Мы в ответе за тех, кого приручили

По железной дороге, которая соединяет между собой два завода, неспеша ехал тепловоз. Впереди на тепловозе стоял стрелок.
   «Вот, значит, чьи выстрелы я недавно слышал,» - подумал я, - « неплохо мужик устроился – совмещает приятное с полезным! Вроде бы на роботе и, в тоже время, на охоте!»
  Один знакомый машинист как-то рассказывал мне, что вдоль железнодорожных путей часто встречаются зайцы, фазаны. Только ружье через проходную не пронесешь. А этот стрелок, видать договорился как-то. Теперь  браконьерит. Так сказать без отрыва от производства.
  Стрелок вдруг развернулся корпусом вправо и выстрелил во что-то, невидимое мне из-за насыпи. Секунду спустя раздался еще один выстрел. Мои псы рванули в ту сторону.
    «По зайцу, наверное, стрелял» - подумал я  и поспешил за собаками. Если стрелок не промахнулся, то собаки доберут дичь, принесут мне, а она ведь чужая, отдать надо человеку. Он, конечно, браконьер, но кто в нашей стране блюдет все законы? Это просто невозможно. Однако есть еще законы и правила неписаные, которых придерживаются гораздо больше людей. 
   Не одолел я и половины пути до насыпи, как мои псы сами вернулись ко мне. В их глазах читались растерянность и недоумение. Стрелок на тепловозе выстрелил еще дважды и из-за насыпи донеслось полное боли и страха собачье завывание. Третий выстрел оборвал его. Мои Атос и Спартак не торопились бежать разыскивать битую дичь. Теперь я понял, в чем дело. Стрелок вовсе не браконьерил. Он выполнял указание своего руководства. В этом году уж очень много расплодилось бродячих собак. Стаи по пять-шесть особей часто встречались на улицах города – в центре и на окраинах, на территории заводов и шахт, школ, детских садов. Городские власти дали негласное указание руководителям предприятий своими силами бороться  с бродячими животными. А те, в свою очередь, решили, что дешевле и проще будет, если собак будут отстреливать сами сотрудники предприятий, среди которых немало охотников. Желающих выполнять эту грязную, но необходимую работу нашлось достаточно. Во-первых, можно было заработать отгул или премию, а во-вторых, стрельнуть «под шумок» непуганого зайца – обитателя заводских территорий.
Позади меня послышался шорох. Я обернулся, вскидывая ружье, но вместо зайца увидел небольшую собаку черной масти. Псина прижималась брюхом к земле, стараясь спрятаться в невысоких травах, и со страхом и мольбой в ореховых глазах смотрела на меня. Я опустил ружье и оглянулся на тепловоз – не смотрит ли стрелок в эту сторону, но тот уже зашел в кабину и тепловоз покатил к заводу.
 - Беги, - сказал я перепуганному животному, – мы своих не сдаем.
    Поджав хвост и часто озираясь, собака побежала к ближайшей посадке, что бы там спрятаться. Я повесил ружье на плечо и пошел к «железке». За ней были поля, на которых стоило попытать охотничьего счастья по зайцу и куропатке.
    Сразу за насыпью лежала пахота. Я всегда обходил ее по краю – не очень-то хотелось ломать ноги в глубокой борозде. Но в тот раз, заметив узкую, примерно в полметра, полоску невспаханной озимки, тянущуюся поперек всего поля. Местами зеленые ростки были погрызены зайцем.  И я решил пройти по этой пахоте.
      Примерно четверть пути шагалось довольно легко. Пройдя треть, я расстегнул куртку. Ближе к середине поля меня все больше интересовало, за каким чертом нужно было переться по этому танкодрому? И в тот самый момент, когда я остановился, тяжело вздохнув, распрямил затекшую спину и повесил ружье на плечо, слева поднялся из лежки заяц.
