Джунгли на улице Калинина. Что такое интернат
Что такое интернат?
Представляете ли вы себе, что такое интернат? Это казарменное заведение полувоенного типа для детей из неполных семей или сирот. Заведение находилось в центре города на улице Калинина. Учебный комплекс включал в себя трёхэтажное здание школы, современный спортзал, и одноэтажную пристройку с кабинетами труда. Два спальных корпуса стояли особняком, и были соединены между собой сплошным длинным коридором, ведущим в столовую. Из одного корпуса можно было пройти в другой, не выходя на улицу и не замочив ног.
Территорию школы украшали цветочные клумбы и газоны. Скромные, непритязательные бархатцы, разноцветные астры и золотистые шарики были рассажены во всех уголках этого сурового заведения. Перед зданием школы росла маленькая берёзовая роща. Ровно, выстриженные аллеи акаций между школой и спальными корпусами образовывали естественный зелёный коридор. Местами, выломанный высокий забор из тонких железных прутьев, служил призрачной границей между нашим заведением и городом. Буквально через пару метров находились горком, райком, районо и прочие заведения, олицетворяющие власть в городе.
В интернате был строжайший распорядок. Суровый режим ничем не уступал порядкам в военном училище: ранний подъём, дружное оправление стула под зычный рёв воспитателя, обязательная утренняя зарядка. Зарядка проходила в игровой комнате. Мы дружно бегали на месте, приседали, «рубили» дрова и боксировали предполагаемого противника. После зарядки следовала массовая чистка зубов зубным порошком, заправка кроватей в темпе вальса. Затем строем по двое маршировали на завтрак. Строем в школу, с песнями на обед.
Ровно в восемь утра начинался завтрак. Под столовую было отведено помещение невероятных размеров с четырьмя исполинскими колоннами в центре. Стены были выкрашены совершенно неаппетитной грязно-зелёной краской, ассоциирующейся с цветом детской неожиданности. Здесь одновременно завтракали, обедали и ужинали около семисот человек. За отдельным столом трапезничали воспитатели, учителя.
Сытые поварихи с заплывшими от жира и довольства глазами, громко покрикивая и подгоняя дежурных из числа воспитанников, раздавали кашу из огромных алюминиевых чанов. На завтрак обычно «подавали» манную или рисовую кашу, чаще остывшую, кусок сливочного масла размером три на три сантиметра, хлеб и стакан еле тёплого чая, а если повезёт то и какао. Столовый «гарнитур» состоял из пластмассового стола на железных ножках и таких же стульев. Столы были «сервированы» железной посудой, чтобы энергичные воспитанники не дай бог, не разбили, не сгрызли «сервиз». Чай подавали в стеклянных гранёных стаканах. Этикетом ножи и вилки были не предусмотрены, чтобы юные воспитанники в борьбе за лучший кусок не перерезали, не закололи друг друга.
Уроки начинались в девять утра. Классные комнаты первоклашек находились в отдельном здании, малышей старались оградить от вредного и губительного влияния старшеклассников. Уроки вела Мария Васильевна. После уроков нас передавали в руки воспитательнице. Многочисленная «армия» воспитателей, приставленных к нам, с утра до позднего вечера осуществляла строжайший и неусыпный надзор. Они были обязаны целый день воспитывать, проверять домашние задания, восполнять пробелы воспитания, прививать навыки гигиены сорока одному воспитаннику. Воспитательницы были нам вместо мам, пап и бабушек в одном лице.
Святой обязанностью воспитателя было проведение самоподготовки. Воспитательница проверяла домашние задания, исправляла ошибки. Тех, кто справлялся с заданиями, отпускала гулять на улицу.
После уроков мы гуляли по территории, чинно держась за руки, или играли в «Гуси летите» или «Ручеек». Если на улице было холодно, то, забившись плотно, как кильки в томате, сидели в игровой комнате. Игровой называлась большая комната, заставленная журнальными столиками, книжными шкафами, игрушками, мячами, скакалками, и застеленная красивым большим ковром с бахромой по краям. Паркет в игровой всегда натирали мастикой.
Ужин «подавали» в 19.00. Меню было почти такое же, как и на завтрак: остывшая каша, загустевший молочный суп, хлеб, холодный чай. Сидевшие со мной за столом Силантьев и другие мальчишки зорко следили за каждым моим движением. Как только я отодвигала в сторону свою порцию, они живо набрасывались на «добавку». Я не могла себя заставить есть холодную кашу или суп. Они просто застревали у меня в горле. Шла спать, поужинав кусочком хлеба и стаканом чая.
После ужина строем маршировали в спальню и готовились ко сну. Под строгим надзором умывались, мыли ноги, чистили зубы. После вечернего туалета аккуратно развешивали одежду на спинку кровати и занимали спальный плацкарт. Воспитательница в голос читала сказку. Не смотря на землетрясение, потоп и мировую революцию после команды «Отбой» все дети в 21 00 должны были лежать на правом боку с закрытыми глазами. ЗАСЫПАТЬ нужно строго по команде воспитательницы. Никаких посторонних мыслей, мечтаний, капризов строгим режимом не допускалось. Воспитатели, пожелав спокойной ночи, запирали нас на замок и со спокойной душой отправлялись домой, в свои нормальные семьи.
По ночам в спальном конкурсе начиналось царствие ночной сторожихи, тётки Аришки. Маленькая, толстая всегда злющая бабка с дребезжащим голосом наводила на нас страх и ужас. Мы лежали тихо, боясь дышать.
С понедельника по субботу мы учились днём в школе, а в субботу ездили домой к родителям. В воскресенье вечером или в понедельник утром возвращались «с побывки» в школу.
Продолжение http://www.proza.ru/2011/02/03/1747
Свидетельство о публикации №211020301134
Мне кажется у всех, кто вспоминает своё детство, в том числе и у меня, зачастую преобладает описательность. Если это для взрослых читателей, то это нормально. Если для детей, то им нужно " однажды" , случай, событие... Я вот читаю ваш рассказ и это помогает увидеть мне и мои рассказы со стороны и подумать над тем, как убрать бесконечные описание или перевести их в события.
Дина, я не зря вас в предыдущей рецензии спросила, для кого вы пишите?
Дарья Колдина 04.07.2016 20:18 Заявить о нарушении
Хороший вы вопрос задали. Глубокий.
Но ответить я не могу. Ответ на этот вопрос-это половина успеха.
Если бы знать свою аудиторию.
Думаю, что дети это читать не будут.
Солнца, ДИна
Дина Гаврилова 04.07.2016 20:24 Заявить о нарушении
Дарья Колдина 04.07.2016 20:35 Заявить о нарушении