По следам журавлевских икон

НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА
 В Сретенье в заволжском селении Самарской области отмечалась дата, которую с полвека назад редко кто чтил и помнил. В начале 70-х годов только старожилы Утевки знали, что местную церковь, занятую под зернохранилище, расписывал богомаз Григорий Журавлев, живший неподалеку, и, как утверждали древние старушки, похоронен был тут же, в ограде. Правда, холмик тот был стерт временем и людьми.
   Так тогда и было. И долго еще пребывал образ Григория Журавлева, словно захороненный сармат в утевских курганах, да, слава Богу, опомнился народ. И не только опомнился, а ужаснулся. Жизнь этого талантливого художника взялся изучать краевед Кузьма Емельянович Данилов, а уже после него эстафету поисков подхватил Александр Станиславович Малиновский, земляк, поэт и прозаик
Предисловие это напросилось само собой, ибо речь пойдет о вечере памяти Григория Николаевича Журавлева, в честь 90-летия со дня смерти, который состоялся  в Утевском Доме культуры «Мир». Двумя   днями раньше в местном Свято-Троицком храме прошла поминальная служба в честь человека, заложившего основу в его здание, ведь возводилось оно по журавлевскому проекту, как и расписывалось, украшалось. А спустя многие десятилетия начало возрождаться, в последние годы и укрепляться благодаря немеркнущему свету журавлевского таланта.
Сельская поэтесса Людмила Чернецова, едва скрывая волнение, сжимая в руках тоненький сборник стихов, в котором есть посвящение «творцу икон» Журавлеву, открывает вечер проникновенными строками в адрес своего знаменитого земляка. Звучит тихая лирическая мелодия, на фоне которой старшеклассники Утевской школы Николай Корнев, Мария Черняева, Лейла Амборзумян, Юля Христоферова читают отрывки из поэмы А.Малиновского, посвященные главному герою его документальной повести «Радостная встреча». На сцену поднимается почитательница таланта художника-самородка уроженка села Лидия Петровна Перова. И в зал льются пронизанные гордостью и грустью поэтические признания в любви и преклонении перед великим талантом.
Надо сказать, что о своем знаменитом земляке утевцы узнали много нового из материалов интерактивной выставки «Се Человек», которую  подарили сельчанам его авторы - музеисты из Нефтегорска. Один из самых активных разработчиков проекта - в недавнем прошлом директор Детского музея, а ныне ведущий специалист молодежной политики управления культуры Альфия Алексеевна Ижедерова рассказала о том, как непросто проходил поиск творческого наследия Г.Н.Журавлева. Как рождалась выставка, как с упоением работала над ее эскизами нефтегорская художница Людмила Якушева, какие замечательные работы написали о творчестве Журавлева учащиеся нефтегорских школ. Детский музей, подготовившись к празднованию 90-летия со дня смерти Г.Н.Журавлева, теперь разворачивает работу по подготовке к 150-летию со дня его рождения.
В рамках проекта «Се Человек»  разработан туристический маршрут, а еще изданы красочные открытки с работами Журавлева. Вот они-то и были показаны на большом экране и, судя по реакции зала, у многих вызвали душевный трепет и восхищение. Библиотекарь Александра Владимировна Доркина, волнуясь, называла иконы, указывала места, где они находятся сегодня, подчеркивая, что их география весьма обширна. Но более всего потрясла участников вечера Памяти книга эскизов и набросков, сделанных Мастером, ее показал всем собравшимся в зале Владимир Иванович Петрушин. Он поведал захватывающую историю о том, как шли поиски этого уникального свидетельства творческой лаборатории Журавлева. Наша газета писала уже об этом, многие прихожане Свято-Троицкой церкви имели счастье зрить воочию эту книгу. Сюжеты, которые и легли в основу его будущих картин, выполнены обычным карандашом и являют собой безукоризненную технику владения этим, по сути, самым универсальным инструментом художника.
…Один за другим всплывали на белом полотне хорошо прорисованные и очень выразительные лица, фигуры апостолов, или наоборот, просто легкий контур женского лица, чем-то неуловимо напоминающего лица утевских кротких красавиц. Все мы, затаив дыхание, в ожидании какого-то особого знака свыше, смотрели на сменяющие друг друга образы, и каждый думал о своем. Человек, несмотря на телесное увечье, живет красотой и любовью. Григорий Журавлев это выразил мощно и ярко на своих полотнах, во фресках, которые до сей поры несут в себе заряд необыкновенной энергетики.
Взойдя на сцену по приглашению ведущей вечера, автор этих строк поделилась воспоминаниями о том, как непросто и не сразу появилась на страницах районной газеты тема об утевском живописце Журавлева. Как просили читатели продолжить печатать главы документальной повести Малиновского «На пепелище». Именно так первоначально называлось это произведение (впоследствии автор дал ей другое название - «Радостная встреча»), которое и положило начало поисков о жизни и творчестве этого самобытного художника. Спустя многие годы газеты снова вернулась к этой теме, опубликовав серию  моих путевых заметок «По следам журавлевских икон» а затем напечатала художественную повесть Валерия Лялина «Изограф», также посвященную Григорию Николаевичу Журавлеву.
В этот вечер все с нетерпением ждали заглавного слова от Александра Станиславовича Малиновского, который, как всегда в своей манере, подготовил короткие тезисы воспоминаний и впечатлений о работе не только над повестью о Журавлеве, но и о поисках, которые привели его  и к радостным встречам, и к   уникальным находкам,  и… к горькому разочарованию.
 Людям свойственна не только забывчивость, но и беспамятство. Александру Станиславовичу не удалось поработать с архивами краеведа Данилова в связи с его смертью и нежеланием его вдовы что-либо показать из собранного ее мужем. Так были утрачены ценные сведения и подробности о жизни Журавлева.Ушли в никуда и многие его иконописные и светские работы. К счастью, совсем недавно удалось отыскать портрет мужчины кисти Григория Николаевича, которую писатель подарил музею, и теперь она составляет один из ценных экспонатов выставки «Се Человек», получившей прописку на родине художника.
Глава поселения Людмила Николаевна Сонюшкина, глава района Сергей Николаевич Афанасьев, настоятель местного храма Анатолий Копач в своих речах, воспоминаниях и обращениях к жителям села говорили о сохранении творческого наследия Журавлева. А оно видится еще и в музейных экспозициях. О том, что Утевка должна иметь музей художника, говорилось давно, и только на днях решился вопрос о том, где он будет располагаться, какие материалы первыми займут по праву место в его экспозициях. Это, конечно же, интерактивная выставка «Ce  Человек», сохранившиеся чудом копии набросков Журавлева, снимки, газетные публикации, книги, дневники, картины, выполненные современными художниками по журавлевской теме.
  Маленькими крупицами собирается большое, заметила учитель Утевской школы Ирина Викторовна Мещерякова, которая также готовила с ребятами этот вечер и давно прониклась желанием поработать над сбором материалов о жизни и творчестве своего знаменитого земляка.
   Достойным и благостным завершением этого вечера было выступление группы церковного хора, исполнившей величальную и поминальные молитвы «Символ веры» и песнопение Серафима Саровского «Слава Богу за все». На глазах у многих заблестели слезы, и взоры всех обратились на икону Спасителя, которая была закреплена на сцене и светилась янтарно-золотистым сиянием свечей.


Рецензии