О безальтернативности восст. гос-ти

Гуго Вормсбехер
О безальтернативности восстановления государственности 
            (Доклад на заседании Совета Ассоциации  «Содружество»
                13 декабря 2002 г.)

Уважаемые коллеги, позвольте мне поблагодарить руководство Ассоциации за приглашение на это заседание и за предложение выступить на нем.
Проблема российских немцев, о которой мы говорим уже много лет, возникла в результате депортации нашего народа в 1941 году. Содержание этого понятия со временем менялось в зависимости от того, какие аспекты проблемы снимались (отмена режима спецпоселения в конце 1955, снятие обвинений в пособничестве врагу в 1964, разрешение возвращаться в родные места в 1972) и какие возникали новые (всё большая утрата родного языка и национальной культуры вследствие ассимиляции, резкое снижение числа российских немцев и уменьшение их языкового потенциала из-за массового выезда, разделение народа на несообщающиеся фрагменты после распада СССР и т.д.)
Постоянным содержанием проблемы оставались незаконность допущенных репрессий, противозаконная конфискация народной и личной собственности при выселении, дисперсность расселения, отсутствие государственности, отсутствие общей территории, неравноправие с другими народами страны, дискриминация по национальному признаку, отсутствие представительства в органах власти, отсутствие экономической базы и социально-культурной инфраструктуры для удовлетворения национальных потребностей, - что катастрофически отражалось на судьбе нашего народа.
В чем состоит проблема российских немцев сегодня?
Если коротко, то в отсутствии у народа условий для будущего. Отсюда и главная наша цель – добиться этих условий, чтобы сохраниться как народ.
Когда мы говорим о сохранении народа, то всегда подразумеваем сохранение его национальной идентичности, национальных особенностей. В чем наши национальные особенности?
Российские немцы отличаются не только от других народов России, но и еще больше – от народа Германии. Потому что мы несем в себе две составляющие: одну – немецкую в виде нашего немецкого языка, национальной культуры, наших традиций и обычаев, нашего национального характера; другую – российскую, преимущественно русскую, в основном из таких же компонентов, которая в формировании нашего народа, в его физическом выживании в России играла в последние десятилетия всё возрастающую роль.
Утрата нами любой из этих составляющих (в результате полной ассимиляции в России или такой же полной ассимиляции при выезде в Германию) означает, что как народ мы просто исчезаем. То есть, сохранение обеих составляющих является фактически вопросом жизни и смерти нашего народа.
Исчезновение, смерть никогда не могут быть целью народа. Поэтому перед нами и стоит всегда вопрос: как сохраниться?
Чтобы выжить как народ, нам нужны определенные условия. В России эта задача сводится в основном к сохранению немецкой составляющей, т.к. наша русскость здесь поддерживается всем образом жизни государства, образованием и культурой страны. Выехавшим в Германию намного сложнее: там требуется сохранить обе составляющие - и нашу российскую немецкость, и русскость. При этом нужно сформировать в себе еще и германскую немецкость, чтобы можно было там вообще работать и жить.
Какие же нужны условия, чтобы нам сохраниться как народ?
Фактически это два главных условия: совместное проживание, т.е. общая территория, означающая также собственную экономическую базу; и самоуправление. Без этого невозможно сохранить ни родной язык, ни национальную культуру, ни обычаи и традиции, т.е. невозможно сохраниться ни одному народу.
Ясно, что получить нам территорию в Германии для совместного проживания нереально. Поэтому-то выезд и не может быть решением нашей проблемы.
Шанс получить территорию мы имеем только в России – здесь она у нас была, здесь по закону она должна быть нам возвращена. Поэтому мы и говорим, что как народ мы можем иметь будущее только в России. Выезд же в Германию решает в основном социальные проблемы российских немцев, причем как отдельных граждан, но не решает их национальной проблемы как народа; выезд – это больше уход от здешних проблем к новым, психологически часто еще большим проблемам и - это гарантированная дорога народа в никуда.
Для сохранения российских немцев имеется лишь один путь: полная реабилитация, предусмотренная Законом РФ «О реабилитации репрессированных народов». Ибо реабилитация предполагает всё, что нам нужно: восстановление нашей государственности, а значит, возвращение территории, что позволит народу после 60 лет распыленного проживания опять собраться вместе, позволит сохранить наш родной язык, национальную культуру; позволит нам, в рамках всё более утверждающегося института самоуправления, самим взять на себя ответственность за своё будущее. Территория позволит и создать фундамент для решения наших проблем – собственную экономическую базу. Этот фундамент необходим, потому что народ не может жить и строить свое будущее без средств, или даже на средства, заработанные не им. Российские немцы умеют работать и могут заработать нужные им средства сами, - если у них, как и у других народов, будет своя территория.
