В. В. Путину О проблеме российских немцев

                ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                В.В.ПУТИНУ

                I. К проблеме российских немцев

Уважаемый Владимир Владимирович!
Так получилось, что вся жизнь моя стала как бы живым отображением судьбы российских немцев за последние 65 лет. Я успел ещё родиться в АССР немцев Поволжья, в 1941 был с семьей депортирован в Сибирь, отца мобилизовали в трудармию, мать (избежала трудармии и верной гибели лишь по болезни) чудом сохранила  жизнь своих троих маленьких детей.
После окончания войны трудармейские бараки, в которых наши отцы содержались все годы войны под конвоем, стали почти на двадцать лет жильем и для их семей. Так я вырос среди людей, которые, подвергшись жесточайшим репрессиям, так и не могли понять, в чём же они провинились перед своей Родиной, почему их выселили, почему их в годы войны держали на положении заключенных, почему для них был введен режим спецкомендатуры, почему они «переселены навечно»? Я учился в школе, где мой родной язык изучался как язык врага, я рос среди детей, чьи отцы или погибли на войне с немцами, или вернулись с войны против немцев, и я был немцем. И я до сих пор помню, как в те годы мне, десятилетнему ребенку, комендант не разрешил поехать на летние каникулы к бабушке за 60 км, куда она попала после выселения.
Я хорошо помню атмосферу, в которой рос. Помню воспоминания дедов о жизни «дома», на Волге, их мечты и надежды вернуться туда. Помню рассказы наших отцов о работе, об успехах, о достижениях республики.
Помню также, как мой старший брат читал взрослым, собравшимся в нашей барачной комнате, статью в газете «Правда» о том, что всем репрессированным народам разрешили вернуться в свои республики, а немцам – нет, и долгое молчание, и поникшие головы после  этого.
Меня призвали на службу в Советскую Армию – на второй год после того, как немцам опять разрешили служить, и мы гордились доверием. Но после службы по защите своей Родины нам по-прежнему не разрешалось вернуться туда, где мы родились, так как мы были немцами: защищать Родину с оружием в руках немцам уже доверяли, жить там, где они родились – нет. И  боль от пережитого, от длящейся несправедливости и дискриминации была в сердце каждого.
В 1963 году я написал письмо Н.С.Хрущеву, где попытался выразить эту нашу общую боль и просил справедливости для моего народа – восстановить и нашу автономию. Ответа не было.
В 1965 году я дважды в составе делегаций советских немцев ездил в Москву, чтобы добиться восстановления нашей государственности. Мы получили отказ, жесткие меры по партийной и служебной линии к участникам делегаций и пожизненный надзор над нами, «националистами».
Дважды я писал по вопросу восстановления автономии Л.И.Брежневу – ответом были «разъяснения» в райкоме и по месту работы.
В 1979 году вместо восстановления республики на Волге было решено создать Немецкую автономную область в Казахстане, однако из-за организованных «протестов местного населения» всё вылилось в антинемецкие акции.
В 1988 году очередные три делегации ставили вопрос о восстановлении республики, и нам обещали, что это будет сделано в следующем году. Не сделали.
В 1989-1991 по инициативе ЦК КПСС и Правительства СССР мы готовили Первый съезд советских немцев, чтобы ввести, пока не будет восстановлена государственность, хотя бы национально-культурное самоуправление, но и от этого власть в последний момент отказалась, превратив первый в истории съезд народа в бурю негодования.
В 1991 году состоялась обстоятельная встреча представителей советских немцев с М.С.Горбачевым; он обещал восстановить республику; не удалось.
В том же году Б.Н.Ельцин, на пути к президентству, подписал Закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому наша республика должна была быть восстановлена еще к концу того года, но став президентом, ввёл мораторий на применение этого Закона, не отмененный до сих пор.
В 1992 году был подписан Российско-германский протокол о сотрудничестве в поэтапном восстановлении государственности российских немцев; за прошедшие 11 лет он так и не выполнен. Хуже того, вопрос всё больше пытаются вообще снять с повестки дня.
Потеряв все надежды, более половины российских немцев эмигрировало в Германию – чтобы избежать полной ассимиляции, чтобы «хоть дети остались немцами». От выезда двух миллионов человек - общепризнанно хороших тружеников, страна понесла огромный ущерб.

Вот уже сорок лет я в движении российских немцев за их полную реабилитацию. Мне довелось быть не только в составе всех наших делегаций; я был также членом Государственной комиссии СССР по проблемам советских немцев, членом Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев (кстати, во время ее заседания в Санкт-Петербурге нас с Вами познакомил профессор В.Л.Шульц, работавший когда-то в Рабочей группе по подготовке нашего Первого съезда, которую я возглавлял), я был сопредседателем первого массового объединения российских немцев – общества «Возрождение», председателем Международного Союза российских немцев, вице-президентом Федеральной НКА российских немцев. И если добавить, что 25 лет я проработал в наших национальных газетах, 10 лет был редактором единственного после войны литературно-художественного и общественно-политического журнала российских немцев, и как писатель был также непосредственным участником литературного процесса, то, видимо, можно допустить, что чаяния и надежды моего народа мне были достаточно знакомы.
Считая, как и большинство российских немцев на протяжении всей их истории, нашей родиной только Россию, я и будущее своего народа видел возможным только в России: Германия как историческая родина является сегодня лишь социальным и языковым убежищем для выталкиваемых в эмиграцию российских немцев, но не спасением для них как народа, каким они сложились в России. Поэтому все 40 лет своего участия в национальном движении я выступал за то единственное, что может сохранить мой народ: за полную его реабилитацию, за его равноправие с другими народами России, за восстановление его государственности. Но пока ни бурные послесталинские процессы «восстановления ленинской правды» в стране, ни брежневская жесткая стагнирующая эволюция, ни перестроечные и ельцинские катаклизмы не позволили решить эти элементарные и одновременно жизненно необходимые для каждого народа вопросы. Хотя решение их - в кровных интересах страны.
Тем не менее я, как и все прошедшие нелегкие годы, по-прежнему убежден в том, что вопросы эти будут решены. Потому что это в интересах страны. И я убежден в том, что именно сегодня сделать это реальнее, чем когда-либо. Не только потому, что мы ушли от зашоренности в восприятии нашей истории и жизни нашей страны, от высокомерного заблуждения в том, будто все национальные вопросы в нашей стране решены окончательно и навсегда.
Я убежден в этом и потому, что снова в драматической истории государства нашелся человек, который в последнее мгновение гибельной скачки страны по-над пропастью, по самому по краю, «… над самой бездной Россию поднял на дыбы». Человек, который дал возможность своим согражданам освободиться, наконец, от бесконечной боли и стыда за свою измученную страну, за её «гаранта Конституции». Человек, чья деятельность опять возрождает надежды.

