательный характер;
3) смена состояния системы связана с появлением нового качест-
ва, при котором характеристики системы начинают колебаться
вокруг новой устойчивой точки, т.е. меняются законы функцио-
нирования системы.
Образная картина развития системы, являющейся одновре-
менно частью внешней системы и совокупностью элементов-сис-
тем, при рекурсивной смене состояний может быть представлена
движением шарика от лунки к лунке, внутренние поверхности
которых испещрены лунками ("картонка для яиц"), по поверх-
ности, также представляющей собой большую лунку. Каждая лун-
ка - состояние, устойчивая точка, в окрестности которой дви-
жется шарик, внутри которого также находятся движущиеся ша-
рики, влияя на его движение, в то время, как он сам находит-
ся внутри внешнего шара (возможно, не одного), деля с "соб-
ратьями" окружающее пространство. Глубина лунки есть пре-
дельная для данного состояния величина некой интегральной
характеристики системы, связанной с ее устойчивостью как
способностью противостоять внешним и внутренним прежде всего
разрушительным воздействиям и стабильностью как способностью
сохранять состояние. Попав в новое состояние-лунку, шарик
вначале наращивает свои положительные, способствующие "живу-
чести" характеристики, а затем начинается спад и движение к
выходу из данного состояния, находиться в котором можно до
тех пор, пока не исчерпаны его ресурсы. После прохождения
пика наращивание сложности системы и ее внешних взаимодейс-
твий, как и их сохранение при исчерпывании ресурсов состоя-
ния, приводит к неустойчивости и нестабильности, требующих
перевода сложности в элементы, т.е. появления нового качест-
ва с переходом в новое состояние. Выбор следующего состояния
детерминирован настолько, насколько зависит от предыдущего
(можно перескочить только в одну из соседних лунок), от эле-
ментов системы, ее соседей и состояния внешней системы.
Внешним уровнем для России в настоящий момент является
мировой социум и для того, чтобы понять, куда движется Рос-
сия и куда она может двигаться, необходимо исследовать его
состояние, закономерности и тенденции развития.
Если основывать понятие социальной системы на разумной
совместной деятельности (как материальной, так и идеальной),
то человечество представляет собой социо-биологическую
систему - новое качество по сравнению с биологическими сис-
темами, но на стадии детства, когда ребенок, выделившись из
окружающей среды, способен уничтожить и себя, и ее (на это
указывает, в частности, повышенная, по сравнению с прошедши-
ми длительный эволюционный путь развития животными, агрес-
сивность в отношении особей своего вида и особенно самок).
То есть, глобальная система - социум находится на этапе фор-
мирования, осознания себя единым видом нового качества внут-
ри общей планетарной экосистемы. Смена ее состояний (цивили-
заций) представляется аналогичной смене поколений в семье,
что есть следствие неравномерности развития народов, кото-
рая, в свою очередь, обеспечивает выживание человечества,
его устойчивость по отношению к внешним воздействиям.
Каждая цивилизация, если понимать под этим словом сос-
тояние всего человечества, характеризуется лидирующей груп-
пой народов - наиболее сильных биологически, мировоззренчес-
ки и технологически. История дает пока два примера, опираясь
на которые, можно делать достаточно достоверные выводы: гре-
ко-римской античной цивилизации и европейской христианской
цивилизации. Анализируя их, можно предположить, что период
равен примерно 2000 лет (совпадает с представлениями астро-
логов о смене эпох каждые 2200 лет), спад последней цивили-
зации, возможно, начался уже во времена Ренессанса, "индустриальное
общество", "общество потребления" - это ее финал ("постиндустриальное
общество" я считаю фикцией, если говорить о социуме в целом)
и все мы в настоящее время находимся на перепутье, имея перед собой
три дороги.
Первая ведет из детства в отрочество, в настоящее
постиндустриальное общество, основанное на более
разумных и гуманных принципах. Но такой переход с преемс-
твенностью хороших традиций возможен лишь в семье, где стар-
шие не угнетают и не эксплуатируют младших, где уровень их
жизни не различается непомерно. В противном случае, ожидает-
ся новое "падение Рима", причем в роли варваров скорее всего
выступит Азия, и хорошо, если при современных способах унич-
тожения все кончится лишь новым витком на том же уровне.
Таким образом, выбор пути развития во многом упирается
в степень неоднородности общества, которую можно разделить
на две составляющие: вертикальную - в большей степени коли-
чественную (степень развития, уровень и качество жизни), и
горизонтальную - качественную, характеризующую культурные,
расовые, национальные различия. Слишком однородное общество
плохо приспособлено к выживанию и развитию, и при вертикальной
однородности особенно уязвимо по отношению к сильным внешним
воздействиям (попробуйте отключить электроэнергию в Европе),
хотя внутренне стабильно. Излишне неоднородное общество раз-
рывает себя изнутри, но живуче и хорошо сопротивляется внеш-
ним силам. Удерживать баланс, не допускать слишком больших
перепадов и колебаний, не впадая в застой - в этом одна из главных
функций и задач государственного и надгосударственного уп-
равления.