     Он поднялся очень удобно для меня, метрах в  двадцати. Ему бы в борозде остаться, по ней родимой рвануть, я бы и не заметил, может! Но заяц пошел поперек, назад, походу моего движения. Хороший матерый зайчище, способный чуть ли не с места набрать среднестатистическую скорость восемь метров в секунду, указываемую в справочниках по охоте. И набрал бы, если бы по ровному шел, но не теперь. Теперь косой тяжело скакал поперек глубокой пахоты, по которой и собакам-то было затруднительно бежать. За то я имел возможность сделать плавную поводку, взять необходимое упреждение, сделать все по науке.  Хлопнул выстрел и заяц зарылся мордой в подтаявшую на солнце землю. Через несколько секунд подоспели Атос и Спартак – хрустнул заячий хребет под напором собачьих клыков. Вскоре я продолжил свой путь с приятной тяжестью трофея в рюкзаке. Исходившее от остывающей добычи тепло словно подпитывало меня энергией и остававшаяся сотня метров вспаханного поля была пройдена бодро и легко, как по ровному.
   Часы показывали еще только десять утра и домой возвращаться не хотелось. Хоть и лежал  в рюкзаке крупный, сменивший рыжевато-бурую шерсть на крепкий черно-белый зимний мех заяц, не было еще в душе того удовлетворения, которое получает настоящий охотник от самого процесса охоты. От этого древнего способа общения с природой. Поэтому я решил побродить еще, найти хорошее место для отдыха, выпить там чаю, чтобы термос полный не таскать на спине, а уже потом можно будет и домой возвращаться.
   Наши люди устраивают огороды везде,  где  только можно. Случалось мне видеть, как выращивают картошку вдоль объездной дороги. Прямо в паре метров от обочины. А ведь за день мимо этого огорода проезжают сотни машин. Хорошая картошечка вырастает у этих «мичуринцев», щедро сдобренная тяжелыми металлами. И нет в нашем городе и его окрестностях такого завода, вокруг которого не возделывалась бы земля. Вот к таким огородикам я сейчас и направлялся. Был шанс найти там куропаток. До самого завода далеко, людей на огородах давно уже нет, можно спокойно идти. Однако куропаток там не оказалось. Вместо них я повстречал беспородную суку непонятной серо-рыжей масти. Рядом с ней были четверо щенков. Такие крепенькие бутузы месяцев двух от роду. Они весело играли друг с другом, серыми колобочками перекатываясь на своих коротеньких пухлых лапках. Вчера. Они играли вчера, а сегодня они лежали или вернее валялись рядом со своей мамкой, у которой на морде навечно застыл предсмертный оскал. А щенки, наоборот, словно поспать улеглись, устав от своих игр. Вот только лапки зачем-то себе посвязывали толстой проволокой.
 Перед моими глазами тут же встал образ веселого рабочего или даже не рабочего, а сторожа какого ни будь заводского, которой весело улыбаясь скручивает собакам лапы проволокой и убивает их палкой. Или сначала убивает, а потом скручивает. Какая разница? При этом он до нельзя горд собой и доволен, что выполнил приказ начальства – избавился от бродячих животных на вверенной ему территории. Очень хотелось мне заглянуть в глаза этому уроду, но делать этого мне нельзя, ни в коем случае, потому что не удержал бы себя, переступил бы черту.
  Откуда в людях берется такая жестокость? Хуже всего то, что собачки эти, скорее всего, были прикормлены теми же сторожами и жили на проходной, встречая каждого рабочего, как родного.  Неужели нужно ТАК бороться с бродячими животными? Поневоле я начинал испытывать нечто вреде уважения к стрелку на тепловозе. Он убивал собак, но делал это без лишней жестокости и не кормил их перед этим с ладошки. В конце концов «грязную работу» тоже нужно кому-то делать. Но делать ее можно по-разному. Один будет отстреливать бродячих собак, разрывая при этом на части свою душу, а другой испытает наслаждение.
 В таких невеселых размышлениях я возвращался домой. С последующие дни мне как нарочно на глаза попадались бродячие собаки разных мастей и размеров – обитатели подворотен, рынков, автостоянок, гаражных кооперативов.  Они тянулись к человеку, доверяя ему, ища у него поддержки и защиты, платя за это безграничной верностью. Такая верность воспевается поэтами и писателями в песнях, стихах и романах. Верность своему слову, своему делу, присяге. Вот только среди людей такие качества встречаются весьма и весьма редко. Нам есть чему поучиться и собак. Мы приручили их, поставили себе на службу и сделали их зависимыми от нас, но это еще и делает нас ответственными за них. К сожалению, большинство людей это не осознают, предпочитая избавиться от своих четвероногих спутников при малейших трудностях.