Уважаемый Владимир Владимирович, мой дед, потомственный крестьянин, умер, так и не дождавшись возможности вернуться на родную волжскую землю, освоенную и политую потом и кровью многих поколений его предков. Мой отец, до пенсии проработавший в Сибири кузнецом, умер, так и не дождавшись реабилитации, успев только узнать из указа 1964 года, что был, как и весь его народ, репрессирован безвинно. Мои две сестры – учительницы немецкого языка, не в силах больше обеспечить выживание своё и своих семей, выехали в Германию; их дети там – из лучших в школе и в вузах.
Мне сегодня 65 лет. Из них 40 лет я пытался убедить руководство моей страны, что восстановить государственность российских немцев  необходимо не только для восстановления справедливости по отношению к единственному до сих пор не реабилитированному народу, но что это и в интересах самой страны. И 40 лет я старался поддерживать в моем народе – своим словом, своими произведениями, своими делами – веру в то, что справедливость будет восстановлена, что будущее у народа есть, и что это будущее возможно только в России. Вы, конечно, понимаете, что говорить и делать это – значило иметь немалые личные трудности, особенно в советское время. Но я это говорил, я это делал, потому что был, как и сегодня, убежден в том, что решение проблемы моего народа – в интересах моей страны, а нерешение – ей во вред.
И мне, конечно, больно, что за все эти 40 лет у нас не нашлось ни одного руководителя государства, который решил бы, наконец, и проблему российских немцев – в интересах своего государства. Мне больно, что больше половины моего народа, лишенная всех надежд, была вынуждена уехать, чтобы избежать окончательной потери всего национального и чтобы просто выжить. Мне больно, что очередная тяжелая болезнь моей страны усугублена неоказанием помощи в беде одному из ее народов, и он был во многом лишён возможности оказать, как он делал всегда в своей истории, достойную помощь своей стране в трудные для неё времена. Мне больно, что думать и действовать в интересах своей страны так долго было и, к сожалению, так часто ещё остаётся предосудительным.
Но я верю, что сегодня нужное стране и народу решение возможно. Я верю, что Ваше стремление сделать так, чтобы каждый народ, каждый человек в многонациональной России чувствовал себя дома и равным с другими, позволит мне увидеть еще восстановленной справедливость по отношению и к моему народу. Позволит это увидеть моему поколению, которое может ещё выполнить свою роль очень необходимого моста между национальным прошлым и национальным будущим народа, не дав прерваться связи времен. И я убежден, что когда это произойдет, сотни тысяч российских немцев, уже принявших решение выехать в Германию, пересмотрят это решение, и сотни тысяч тех, кто бежал от несправедливостей и от отсутствия надежд на будущее, вернутся домой, в Россию, чтобы это будущее наконец-то построить – для своего народа,  на благо своей Родины…
Мои представления о том, что и как должно быть сделано – в прилагаемых материалах.

С уважением и признательностью за уже сделанное Вами для страны, с пожеланием сил и мужества сделать то, что еще необходимо,

                Гуго Вормсбехер            
12 ноября 2003 г.               
    
         Приложение:    1. Историческая справка по проблеме российских
                немцев – на 8 стр.               
                2. О восстановлении государственности российских
                немцев – на 12 стр.
               


      

