Джунгли на улице Калинина. Что такое интернат

начало http://www.proza.ru/2011/02/03/1111


Что такое интернат?


Представляете ли вы себе, что такое интернат? Это казарменное заведение полувоенного типа для детей из неполных семей или сирот. Заведение находилось  в центре города на улице Калинина. Учебный комплекс  включал в себя трёхэтажное здание школы, современный спортзал, и одноэтажную пристройку с кабинетами труда. Два спальных корпуса стояли  особняком, и были соединены между собой сплошным длинным коридором, ведущим в столовую.  Из одного корпуса можно было пройти в другой, не выходя на улицу и не замочив ног.


Территорию школы украшали  цветочные клумбы и газоны.   Скромные, непритязательные  бархатцы, разноцветные астры и золотистые шарики были рассажены во всех уголках этого сурового заведения.  Перед зданием школы росла маленькая берёзовая роща. Ровно,  выстриженные аллеи  акаций между школой и спальными корпусами образовывали естественный зелёный коридор. Местами,  выломанный высокий забор из тонких железных прутьев, служил призрачной границей между нашим заведением и городом. Буквально через пару метров находились горком, райком, районо и прочие заведения, олицетворяющие  власть в городе.


В интернате был строжайший распорядок. Суровый режим ничем не уступал порядкам в военном училище: ранний подъём, дружное оправление стула под зычный рёв воспитателя, обязательная утренняя зарядка. Зарядка проходила в игровой комнате. Мы дружно бегали на месте, приседали, «рубили» дрова и боксировали предполагаемого противника.  После зарядки следовала массовая чистка зубов зубным порошком, заправка кроватей в темпе вальса. Затем строем по двое маршировали на завтрак. Строем  в школу, с песнями на обед.


Ровно в  восемь  утра начинался завтрак. Под столовую было отведено помещение невероятных размеров с четырьмя исполинскими колоннами в центре. Стены были выкрашены совершенно неаппетитной грязно-зелёной краской,  ассоциирующейся с цветом детской неожиданности. Здесь одновременно завтракали, обедали и ужинали около семисот человек. За отдельным столом трапезничали  воспитатели, учителя.


Сытые   поварихи с заплывшими от жира и довольства глазами, громко покрикивая и подгоняя дежурных из числа воспитанников, раздавали кашу  из огромных алюминиевых чанов.  На завтрак обычно «подавали»  манную или рисовую кашу, чаще остывшую, кусок сливочного масла размером три на три сантиметра, хлеб и стакан еле тёплого чая, а если повезёт то и  какао. Столовый «гарнитур» состоял из пластмассового стола на железных ножках и таких же стульев. Столы были «сервированы» железной посудой, чтобы энергичные воспитанники не дай бог, не разбили, не сгрызли «сервиз». Чай подавали в стеклянных гранёных стаканах. Этикетом  ножи и вилки были не предусмотрены, чтобы юные воспитанники в борьбе за лучший кусок не перерезали, не закололи друг друга.


Уроки начинались в девять утра. Классные комнаты первоклашек находились в отдельном здании, малышей старались оградить от вредного и губительного влияния старшеклассников. Уроки вела Мария Васильевна. После уроков нас передавали в руки воспитательнице. Многочисленная «армия» воспитателей, приставленных к нам,  с утра до позднего вечера осуществляла строжайший и неусыпный  надзор. Они были обязаны целый день воспитывать, проверять домашние задания, восполнять пробелы воспитания, прививать навыки гигиены сорока одному воспитаннику. Воспитательницы были нам вместо мам, пап и бабушек в одном лице.


Святой обязанностью воспитателя было проведение самоподготовки. Воспитательница проверяла домашние задания,   исправляла ошибки. Тех, кто справлялся с заданиями,  отпускала гулять на улицу.
 После уроков мы гуляли по территории, чинно  держась за руки, или играли в «Гуси летите» или «Ручеек». Если на улице было холодно, то, забившись плотно, как кильки в томате, сидели в игровой комнате. Игровой называлась большая комната, заставленная журнальными столиками, книжными шкафами, игрушками, мячами, скакалками, и застеленная красивым большим ковром с бахромой по краям.  Паркет в игровой всегда натирали мастикой.


Ужин «подавали» в 19.00. Меню было почти такое же, как и на завтрак: остывшая каша, загустевший молочный суп, хлеб, холодный чай. Сидевшие со мной за столом Силантьев и другие мальчишки зорко следили за каждым моим движением. Как только я отодвигала в сторону свою порцию, они живо набрасывались на «добавку». Я  не могла себя заставить есть холодную кашу или суп. Они просто застревали у меня в горле. Шла спать, поужинав кусочком хлеба и стаканом чая.


После ужина строем маршировали в спальню и готовились ко сну. Под строгим надзором умывались, мыли ноги, чистили зубы. После вечернего туалета аккуратно развешивали одежду на спинку кровати и занимали спальный плацкарт. Воспитательница в голос читала сказку. Не смотря на землетрясение, потоп и мировую революцию после команды «Отбой» все дети в 21 00 должны были лежать на правом боку с закрытыми глазами. ЗАСЫПАТЬ нужно строго по команде воспитательницы. Никаких посторонних мыслей, мечтаний, капризов строгим режимом не допускалось. Воспитатели, пожелав спокойной ночи, запирали нас на замок и   со спокойной душой отправлялись домой, в свои нормальные семьи.


По ночам в спальном конкурсе начиналось царствие ночной сторожихи, тётки Аришки. Маленькая, толстая всегда злющая бабка с дребезжащим голосом наводила на нас страх и ужас. Мы  лежали тихо, боясь дышать.
С  понедельника по субботу мы учились днём в школе,  а в субботу ездили домой к родителям. В воскресенье вечером или в понедельник утром возвращались «с побывки» в школу.
Продолжение http://www.proza.ru/2011/02/03/1747


Рецензии
Дина, прочитала и стало интересно - это автобиографичная повесть?
Мне кажется у всех, кто вспоминает своё детство, в том числе и у меня, зачастую преобладает описательность. Если это для взрослых читателей, то это нормально. Если для детей, то им нужно " однажды" , случай, событие... Я вот читаю ваш рассказ и это помогает увидеть мне и мои рассказы со стороны и подумать над тем, как убрать бесконечные описание или перевести их в события.
Дина, я не зря вас в предыдущей рецензии спросила, для кого вы пишите?

Дарья Колдина   04.07.2016 20:18     Заявить о нарушении
Дарья, да это реальная история.
Хороший вы вопрос задали. Глубокий.
Но ответить я не могу. Ответ на этот вопрос-это половина успеха.
Если бы знать свою аудиторию.
Думаю, что дети это читать не будут.
Солнца, ДИна

Дина Гаврилова   04.07.2016 20:24   Заявить о нарушении
Дина, тогда я буду считать, что вы пишете для взрослых и не буду придираться к подаче материала

Дарья Колдина   04.07.2016 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.