Надежды на наиболее благоприятный исход связаны с тем,
что с ростом населения планеты и освоением им всего жизнен-
ного пространства каждому "шарику" (будь то человек или го-
сударство) остается слишком мало места для маневра без учета
движения остальных. Все становятся явно зависимыми от всех,
и это требует иного мышления и более разумного поведения,
основанного на балансе интересов всех сторон.
Для выявления этих интересов и особенностей развития
государств, как систем, необходимо, исследуя этот уровень,
иметь в виду, что даже самые общие законы будут проявляться
индивидуально, поскольку различны их параметры, т.е. условия
существования разных народов (природные, исторические, гео-
политические и т.д.) Имеют значение и размеры системы, вли-
яющие на инерционность ее движения. Большую систему труднее
"сдвинуть с места", но и труднее остановить, повернуть,
справиться с ее разрушительными колебаниями.
Россия - не только очень большая страна, в настоящее
время она уникальна по неоднородности всех мастей, сравнимой
только с неоднородностью мирового социума. Это связано с ге-
ографическим, климатическим разнообразием, историческим фор-
мированием страны путем слияния колоний с метрополией, евро-
азиатским геополитическим положением. Вертикальная неодно-
родность такова, что наблюдается практически весь спектр
развития народов. В сочетании с огромными ресурсами это поз-
воляет сохранять состояние, опираясь на натуральное хозяйс-
тво, делает систему необыкновенно живучей, способной проти-
востоять сильным воздействиям, но одновременно является ис-
точником внутренней нестабильности, особенно в условиях раз-
нонаправленных внешних тяготений, и способствует ситуации,
когда Россия "в Азии - Европа, в Европе - Азия".
Европейцы считают, что по языку и менталитету Россия
соответствует Европе 16 века. И это не случайно. Начиная с
этого времени, страна пытается перейти от "докапиталистичес-
ких" к иным отношениям, но, в силу указанных выше причин,
все время возвращается в исходную точку. Являясь как бы мо-
делью мира, она отражает состояние всего социума, не исчер-
пала еще нерыночных ресурсов и не может использовать менее
развитые народы, затем отбросив их в "третий мир", за счет
которого существуют "юнцы" и "аутсайдеры" западного рынка,
поскольку это путь к распаду страны, но не к уменьшению не-
однородности региона. Можно говорить лишь об определенном
сходстве со странами Латинской Америки или довоенной Герма-
нией, но не об аналогии и применимости тех же рецептов, о
чем свидетельствует и то, что в кризисных ситуациях Россия
стремится к самоизоляции и выживает за счет натурального хо-
зяйства, а не рыночной экспансии. К тому же "японское и гер-
манское чудо" были во многом следствием внешних, а не внут-
ренних причин.
Такие же внешние причины, то есть, усилия мирового соци-
ума по уменьшению собственной неоднородности, могут помочь
России наконец выйти из состояния перехода, что она пытается
осуществить в очередной раз во время рыночных реформ. Но для
того, чтобы понять, что именно и как необходимо сделать,
нужно изучить систему изнутри, ее составные части, социаль-
ное деление, поведение отдельных групп.
Подобное исследование осуществлялось методом социальной
стратификации, в котором была сделана попытка уйти от исто-
рической конкретики, взяв за основу социальную природу чело-
века, т.е. осознание им своего места в общей деятельности.
Общество рассматривалось как система с тремя основными функ-
циями: производство, потребление, управление-распределение.
Члены общества - элементы системы - разделились на три основ-
ные группы: стремящиеся в основном к потреблению (носители
психологии люмпена), производители (носители психологии про-
фессионалов) и стремящиеся к распределительной функции, пос-
кольку это дает преимущества за счет социального положения и
власти (носители психологии номенклатуры). "Профессионалы"
наиболее полезны для общества, обеспечивают его благополучие
и стабильность, но в России господствует "номенклатурное"
государство, в которое превращается государство переходного
периода при невозможности совершить переход. Преодоление
этого, создание условий для "культивации профессионала" ,
переход к государству "профессионалов" и есть основная зада-
ча, о способах решения которой нужно говорить отдельно.
Напечатано в сборнике:"Формирование новой парадигмы обществоведения",
Материалы IV Кондратьевских чтений 10.05.96 г., Москва, 1996.
Свидетельство о публикации №211020200210
Более детальный разбор "полётов"-спустя-погодя!С поклоном.А.Ф.
Анатолий Фёдоров 21.04.2011 09:37 Заявить о нарушении
Подобные бездоказательные наскоки на МАРКСА я не могу ОСТАВИТЬ без ОТВЕТА,и ОТВЕТА жёсткого...Заранее ИЗВИНЯЮСЬ.
С неизменным уважением к Вашим трудам,Анатолий Фёдорович.
Читайте Ответ на ПРОЗА РУ.
Анатолий Фёдоров 21.04.2011 23:43 Заявить о нарушении
С уважением,
ТВМ
Татьяна Мацук 22.04.2011 00:10 Заявить о нарушении
Но...снаряд выпущен (по ВАМ) и он должен ДОЛЕТЕТЬ до цели...
Анатолий Фёдоров 22.04.2011 00:41 Заявить о нарушении