                II. Историческая справка
                по проблеме российских немцев

Приглашение немцев в Россию - специалистов, ученых, военных, - происходило в течение многих веков. В ХУП в. в Москве возникла Немецкая слобода, оказавшая влияние и на формирование личности Петра 1, широко привлекавшего затем иностранных специалистов для реализации своих планов.
Однако массовым приглашение немцев в Россию стало при Екатерине П. Это диктовалось необходимостью заселить и закрепить за Российским государством окраинные тогда земли в Поволжье и на Юге Украины. В 1764 году возникло первое немецкое поселение (колония) в Поволжье. Всего до 1768 г. здесь было образовано 104 колонии (27 000 чел.). Часть переселенцев по пути через Балтийское море на Волгу осталась под Санкт-Петербургом (несколько колоний).
Переезд немцев в Россию (позже в основном на Украину, в Крым, Закавказье) продолжался с разной интенсивностью до середины Х1Х века. Всего было создано 304 материнских (первичных) колонии (100 тысяч чел.). Развитие в них экономики и рост населения полностью оправдали интересы государства: за полтора века число немцев в России выросло до 1,7 млн. чел. (1914 г.), а количество поселений, за счет образования дочерних колоний – до 3,5 тысяч.
Освоение значительных территорий до того не использовавшихся земель (около 10 млн. га), повышение культуры земледелия, экспорт зерна, развитие тонкорунного овцеводства, производство сельскохозяйственной техники, развитие виноделия, текстильной промышленности – всё это результаты политики государства по приглашению незначительного, даже по меркам того времени, количества немецких крестьян и ремесленников.
Компактность проживания, национальное самоуправление,  решение собственными силами вопросов обустройства колоний, национального образования, религии, поддержания обычаев, традиций, национального уклада жизни позволили колонистам в течение 175 лет сохранять свой язык, культуру, национальную идентичность и с первых же поколений неразрывно  связать свою судьбу с новой родиной.
Вторую ветвь российских немцев представляли собой городские немцы. Составляя менее четверти от общего числа немецкого населения страны, они однако играли не меньшую роль, чем колонисты. Их вклад в становление государства, в развитие экономики, военного дела, науки, образования, искусства, литературы, медицины не имеет аналога среди других народов страны. В отличие от колонистов, городские немцы гораздо быстрее врастали в российскую действительность, часто принимая и православие.
Фактически в течение полутора веков из небольшой национальной группы, приглашенной из различных германских земель (тогда еще не было Германии как единого государства), на территории России сложился новый народ. Этот народ бережно сохранял в себе то, что привезли его предки с собой в Россию – диалекты немецкого языка того времени, веру, обычаи и традиции, уклад жизни, - что в самой Германии всё больше утрачивалось.
Однако, включенные в масштабные исторические процессы, проходившие в государстве, российские немцы приобрели и много нового в своей национальной идентичности, - того, что сделало их гораздо более близкими русскому народу, чем народу Германии. (Этим во многом объясняется трудность интеграции выехавших российских немцев в сегодняшней Германии). Поэтому считать российских немцев сегодня «некоренным» народом или диаспорой германского народа можно только по неведению или в целях противодействия решению их проблемы, что чаще всего и наблюдалось в последние десятилетия. Российские немцы являются народом, рожденным в России и рожденным Россией, а потому одним из ее коренных народов.
*       *       *
История российских немцев наполнена и неимоверными трудностями, которые им пришлось преодолеть. Так, уже с первых лет жизни на Волге их колонии постоянно подвергались набегам кочевников и разграблению; колонистов убивали и уводили в рабство, ряд колоний был уничтожен полностью.
Только трудом многих поколений смогли они вернуть казне «расходы на переезд и обустройство».
После отмены обещанной им при приглашении льготы – освобождения навечно от воинской повинности, десятки тысяч колонистов выехали в Южную Америку, США и Канаду, внеся и там немалый вклад в развитие фермерства, освоение новых земель и становление экономики.
Достижения колонистов в сельском хозяйстве страны, их всё растущая роль в экономике вызвали со временем шовинистические кампании против «немецкого засилья». Позже, во время первой мировой войны, неудачи на фронте привели к поиску «внутреннего врага»; им были признаны, естественно, российские немцы. Хотя 300 тысяч солдат и офицеров в российской армии были из российских немцев, под давлением шовинистов были  в 1915 г. подготовлены так называемые «ликвидаторские» указы о лишении немцев собственности и их выселении. Был запрещен немецкий язык в школе, в церкви, в общественных местах (выселено было лишь 150 тысяч немцев Волыни). Эту практику приостановило Временное Правительство, а после Октябрьской революции эти намерения вообще были отменены.
В 1918 г. была создана «Трудовая коммуна немцев Поволжья» (Автономная область), преобразованная в 1924 г. в АССР немцев Поволжья. В других местах компактного проживания российских немцев были созданы национальные районы.
Республика немцев Поволжья за короткий срок своего существования добилась больших успехов в экономике и культуре. Она стала республикой сплошной грамотности. В ней насчитывалось 171 национальная средняя школа, 11 техникумов, 5 вузов, были Немецкий драматический и детский театры, издавалась 21 газета на немецком языке. Только за 1933-1935 гг. было издано 555 названий книг. В республике готовились научные, технические и культурные кадры. Большие успехи в экономике, культуре и образовании были и у немецких национальных районов.
Незадолго до войны все национальные районы были ликвидированы, все немецкие школы, за исключением в АССР НП, переведены на русский язык обучения (только на Украине было закрыто 543 немецких   и 120 немецко-украинских школ). А в начале войны, в условиях стремительного наступления гитлеровских войск, был издан Указ, обвинивший немцев Поволжья в недонесении о наличии на территории Республики «тысяч и десятков тысяч германских шпионов и диверсантов» и на этом основании предписывавший их выселение в Сибирь и Казахстан.
Хотя в Указе говорилось только о немцах Поволжья, выселены были все немцы из Европейской части СССР, за исключением попавших под оккупацию в ее западных районах. Из действующей армии, с фронта, были сняты все солдаты и офицеры немецкой национальности и направлены в тыл, в трудармию («рабочие колонны»). Туда же были направлены все мужчины из переселенных, а затем и женщины (от 15 до 55 лет), где они в лагерях, за колючей проволокой, под конвоем, в тяжелейших моральных и физических условиях (смертность в отдельных «колоннах» доходила иногда до 100 процентов) проработали годы войны и первые послевоенные годы на лесоповале в тайге, на Крайнем Севере, в шахтах, на строительстве оборонных заводов на Урале.
После упразднения трудармии для немцев был введен режим спецпоселения, который просуществовал до конца 1955 г. Начиная с 1957 г. всем репрессированным народам было разрешено вернуться в прежние места проживания, и их государственность была восстановлена. Кроме российских немцев.
В 1964 г. с них были сняты как необоснованные обвинения, содержавшиеся в Указе 1941 года, однако запрет на возвращение остался и государственность не была восстановлена.
В 1965 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.Микоян, принимая делегации российских немцев, признал, что восстановить АССР НП было бы правильным, однако 500 тысяч немцев уедут тогда из Целинного края, а без них там сельское хозяйство вести невозможно. После этого отказа среди российских немцев стали расти выездные настроения.
В 1979 г. было подготовлено создание Немецкой автономной области в Казахстане, однако после организованных демонстраций протеста казахского населения и антинемецких акций вопрос был снят. Выездные настроения усилились.
В 1988 году очередные три делегации российских немцев были приняты в Москве. Готовилось решение о восстановлении АССР НП в следующем году. Были созданы Комиссия Верховного Совета СССР и Государственная комиссия СССР по проблемам советских немцев, которые работали над этим вопросом. Однако в Саратовской области были организованы массовые митинги протеста с антинемецкими лозунгами, направлялись делегации с протестами в Москву, народные депутаты от области фактически торпедировали работу Комиссий.
