Диалог с католиками. Примат Папы

АЛЕКСАНДР. Этот вопрос всего лишь предмет торга для православных.

ДМИТРИЙ. Объясните, в чем заключается торг православных. Мы говорим, что для Православия неприемлим статус Папы как епископа епископов. Но об этом же говорит Киприан Карфагенский: "Никто из нас не выдает себя за епископа епископов и не прибегает к тирании, чтобы получить согласие своих собратий. Каждый епископ в полноте своей свободы и своего авторитета сохраняет право думать за себя: он не подсуден другому и не судит других", или Фирмилиан Кесарии Каппадокийской: …«много различий в церкви, но все дело в единстве духовном, в единстве веры и предания… Что за дерзость — претендовать быть судией всех. Стефан этим самым сам себя отлучает от вселенского единства епископата»… Оба святителя отвечают на требование Папы Стефана праздновать Пасху по римскому обычаю. Значит, и они - торгуются.

Разве православные отказывают оказывать Римской кафедре сугубое уважение, как кафедре, освященной мученической кровью Первоверховных Апостолов? Но это может быть только первенство чести, а не власти, "председательство в любви" по слову Игнатия Антиохийского.

Церковь и вся ее полнота (кафоличность) там, где епископ, поставленный по апостольскому преемству. И совсем не  обязательно, чтобы это поставление было произведено обязательно в Риме от Римского Папы. Пускай у епископа только два прихожанинина, но если совершается Евхаристия, имеется и Церковь во всей ее полноте. Сужать кафоличность да географическо-иерархического принципа, значит неоправданно раздувать значение этого принципа. В чем здесь торг?

Православные епископы в 1 тысячелетии время от времени обращались к Папе за экспертной оценкой богословских споров, бурливших на Востоке по особой склонности восточных к богословской и метафизической деятельности. Но Папа был далеко, и западный менталитет отличается от восточного. Поэтому взгляд из Рима в некоторой степени можно было считать взглядам со стороны, извне. Это очень полезный взгляд для решения возникавших догматических затруднений. Но подобные обращения в Рим не имели систематический характер и не могут восприниматься как особый статтус Папы. Опять же: в чем здесь торг?

Остается сожалеть, что некоторые католики нарочито воспринимают православную позицию в "карикатурно-примитивном" виде. Это не на руку католическо-православному диалогу и в большей мере характеризует тех, кто высказывает подобную позицию, чем Православие.


Рецензии