Богатство и бедность

          Одни люди, считающие себя умными, любят потыкать пальцем в нищих: « Внутреннее содержание выражается во внешнем. Бедность и слабость духа лишает земных благ». Другие – не менее «умные» - презирают богачей: «Внутренняя обеднённость требует внешней компенсации». И любят напомнить про библейское «игольное ушко, через которое легче пройти верблюду, чем богатому попасть в рай». Наверное, поэтому христианские монастыри в средние века были самыми крупными землевладельцами. Здесь следовало бы добавить откровенный тезис: «Богатство обедняет душу, которая из-за этого не попадёт в рай. Поэтому избавляйтесь от богатства – несите его в церковь». А ведь это и есть истинное лицо религии, обкрадывающей человека даже не столько материально, сколько духовно.
          Высокомерие по отношению к тем, кто имеет меньше материальных благ, зависть к тем, у кого их больше, и хитрая завуалированная под благодетель корыстная доброжелательность  – вот это и есть показатели бедности.
          Те, кто клеймит богатых или бедных, прежде всего указывают на собственную внутреннюю бедность и как следствие на недалёкость своего ума. Понять, насколько духовно богатым или бедным является человек, можно только практически общаясь с ним и видя реальные дела, совершаемые этим человеком в жизни, но никак не по уровню его материального благосостояния, равно как и не по характеру выражаемых им суждений.  Чем и для чего человек живёт – какими идеями дышит и как именно он поступает, в какой последовательности расставляет для себя приоритеты – это и есть критерий его внутреннего содержания. Он может обладать материальным богатством или жить в нужде – это зависит от того, в каком именно оформлении нуждается его бытие в данный момент или в этой жизни. По-настоящему духовные – сильные и мудрые – люди сами выбирают оформление для своего бытия, так как знают, каким оно должно быть здесь и сейчас для их блага. И умеют быть довольными тем, как именно и где они живут. Не важно, в богатом особняке или скромной лесной землянке, но люди эти всегда находятся на высоте духа и благодарны жизни за всё, что у них есть. Ведь у них есть ровно столько, сколько им сейчас нужно. Совсем другое дело, что гораздо труднее оставаться на высоте духа, если ты перегружен материальным богатством или же, наоборот, слишком озабочен вопиющей нуждой. У кого получается – что ж, честь и хвала им. Хотя умеренность была и остаётся основной чертой нравственности, а стремление к «золотой середине» – признаком мудрости.  «Середина» же эта у каждого своя, она не для всех одинакова. Если Человек остаётся Человеком, он не беден.

30.11.2009.


Рецензии