В мае 1991 г. представителей российских немцев принял Президент СССР М.С.Горбачев. Он поддержал идею восстановления государственности российских немцев (Правительство РСФСР - О.И.Лобов - было против: «это увеличит отток немцев из промышленных регионов Сибири и ухудшит общую экономическую ситуацию»), дал конкретные распоряжения по началу работы над реализацией этой идеи, было принято решение о создании Государственного комитета по проблеме российских немцев при Кабинете Министров СССР. Однако распад СССР остановил и этот процесс.
В 1992 г. был подписан Протокол о сотрудничестве между правительствами России и Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев, но до сих пор мало что по нему сделано.   
В 1997 г. была принята Президентская федеральная целевая программа по российским немцам, однако финансирование ее на уровне части удерживаемых с германской помощи налогов дискредитирует и саму программу, и участие государства в решении проблемы, и российских немцев таким проявлением фиктивной заботы страны о своих гражданах за чужой счет.
В результате надежды на восстановление государственности, периодически возникавшие и угасавшие в течение десятилетий, были у многих разрушены окончательно; на смену им пришла убежденность, что ассимиляция – следствие не только сталинских репрессий, а и целенаправленная государственная политика; и что сохранение неравноправия, дискриминации в течение полувека, невнимание государства к проблеме и в новых условиях - это фактически принуждение к выезду.
Реакцией на такую политику и стал массовый выезд. И хотя среди 2,5 млн. уехавших больше половины – из Казахстана (в последний год наоборот: из России уехало столько же, сколько из всех стран СНГ, вместе взятых), ущерб этот, если исходить из неизбежности воссоздания единого экономического пространства и если учитывать, что российские немцы в Казахстане – это граждане России, незаконно выселенные туда, - ущерб этот можно считать в основном российским.
*        *       *
Численность. По переписи 1989 г. в СССР было 2 млн. 38 тыс. российских немцев, из них 842 тыс. - в России. По данным последних лет в России насчитывалось около 500 тысяч немцев. Однако данные любой послевоенной переписи по российским немцам всегда нуждаются в серьезной корректировке. Причин несколько.
Переписи фиксировали лишь тех немцев, которые, хотя и принадлежали к дискриминируемой, «неблагонадежной» нации, не побоялись в тогдашних условиях записаться немцами.
Кроме того, за 60 лет отсутствия национальных школ многие почти забыли родной язык, говорят в основном по-русски, слабо знают историю своего народа и, живя всю жизнь среди русских, искренне полагают, что уже не могут называть себя немцами. Хотя утрата родного языка или слабое знание своей истории еще не означает полной утраты национальной идентичности, национального характера, национальных отличительных особенностей, национальных ценностей.
(Сравнения в ряде регионов данных переписи 1989 г. с данными органов внутренних дел показывали, что немцев «по паспорту» было иногда вдвое-втрое больше, чем показала перепись.)
Не фиксировали переписи и тех, кто вообще изменил свою национальность, чтобы избежать дискриминации как немец. (Теперь ее обычно  восстанавливают, если ориентируются на выезд).
У российских немцев также самый высокий в стране процент смешанных браков – около 80%, в основном с русскими. Причины: после депортации они были распылены по огромной территории, не имея контактов друг с другом; мужчины и женщины многие годы были разделены по половому признаку в трудармии; затем они десять лет, находясь в иноязычном окружении, были лишены права покидать своё место жительства; до сего дня немцы в массе своей продолжают проживать дисперсно среди других народов страны; русские наиболее близки немцам и наиболее дополняют их по своей ментальности.
Но дети от смешанных браков практически все записывались как русские – или родителями, чтобы уберечь их от превратностей собственной судьбы; или при выдаче паспорта, потому что один из родителей был русский.
Все эти лица при переписи не учитывались немцами. Однако их невозможно оторвать от их семей, от их народа и на них на всех распространяется в значительной мере и вся проблема.
Поэтому численность российских немцев как народа минимум втрое больше количества «переписных» немцев. Отсюда возникает уже совсем иной масштаб проблемы, иной масштаб потенциального ущерба от выезда при нерешении проблемы, иной масштаб результатов, которые можно достичь ее решением.
Территории проживания. Основными регионами проживания немцев в России остаются те, куда они были выселены и где они работали в трудармии: Сибирь и Урал. (Около 300 тыс. чел. проживает до сих пор в Казахстане, около 40 тыс. в Украине и около 20 тыс. в Киргизии). В Поволжье после снятия запретов смогло вернуться всего несколько десятков тысяч человек.
Из всего немецкого населения страны компактно проживает лишь несколько процентов. Основная же масса по-прежнему проживает дисперсно, что и ведет ко всё большей их ассимиляции.
Численность сельского и городского населения сегодня практически одинакова.
Общественное движение. В конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда речь шла о главных политических целях: полной реабилитации, восстановлении государственности, затем – о выезде, национальное движение российских немцев было массовым и бурным. Состоялось три общенациональных съезда (около 1000 делегатов каждый), несколько конференций и съездов общественных организаций.
После того, как на официальном уровне от главных политических задач перешли к малозначительным практическим вопросам, после утраты надежд и выезда значительной части актива, общественное движение во многом снизило свою политическую активность; она возрождается лишь в последнее время, на фоне позитивных перемен, происходящих в стране. В движении сегодня две основные организации федерального уровня - Федеральная НКА российских немцев и Ассоциация «Содружество» («Гемайншафт»). После смены руководства в ФНКА происходит процесс консолидации всего движения российских немцев.
*       *       *
Выезд, пик которого пришелся на середину 1990-х гг., по-прежнему остается массовым – до 100 тыс. чел. в год. К чисто национальным его причинам добавились после распада СССР, как для всех граждан страны, социально-экономические проблемы, политическая нестабильность, развитие преступности, а также неуставные отношения в армии и война в Чечне, от чего многие  пытались уберечь своих сыновей через выезд.
В рамках российско-германского сотрудничества по проблеме российских немцев в стране создана сеть культурных центров, языковых курсов, художественной самодеятельности, издаются газеты и книги. Это несколько замедляет ассимиляцию у части российских немцев, однако не может сдержать процесс вообще. К тому же возникшие возможности используются в основном теми российскими немцами, кто ориентирован на выезд, и создаваемый таким образом в стране языковый и культурный потенциал практически полностью и вывозится.
Можно сказать, что российских немцев выталкивает из страны отсутствие надежды на национальное будущее, а привлекают в Германию иллюзии о возможности сохраниться там как народ и  социальные гарантии для каждого лично.
      В Германии российские немцы очень скоро начинают понимать, что никаких надежд сохраниться там как самостоятельный народ нет: сохраненная ими немецкость их предков давно там исчезла; их русскость, российскость делает их там чужими; их там стремятся еще быстрее  ассимилировать, сделать просто немцами сегодняшней Германии.
К этому добавляются невостребованность их знаний, способностей, профессионального умения - как раз того, за что их в России ценили и  уважали; резкое снижение социального статуса – научная, техническая, творческая интеллигенция, врачи и педагоги практически не имеют возможности продолжить там работу по своей специальности; а также нескрываемо прохладное отношение к ним местного населения.
И если учесть еще незнание ими литературного немецкого языка, утрату родителями своих социальных ролей в семье в условиях безработицы, языковое отдаление детей от родителей (дети быстро осваивают немецкий язык и утрачивают русский, а родители с трудом приобщаются к литературному немецкому), – то вполне можно будет ожидать возвращения многих, если государственность российских немцев будет восстановлена.

