Когда проигрывает народ

Статья была написана в 2002 году для газеты "The Moscow Times", с которой я сотрудничала с 1996 г. Но опубликована она не была.


Свершилось! Не прошло и 10 лет со времени начала реформ в России, как считающие себя развитыми страны признали ее, наконец, не только "страной с рыночной экономикой", но и полноценным членом "Большой восьмерки". И не просто так признали, а, как объявило нам радио, "за выдающиеся экономические и демократические преобра­зования, которые произошли в стране за последние годы".

Да, преобразования воистину выдающиеся. Когда Михаил Горбачев начал в СССР перестройку, мы жили небогато, недемократично и руководство у нас на всех уровнях было бездарное. Но мы жили в индустриально развитой стране, народ которой был весьма неплохо образован, стал подзабывать о том, что такое нищета, боялся войны, осуждал насилие и ждал перемен к лучшему. Теперь у нас всё измени­лось, кроме руководства.

Экономика обвалилась по меньшей мере наполовину и, падая, придавила как раз то, что должно было стать основой возрождения и процветания страны: науку, культуру, высокие технологии. Интелли­генция практически уничтожена как класс. Уровень образования при этом, естественно, катастрофически падает. Миллионы беспризор­ных детей живут на улицах при живых родителях, от пьянства в год гибло больше народу, чем на афганской и чеченских войнах вместе взятых, население страны сокращается и темпы его убыли нарастают.

Здравоохранение и социальное обеспечение скорее мертвы, чем живы. По данным Фонда "Индем", взятки врачам составляют 600 млн. долл. США в год, а чиновникам — сравнимы с госбюджетом. По мнению главы Счетной Палаты Сергея Степашина, 99% предприятий были приватизированы с грубейшими нарушениями. За время реформ из страны незаконно вывезено не менее 300 млрд. долл.

Который год идет война в Чечне, этим словом не называемая, но на которой дозволено всё. Демократия вообще развивается такими ударными темпами, что все больше избирателей предпочитает либо вовсе не ходить на выборы, либо голосовать "против всех". Социоло­гические опросы констатируют существование в обществе атмосферы вялотекущей гражданской войны. Правоохранительные органы не пользу­ются ни доверием, ни уважением, а солдаты бегут из разлагающейся армии, прихватив с собою оружие.

Родственникам погибших в авиакатастрофе над Южной Германией обещали выплатить приличную компенсацию. А кто реально поможет российской глубинке? Тем, кто потерял весь свой жалкий скарб во время наводнения на юге России? Или беженцам из Средней Азии, 10 лет с трудом поддерживающим свое существование в разваливающихся вагончиках в Воронежской области? Или пациентам провинциальной психбольницы, которые не могут получить даже те 8 рублей, которые выделяет на их содержание в день наше достигшее больших успехов государство? Кому-нибудь вообще есть дело до страданий миллионов "простых" людей в России? Западу, похоже, как и нашим чиновникам, решительно никакого. Иначе именно изменение внутренней политики стало бы основным условием принятия страны в число "достойных".

Но если поведение "русского медведя" у себя дома — не причина не пускать его за общий стол, то почему же нас так долго держали на почтительном расстоянии?
Как следует из статьи посла Великобритании в России сэра Родерика Лайна "The Long March to Win/Win", опубликованной в "The Moscow Times" 21 июня этого года, интегрированию России в Западный мир мешают в основном две вещи: чудовищная культура (вернее, антикультура) российского бизнеса и нежелание сторон видеть в партнере именно партнера, а не противника, действующего исключительно в собственных интересах и стремящегося, как у нас говорят, "перетянуть одеяло на себя".

Можно понять ужас Западного сообщества, которому, как героям повести Гоголя "Сорочинская ярмарка", вдруг явилось выставившееся в прорубленное еще Петром I окно свиное рыло возрожденного россий­ского капитализма. Но есть у русского народа, хотя и грубая, но весьма точная пословица: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива." Россия — своеобразное зеркало мира, как бы огромный кристалл со множеством граней, который одновременно преломляет, отражает и пропускает через себя все волны, возникающие в недрах цивилизации. А много ли Запад сделал для того, чтобы у рожденного не без его помощи младенца была более человеческая физиономия?

Десять лет честные и потому бедные российские специалисты, которые хотели зарабатывать деньги руками и головой, не разворовывая Родину и не участвуя в бандитских разборках, буквально умоляли поддержать их инвестициями и открытием рынков, бросались на шею каждому, кто проявлял к их проектам хоть малейший интерес, а им не то, что кредитов, часто даже въездных виз в "цивилизованные" страны не давали, и всячески давили ценами и налогами в соответствии с рекомендациями МВФ.

Но совсем в другом положении были те, кто брал взятки, мошенничал, воровал и убивал. У них были деньги и все возможности развивать свое "дело" дальше. Сейчас кое-кто из них уже долларовый миллиардер, и, сдается мне, напрасно я мечтаю увидеть хоть одного представителя Западного истеблишмента, который не подаст им руки.