     Когда мы покупали дом, его владельцы предложили нам в довесок своего овчара. Они выезжали из страны и не могли взять пса с собой. Мы предупредили их, что не можем оставить эту собаку, потому что у нас уже были Атос и Спартак да еще и щенка алабая специально для дома намеривались купить. Понятное дело, что овчар не примет конкурентов на свою территорию, а наши псы справедливо будут считать чужим его. В таких условия жестоких собачьих драк не избежать. Хозяева овчара пообещали отдать его своим родственникам, но на самом деле в день отъезда просто вывезли его на машине в какую-то посадку и отпустили на свободу. Пес вернулся во двор, где он прожил без малого десять лет. Нам ничего не оставалось делать, как принять.  Как и предполагалось, драки не заставили себя ждать.  С каждым днем эти бои становили все более ожесточенными.  И вот однажды псы сцепили насмерть. Растащили их с большим трудом. Овчар получил несколько серьезных рваных ран. Оставить его еще на один день означало подписать ему смертный приговор. Но ему повезло – соседи, предложили забрать беднягу на другой край поселка.
Можно долго рассуждать, о сложности житейских ситуаций, но я считаю, что хозяева просто предали своего пса. Уж лучше бы они его усыпили.
     Той же зимой довелось мне снова поохотиться  в этих же угодьях. Снегу и было по колено, а начавшийся с утра небольшой снежок к обеду валил крупными хлопьями. К тому же температура воздуха, которая еще вечером была минус десять, явно поднялась выше нуля. Охота не заладилась. Собаки ужасно устали и просто ложились на снег, не желая идти дальше. Я уж и хлебом их манил  и уговаривал, а они  - ни в какую!  Но домой-то надо возвращаться. Пришлось мне их поочередно на руках нести. То есть несу одного, а другого на поводке тяну за собой. Потом отдохну немного и меняю их местами. Тут еще в подштанниках резинка лопнула, одежда промокла, потом и вовсе в воду забрел. Хотел дорогу сократить, через узкую полоску камыша, что на краю поля буллы пошел напрямик, а там вода оказалась. Я сразу не понял, уже, когда выше колена забрел, тогда почувствовал. В общем, шел вот так, матерился, сам еле на ногах держался, но собак на себе тащил. Потому как мы своих не сдаем и не бросаем. Очень мне нравился этот девиз, очень горда я в тот день повторял его, однако много лет спустя все же не уберег и я своих псов. Атос убежал по весне гулять и отравился, потом долго умирал дома. А еще через полгода Спартак убежал погулять ночью на речку и утром я нашел его в камышах. Еще живого, но сильно покусанного какими-то собаками. Он умер спустя сутки у меня на руках. Я тогда злился и клялся перестрелять всех бродячих собак в окрестных полях, но разве они виноваты? Они защищали свою территорию, а я не уследил за своим псом. Это еще раз напоминает, что мы в ответе за тех, кого приручили.


Рецензии
Как подло устроена жизнь. Человек предаёт тех кого нельзя предавать! Ужасно всё это.
Я больше никогда не возьму собаку. Я больше не могу их хоронить.

Татьяна Софинская   06.02.2011 13:37     Заявить о нарушении
жизнь устроена не подло, а просто... просто устроена. каждому всегда дается выбор. подлой ее делают поступки. когда человек живет по правде, ему воздается. причем тогда, когда этого совсем он не ждет. тут сто процентов работает "что посеешь, то и пожнешь".
а по поводу собак скажу, что они все равно умирают и главное не то, что мы их хороним, а то, как мы с ними живем. просто их жизнь чуть короче.Вы ведь берете собаку не для того, что бы хоронить, правда? хоть их смерть и неизбежна.

Андрей Абин   06.02.2011 16:29   Заявить о нарушении
Именно потому, что собака становится полноправным членом семьи, практически родным существом (хочется сказать родным человеком) так трудно пережить их утрату.

Татьяна Софинская   06.02.2011 18:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.