               

                III. О восстановлении государственности
                российских немцев

Проблема российских немцев была создана в 1941 году их  необоснованным обвинением в пособничестве врагу, ликвидацией их государственности - АССР немцев Поволжья, депортацией и дисперсным расселением в азиатской части СССР. Нерешение ее в течение уже более 60-ти лет всё больше вело к ассимиляции, утрате надежд на восстановление справедливости и равноправия с другими народами страны и как результат – к массовому выезду (более двух миллионов человек; только экономический ущерб около 50 млрд. долл. США). Являясь крупной государственной проблемой, она имеет три главных аспекта.
Политический – реабилитация несправедливо репрессированного народа, восстановление его государственности.
Национальный – возрождение и сохранение национальной культуры, родного языка, обычаев и традиций народа, занимавшего по численности 14-е место среди народов СССР.
Экономический – предотвращение дальнейшего ущерба от выезда, создание условий для сохранения и возвращения российских немцев в Россию, развитие экономики конкретного региона через восстановление в нём их территориальной автономии.
Попытки решить проблему предпринимались на уровне руководства страны не раз, но всегда наталкивались на  сопротивление снизу: регионы проживания российских немцев выступали против восстановления АССР немцев Поволжья потому, что не хотели терять их как квалифицированную рабочую силу (возможно, если бы российские немцы работали хуже, их республика была бы давно восстановлена), а Саратовская и Волгоградская области, к которым отошла территория бывшей АССР НП, не хотели лишаться значительной части своего экономического потенциала при возврате прирезанной территории.
То есть к государственной проблеме региональные руководители подходили не из интересов государства (ведь российские немцы и при восстановлении их автономии оставались бы в стране, внося свой вклад в ее экономику), а из своих местнических интересов. В результате после снятия жестких ограничений на выезд и регионы, и государство лишились значительной части этих квалифицированных рук вообще, что и привело к серьезнейшему ущербу для страны.
Сегодня российские немцы – единственный из репрессированных народов, чья государственность еще не восстановлена и чья реабилитация проведена лишь декларативно: в советское время вопрос до конца решить не успели, а при Б.Н.Ельцине это было нереально. Теперь, когда интересы страны отстаиваются в государственной политике всё заметнее, представляется возможным, в этих интересах, решить и вопрос российских немцев.

При рассмотрении таких вопросов возникают естественно и вопросы о том, насколько целесообразно их решение. Хотя восстановление справедливости по отношению к необоснованно репрессированному народу, создание условий для его равноправного национального будущего на его Родине – уже вполне достаточные аргументы для восстановления государственности российских немцев, сегодня, ещё более чем прежде, весомы экономические интересы страны. В послевоенной судьбе российских немцев эти интересы, сведенные на региональный уровень, сыграли, к сожалению, только отрицательную роль.
Но сегодня экономические интересы страны в этом вопросе не могут больше обеспечиваться соблюдением лишь интересов того или иного региона, как и бездействием государства в его решении: проблема российских немцев - не региональная, а общегосударственная. И встает другой вопрос: что нужно сделать, чтобы российские немцы, после всего пережитого, всё-таки остались в стране, более того, чтобы многие из уехавших захотели  вернуться?
Здесь нужно учитывать особенности российских немцев как народа.
Основная их цель, как и любой национальной общности, – сохраниться как народ. Но как народ они сегодня несут в себе две практически равноценные для них национальные составляющие: немецкую и  русскую; при утрате любой из них они перестают быть тем народом, каким они сложились в России и каким должны быть для нормальной полноценной жизни в ней; отсюда задача «сохраниться как народ» означает для них «сохранить обе национальные составляющие».
Сохранить свою русскость, живя в России, не представляет особого труда: она поддерживается повседневной включенностью в живую сферу (систему) всей национальной жизни государства (воспитанием, образованием, трудовой деятельностью, средствами массовой информации, литературой и искусством, самим бытом).
Напротив, сохранить свою немецкость в России при отсутствии в стране развитой сферы (системы) немецкой национальной жизни или находясь вне этой сферы, как показывает история российских немцев, невозможно. При отсутствии такой системы (уже 60 лет) российские немцы фактически поставлены не перед выбором: быть или не быть, а перед выбором: где исчезнуть через ассимиляцию - в России или в Германии? Учитывая пройденный трагический путь народа в составе СССР и конкретную ситуацию в России в последнее десятилетие, вариант выбора был вполне предсказуем.
Единственная сегодня возможность сохранить российских немцев в России - это воссоздать систему их национальной жизни как часть обще(много)национальной системы жизни страны. Основой же такой  системы является государственность, которую и требуется восстановить. Альтернативы здесь нет. И если государственность будет восстановлена, то главная жизненно важная задача российских немцев: сохраниться как народ – может быть решена, что для многих из них сегодня важнее и выезда, и проживания в Германии. А дальнейшее будет уже зависеть от того, насколько условия в республике смогут в действительности обеспечить их национальное будущее.
      Территориальная автономия нужна российским немцам, чтобы опять быть вместе, без чего невозможны национальная жизнь, сохранение языка и культуры; чтобы быть полностью реабилитированными после долгих необоснованных репрессий и дискриминации; чтобы иметь равные права и возможности с другими народами страны; чтобы иметь экономическую базу для решения своих проблем собственными средствами; чтобы не быть выталкиваемыми в эмиграцию угрозой полной ассимиляции; и чтобы иметь то, что у них было всегда и что должно быть у всех народов – национальное самоуправление. Без всего этого не может быть народа. Именно поэтому восстановление государственности не имеет альтернативы.
       Однако в постсоветское время идея восстановления государственности российских немцев нередко воспринималась и до сих пор воспринимается как анахронизм, как рудимент давно отживших представлений о формах решения национальных вопросов. Объясняется это рядом причин: стремлением космополитичной ельцинской политики максимально дистанцироваться от несомненных достижений в этой сфере советского времени; некритичный взгляд снизу вверх на опыт США, при игнорировании многовекового уникального опыта собственной многонациональной страны; бесправием, безденежьем и отсюда недееспособностью национальной политики страны в течение уже более десяти лет; необходимостью для руководства страны всё это время тушить полыхающие здания государства, в т.ч. национальные, когда некогда думать о строительстве новых; вообще отсутствием в течение многих лет в стране государственной политики, ориентированной на обеспечение достойного будущего страны.
      Более того, скептическое отношение к восстановлению государственности можно наблюдать уже и среди самих российских немцев, даже среди активистов их национального движения. Это также имеет свои глубокие причины: несправедливые обвинения целого народа, репрессии и дискриминация, не исправленные в течение 60 лет; многократный обман властью самых глубоких чаяний и надежд народа; издевательское предложение Ельциным территории военного полигона вместо восстановления республики; отсутствие какой-либо национальной политики в стране вообще. Таким отношением государства народ был загнан в неверие в возможность национального будущего на своей родине – в России, и чтобы окончательно не ассимилироваться – в безальтернативный выезд. Сегодня разговоры о восстановлении государственности люди часто воспринимают или как очередную провокацию, или как продолжение потребительского  стремления власти удержать их от выезда как нужную рабочую силу.
     Все эти причины сформированы трудной действительностью, однако они не могут быть аргументом для невосстановления государственности. Аргументы здесь и не требуются, ибо всегда вполне достаточным для нерешения вопроса было нежелание или  бездействие власти. Ситуация давно изменилась: проблема российских немцев перестала быть проблемой всего народа; этот народ, не дождавшись полной реабилитации, пытается в массе своей избежать теперь полной ассимиляции возвращением к национальным корням путём выезда.  А их проблема стала практически целиком проблемой только государства. В кровных интересах государства решить эту проблему как можно быстрее и как можно лучше, чтобы народ опять мог поверить в возможность своего национального будущего.  И это, в интересах государства, надо сделать, даже если «сами российские немцы» были бы в этом вопросе вообще безынициативны или, исходя из своего горького опыта, «против».