Все эти годы Запад (я имею в виду дельцов и политиков) вел себя крайне прагматично, следуя своим сиюминутным интересам. Тем самым нас учили, как надо в вашем мире себя вести, и мы оказались неплохими учениками. Теперь в России вряд ли найдется идеалист, верящий в то, что нынешнее сближение с Западными странами —акт любви, а не расчета.

Россия снова нужна в своем привычном историческом качестве: мы всегда, как писал Александр Блок, "держали щит меж двух враждеб­ных рас Монголов и Европы" (читай, между Востоком и Западом). А еще Россию рассматривают как огромный сырьевой придаток, в новых условиях - прежде всего как более надежный по сравнению с ближне­восточными странами источник нефти и газа. К этой мысли нас тоже приучали 10 лет. И теперь мы действительно уже почти ни в чем Западу не конкуренты.

Но есть и кое-что новенькое, о чем недавно поведал телезрите­лям в связи с принятием закона о гражданстве неплохо информированный скандалист и вице-спикер Государственной Думы Владимир Жириновский. Речь идет о глобальном потеплении. Если оно действительно приведет к катастрофическим последствиям, то центральная полоса России станет одним из наиболее пригодных для жизни мест на планете, превратившись в зону уверенного земледелия, а что ожидает Западную Европу, тем более, Японию — большой вопрос. Население России сокращается, на южных границах у нее разрастающийся Китай и центральная Азия. Не думаю, что "Большая восьмерка" готова уступить им жизненно важное пространство.

Я не сомневаюсь в том, что так называемые элиты общие интересы найдут и, в конце концов, договорятся. Но что будет с наро­дом России? В стране произошла социальная катастрофа, сравнимая с последствиями революции 1917 года и пока явно просматривается только один курс: на уничтожение всего, что не может выжить само или не хочет прислуживать потерявшим всякий стыд чиновникам и бандитам. Если Запад будет и дальше закрывать на это глаза, то Россию ожидает участь Веймарской республики со всеми вытекающими для мира послед­ствиями (побоище в центре Москвы, вызванное всего лишь футбольными страстями, хорошая тому иллюстрация).

Альтернативное поведение — действовать по-джентльменски. А джентльмены, как известно, не бросают больных, детей и стариков умирать под забором только потому, что те не принадлежат к их семей­ству, не делают вид, что не замечают насилия, не проходят мимо упавшего, не протянув ему руки, и не имеют дел с носителями подмо­ченных репутаций, даже если это очень выгодные дела.

У истории своя логика: когда элиты считают себя победителями, побежденными могут оказаться народы,


10 августа 2002 г.

Татьяна Мацук,
независимый аналитик,
16 лет проработавший в институтах
Российской Академии Наук


Рецензии
Какова Ваша альтернатива развития страны? Без этой программы статья похожа на библейский "плач Иеремии".
С уважением. Ната.

Ната Пантавская   09.11.2011 12:33     Заявить о нарушении
Альтернатива разбросана по всем моим работам, а они касались всего спектра проблем: экономики, политики, науки, культуры, занятости, образования, безопасности, гендерных и социальных взаимоотношений и множества аспектов повседневной жизни. (Посмотрите хотя бы “Россия в контексте глобализации” и “Как помочь России? Взгляд изнутри”). Есть и программа, но публиковать ее здесь я не буду. На Прозе у меня представлены только старые вещи, большей частью написанные для конкретных изданий. А это означает ограничения в объеме, привязку к конкретному информационному поводу, стилю и формату и ориентацию на определенную аудиторию. В данном случае я отвечала на статью человека, которого знала лично и с которым публиковалась в одном англоязычном издании. Я обращалась к иностранцам, так или иначе связанным с Россией. С 1996 года в своих многочисленных работах, при личных встречах и в публичных выступлениях я пыталась объяснить им, куда они нас толкают и чем всё это кончится, предлагая, естественно, альтернативные пути развития страны. И эта так и не опубликованная статья была моей последней попыткой докричаться. Теперь многие из них готовы признать мою правоту, а очень скоро вынуждены буду признать и все остальные. Вот я и хочу этой публикацией напомнить о том, что всё надо делать вовремя.
Я также, со своей стороны, хочу поблагодарить Вас за необыкновенно живо и увлекательно написанные воспоминания “Опоздания к прошлому”, которые я обязательно дочитаю и постараюсь оставить свой отзыв. К сожалению, в моем окружении не осталось издателей, публикующих подобного рода литературу, хотя именно она пользуется сейчас наибольшим спросом у читателей по всему миру и такие воспоминания способны стать настоящим бестселлером.
Всего Вам самого доброго и успехов в творчестве,
Татьяна

Татьяна Мацук   12.11.2011 01:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за развёрнутый ответ. Обязательно прочту предложенные статьи и тогда попробую продолжить диалог. Спасибо и за интерес к моей повести. Надеюсь, что дальнейшее чтение Вас не разочарует.
С уважением. Ната.

Ната Пантавская   12.11.2011 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.