Учитывая исторический опыт российских немцев, их сегодняшнее проживание в разных регионах и наличие уже двух национальных районов, будущая их государственность представляется в форме системы национально-территориальных образований различного статуса в разных регионах страны: республика, национальные районы, отдельные села и поселки.
Но и при наличии государственности значительное число российских немцев будет проживать за ее пределами. Для удовлетворения национальных запросов этой части немецкого населения потребуется, в дополнение к территориальной автономии, еще и дееспособная система культурной автономии.
Вместе территориальная и культурная автономии могут составить единую систему национального самоуправления, с единым представительным органом и бюджетом, единой программой в сфере культуры, образования и экономики, что и может стать полным решением проблемы российских немцев.

Какой представляется последовательность восстановления государственности?
Воссоздание автономии потребует:
принятия на государственном уровне политического решения о восстановлении государственности российских немцев;
создания правительственной комиссии по восстановлению государственности российских немцев и создания рабочей группы при ней с участием российских немцев;
принятия государственной программы создания системы национального самоуправления российских немцев;
определения государственной структуры (Минэкономразвития?), ответственной за исполнение экономической части программы;
обновления российско-германского соглашения о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев.

Надо, однако, учесть, что такой традиционный подход  может и сегодня вызвать традиционное противодействие регионов, не желающих ничего терять даже ради интересов государства. Но такое противодействие в прошлом уже показало, какой огромный ущерб наносит оно и государству, и самим регионам, поэтому государству пора взять решение своих проблем в свои руки. В том числе и в интересах самих регионов.
Сегодня также есть возможность совершенно по-новому подойти к этой национальной проблеме, а именно – как к проблеме экономической, что позволит значительно уменьшить расходы государства на ее решение и  гораздо быстрее получить от ее решения серьезную выгоду.
Суть предлагаемого подхода: совместить решение национальной проблемы российских немцев с решением актуальных для страны (регионов) экономических проблем.
Предлагается разработать на основе какой-либо одной или нескольких экономических проблем России (ее регионов) крупный экономический проект (программу) и совместить его реализацию с восстановлением государственности российских немцев. В рамках реализации такого проекта на привлекаемые под него средства (инвестиции, кредиты) будет решаться важная для государства (региона) экономическая проблема, а при участии бюджета создаваться «соцкультбыт» для исполнителей проекта – российских немцев. (При этом жилищную проблему можно в значительной мере решать тем, что при переезде семьи сдают свое жилье государству в регионах проживания, а получают в республике).
Таким решением обеспечивается необходимое совместное проживание российских немцев и одновременно создается экономическая основа для полноценного функционирования будущей республики.
В советское время таким проектом могло стать освоение Целины; позже - подъем сельского хозяйства в Нечерноземье; экономическое развитие региона на стыке Псковской, Ленинградской и Новгородской областей (программа на привлечение 600 тысяч человек была в середине 90-х годов подготовлена Псковской областью); развитие экономики Калининградской области; создание, для освобождения от импорто-зависимости, устойчивой продовольственной базы для Москвы, Санкт-Петербурга и т.д.
Такой подход снимет и главное до сих пор препятствие – противодействие региона воссоздания республики (вопрос лучше решать на уровне федерального округа). Наоборот, регионы могут быть очень заинтересованы в восстановлении у них республики. Можно даже провести конкурс среди них на лучшую территориальную привязку и экономическое наполнение проекта.
Создание новых немецких районов и округов до восстановления республики не представляется целесообразным: вначале надо заложить фундамент решения всей проблемы. Национальные районы, как показывает опыт, без республики не в состоянии удержать даже собственное немецкое население от выезда: люди понимают, что без республики им также не избежать скорой ассимиляции.
В выборе экономических задач, решение которых можно бы совместить с воссозданием республики, и в выборе путей их решения целесообразно использовать также возможности, связанные с особенностями российских немцев как народа.
Главная их особенность – их русско-немецкость: они давно считают себя как народ «ребенком от смешанного брака между немецким и русским народами». Учитывая это, реально создавать социально-экономическую и культурно-образовательную инфраструктуру  будущей республики как «совместное российско-германское предприятие», что позволило бы дополнительно привлечь в проект германские инвестиции, обеспечив также конкурентоспособность продукции будущей экономики республики.
При таком подходе республика могла бы стать и эффективным центром адаптации к условиям России западных технологий, центром подготовки кадров для ряда сфер промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т.д.  Она могла бы стать не только зоной экономического сотрудничества двух стран, зоной совместной работы русского и германского народов, но и зоной их всё большего сближения, начала их совместной жизни, ускорив при этом и запуск процесса установления безвизового сообщения между Россией и Европой.

О территории. Закон «О реабилитации репрессированных народов»  предусматривает «восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения».
Однако нужно учесть, что главное в реабилитации - не восстановление государственности само по себе, а обеспечение через это будущего народу. Можно формально восстановить республику, но если условия в ней мало кого привлекут туда, то будущее народа исключено, и он по-прежнему останется перед выбором: как исчезать – оставаясь или выезжая?
Какие сложности встретятся сегодня в этом вопросе на Волге?
Во-первых, в прежних границах восстановить республику практически невозможно – территория действительно в значительной степени заселена. А если бы и можно было, то российские немцы на этой территории всегда были бы в абсолютном меньшинстве.
Во-вторых, наиболее удобные и плодородные земли там заняты, остаются далекие от Волги, засушливые и засоленные, которые мало кого смогут привлечь. А значит, потребуется создать такие дополнительные компенсаторные условия, которые позволили бы всё же российским немцам поверить в возможность их национального будущего на Волге.
Среди других вариантов для восстановления республики наиболее часто возникал, особенно в начале 1990-х гг., вариант Калининградской области. Это было вызвано несколькими причинами: противодействием Саратовской и Волгоградской областей восстановлению АССР НП; экономическими проблемами самой Калининградской области, остро нуждавшейся в квалифицированной рабочей силе; удобством и низкой стоимостью поездок из области для встреч с родственниками в Германии, особенно в сравнении с поездками из Сибири и Казахстана; потенциально возможной культурно-языковой поддержкой со стороны Германии.
Сегодня, после утраты территориальной связи области с Россией,  отношение к этому варианту более настороженное: российские немцы хорошо понимают, что сохраниться как народ они могут только в России,  и что отдельно от России, да еще в таком геополитически напряженном регионе, они как территориальное образование сохраниться вряд ли смогут. А значит, этот вариант может рассматриваться только в случае гарантированного удержания области в составе России.
Однако любой вариант будет связан с необходимостью решать очень схожие вопросы, и главный критерий для любого варианта будет один: сможет ли он обеспечить национальное будущее российских немцев как народа? То есть сможет ли он вызвать у большинства российских немцев готовность переехать в будущую республику? Ведь в противном случае ассимиляция, а следовательно, и выезд как стремление избежать её, будут продолжаться.
Именно это станет самой большой трудностью в решении проблемы:  не вопрос территории (сколько земли в России ждет заботливых рук!), не объем предстоящей работы, и даже не привлечение инвестиций и кредитов, а то, поверят ли российские немцы в этот проект? Слишком долго и основательно разрушались их  надежды.
Что может еще раз возродить эти надежды?
Проект должен получить политическую и законодательную поддержку федеральной власти как гарантию его защищенности государством, что будет иметь принципиальное значение и для российских немцев, и для возможных зарубежных инвесторов, и для германской стороны.
Проект должен обеспечить национальное будущее большинству российских немцев, т.е. непосредственно решить проблемы тех российских немцев, кто будет жить в республике, и опосредованно (языково-культурной поддержкой) – всех остальных, кто будет проживать в других регионах.
Проект в регионе должен приниматься только с согласия местного населения, которое должно ясно представлять себе его содержание и быть заинтересовано в нем. (Встречи населения со специалистами, представителями власти и российских немцев, активная включенность местного населения с самого начала в процесс восстановления республики могут снять многие предубеждения и опасения, разжигавшиеся в прошлом.)
В реализации проекта активное содействие должно оказывать государство. Таким содействием могут стать:
государственные гарантии для инвестиций и кредитов;
налоговые и таможенные льготы для участников реализации проекта;
освобождение от налогов и пошлин создаваемых предприятий до возвращения ими вложенных в них средств;
безвозмездное предоставление земли в бессрочное пользование как репрессированному народу, лишенному своей территории противозаконно;
а также упрощенное предоставление гражданства для российских немцев и членов их семей, прибывающих из других стран.
Представляется также перспективным рассмотреть возможность реструктуризации части российских долгов Германии в инвестиции в данный проект как совместный проект создания базы долговременного экономического и культурного сотрудничества двух стран.   

Что даст восстановление государственности?
Если осуществить восстановление государственности российских немцев продуманно, с учетом интересов всех затрагиваемых сторон, то негативных моментов от этого акта не просматривается. Положительные же будут весомы.
Так, будет восстановлена справедливость по отношению к самому большому из репрессированных народов, давшему России так много и доказавшему свою преданность ей на протяжении веков даже в самые тяжелые для него времена репрессий и дискриминации, что возродит его уверенность в своем национальном будущем в составе России и позволит ему и дальше вносить свой немалый вклад в ее укрепление и развитие.
Страна сохранит для себя как минимум миллион трудолюбивых, квалифицированных людей и может привлечь таким решением еще около миллиона из стран СНГ и Германии. Нельзя исключать (если это будет признано желательным) и готовность значительного числа коренных немцев Германии переехать в Россию – ведь ежегодно из ФРГ в поисках настоящего дела и достойной жизни выезжают десятки тысяч коренных немцев в самом работоспособном возрасте от 20 до 40 лет. Экономически и демографически для России всё это имело бы большое значение, а для российских немцев значительно облегчило бы возрождение родного языка.
Для национальной политики РФ это был бы первый ее крупный шаг за всё время  её затянувшейся стадии эмбрионального развития и самое масштабное решение национальной проблемы за последние полвека – после восстановления государственности других репрессированных народов. Это стало бы и важным для страны прецедентом мирного, с учетом интересов всех сторон, решения национального  вопроса одного из ее народов, что на фоне многолетнего конфликта в Чечне положительно сказалось бы и на международном авторитете России.
Для народов России это могло бы стать убедительным признаком преодоления сегодняшним руководством страны политики прежнего  игнорирования национального вопроса в многонациональной стране и укрепить, т.о., поддержку ими федеральной власти.
Для конкретного региона в чисто экономическом плане можно бы получить сотни тысяч квалифицированных рабочих рук и весомую социально-экономическую инфраструктуру, способную реализацией своих программ давать устойчивую прибыль, в т.ч. за счет экспорта, и установить активные отношения с германской экономикой.
В рамках российско-германского Протокола о поэтапном восстановлении государственности российских немцев (1992 г.) это стало бы именно тем шагом, который германская сторона с самого начала готова была активно поддержать своим всесторонним участием; этот шаг мог бы не только остановить идущее разочарованное сворачивание германской помощи, достаточно односторонней за все ее десять лет, но и активизировать новые ее возможности.
Процесс восстановления государственности российских немцев мог бы одновременно играть в сложном процессе возрождения Чечни роль  спокойного, бесконфликтного примера; возрождению двух республик можно бы придать соревновательный характер с обменом опытом двумя репрессированными народами.

Какие шаги нужно сделать в первую очередь?
Восстановление государственности – главный вопрос в проблеме российских немцев, однако не единственный, который предстоит решать безотлагательно.
Исходя из того, что процесс возрождения у российских немцев веры в свое национальное будущее будет и сложным, и длительным, а начинать его нужно практическими шагами не откладывая; а также учитывая, что для полного решения проблемы российских немцев нужна будет единая система национального самоуправления, охватывающая их всех, - представляется необходимым начать создание элементов этой системы уже сейчас. Это облегчило бы и подготовку общественного мнения к принятию главного решения, активизировало бы общественный потенциал российских немцев, позволило бы своевременно подготовить их актив к компетентному участию в восстановлении республики.
       Здесь можно использовать наработки Государственной комиссии СССР по проблеме советских немцев: Положение «О национальном самоуправлении немцев СССР», Постановление Правительства о  создании Государственного комитета по проблемам советских немцев, Программу возвращения нескольких сот тысяч советских немцев на Волгу и др.
Представляется целесообразным осуществить следующее.
       1. Создать временный рабочий орган по подготовке программы формирования системы национального самоуправления.
       2. Провести съезд российских немцев; выступлением президента РФ на нем озвучить новые подходы руководства страны к решению их проблемы, что даст нужный импульс всем российским немцам и получит широчайший резонанс в мире; избрать их представительный орган.
      3. Открыть в Москве Общественный, культурный и деловой центр российских немцев, где разместить их представительный орган, представительства будущей республики, национальных районов,  общественные организации, редакции газет и журналов, издательство, библиотеку, музей изобразительных искусств, архив по истории и литературе, этнографический музей, а также театр, курсы повышения квалификации, языковые курсы,, самодеятельные кружки и т.д.
Этот вопрос представляется сегодня особенно важным: во многих городах давно открыты и проводят большую работу российско-немецкие дома; в Москве РНД является собственностью Германии, имеет иные функции и ограничен в возможностях оказания содействия российским немцам; вопрос о Центре рассматривался уже несколько лет назад по распоряжению Б.Н.Ельцина Правительством Москвы, но здание до сих пор не выделено. Решение этого вопроса по указанию нынешнего президента, В.В.Путина, могло бы стать знаковым для российских немцев.
4. Произвести коррекцию Федеральной целевой программы с учетом новых задач, обеспечить ее финансирование как минимум в предусмотренном начальном объеме, продлить сроки ее действия.

*     *     *
Запредельная запущенность проблемы российских немцев, критическая ситуация практически во всех сферах их национальной жизни, десятилетия глубочайшего неверия в готовность государства решить наконец их вопрос, а также уже поданные заявления на выезд (около 100 тысяч) – всё это требует принципиальных и неотложных решений. Каждый день должен приносить российским немцам новую положительную информацию, чтобы неверие сменилось надеждами, а надежды уверенностью в том, что на этот раз их вопрос будет решен и будущее у них возможно на своей Родине.
Сложность предстоящей задачи не должна пугать: по сравнению с сотнями других задач, стоящих сегодня перед страной, эта - наиболее решаема. Причем она не требует, при умелом подходе, особых затрат. А как экономическая проблема национальная проблема российских немцев предстает сегодня одной из самых рентабельных для государства.
                Гуго Вормсбехер
12 ноября 2003 г.




 


Рецензии
Очень хорошо и подробно написано о всех проблемах российских немцев.
Но как бы Вы, уважаемый Гуго, хорошо не написали о том, что немцы - это ценный генофонд России, который честно и верно служил своей Родине России и любил её, как все российские народы, Вас и всех российских немцев, российское правительство не слышит, более того, оно и не хочет слышать и услышать. Ваше письмо этому доказательство(сколько "их" уже сменилось, а воз и ныне там). А сейчас особенно. Поэтому проблема решена не будет. И скорее всего никогда не будет решена. Вот поэтому я, как и многие другие российские немцы теперь живу в Германии.
Всего Вам доброго, уважаемый Гуго!
С наступающим Вас Новым 2022 годом!
Желаю Вам здоровья!
С искренним уважением к Вам, Гуго, и с теплом, Ирина.

Ирина Вебер 2   17.12.2021 20:54     Заявить о нарушении