Вот почему вопрос о территории остается для нас главным: не будет территории, не будет и народа.
Отсюда и главной целью сегодня должно быть не выбивание новых законов и постановлений о нашей реабилитации, а выполнение уже принятых. Ведь мы хотим только того, что есть у других народов России, что незаконно отняли у нас 60 лет назад и что государство еще 10 лет назад обязалось нам вернуть. И еще мы хотим, чтобы наше государство не только требовало выполнения законов от нас, но и само выполняло свои законы. И чтобы у народов России были не только равные права, но и равные возможности для реализации этих равных прав.
                *   *   *
В последнее время, когда мы говорим о необходимости полной реабилитации и восстановления нашей территориальной автономии, мы нередко слышим в ответ: «сегодня это невозможно!», «это нереально!», «об этом и думать нечего!». Но мы всё это слышим уже 60 лет – не слишком ли долго, чтобы поверить в убедительность таких «аргументов»? И – если это «невозможно», то есть ли иной путь для выживания народа? Если есть, то предложите его нам – мы готовы его рассмотреть. Однако кроме разговоров об общественных формах работы в сфере культуры да о национально-культурной автономии, предложить нам ничего не могут.
Но если государство, в отсутствие у нас территориальной автономии, уже 60 лет не может обеспечить поддержание хотя бы нашего языка и культуры, то как могут общественные организации обеспечить сохранение  народа?
В свое время мы приветствовали создание национально-культурной автономии, потому что на том безрыбье и она была рыбой. И она действительно могла бы многое сделать, и будем надеяться - еще сделает. Но она нужна нам не вместо территориальной автономии, а вместе с территориальной автономией, потому что она может помочь в сохранении языка и культуры  (помочь, а не обеспечить!) тех немцев, которые будут жить за пределами территориальной автономии. Может, но только если будет получать на это необходимые средства – от государства или от территориальной автономии, потому что своих средств она как общественная структура не имеет, а без средств ничего сделать невозможно. Сегодня же, когда за пять лет своего существования ни одна национально-культурная автономия народов России не получила от государства никакой поддержки, всё больше создается впечатление, что этот институт был создан специально для отвлечения народов от путей реального решения их проблем.
Но даже если бы ей и оказывалась всемерная поддержка, НКА не может заменить национально-территориальную автономию. Потому что без территории, без совместного проживания народа, без экономической базы, без национального самоуправления все ее усилия будут лишь обезболивающим средством для умирающего.
В вопросе о сохранении народа  альтернативы территориальной автономии нет.
Поэтому мы не можем снять этот вопрос с повестки дня, если действительно хотим будущего для нашего народа, а не кресло в Совете Федерации для себя за склонение людей к отказу от этого будущего, как это делает сегодня «президент ФНКА». Мы не можем снять этот вопрос, потому что каждый день, в любом городе огромной страны, видим на улицах, во что превращается человек, не имеющий  собственного жилья и переставший бороться за него. И если отдельный человек без собственного дома не может сохраниться как человек, то как же может сохраниться без собственного дома целый народ? Отказываться от мыслей, от требований, от борьбы за  возвращение нам незаконно отнятого народного дома – это заведомо обрекать народ на окончательное исчезновение в России или через выезд.
Да, мы понимаем, что восстановление государственности связано с вполне конкретными трудностями.  Но любое  дело связано с преодолением трудностей. Их наличие не означает, что должен быть снят сам вопрос о восстановлении государственности. Это лишь означает, что надо трезво учитывать имеющиеся реалии и всем вместе – государству и российским немцам - выработать тот единственно верный путь, который ведет к нашей  общей цели – сохранению народа.
Наивно также полагать, что государство само решит все наши вопросы. Решит в ситуации, когда в многонациональном государстве уже много лет практически нет никакой национальной политики; когда в богатейшей по своим природным ресурсам стране фактически разрушена вся экономика; когда десятки миллиардов долларов ежегодно уплывают за границу, а половина населения живет ниже прожиточного минимума; когда проблем у страны столько, что стоит вопрос вообще о дальнейшем ее существовании; и когда у государственной власти фактически нет воли и власти, чтобы решительно действовать в интересах государства.
Мы видим все эти проблемы. И как граждане страны, как один из народов страны, должны всемерно содействовать их решению, чтобы сохранить наше государство.
Но мы также должны помнить, что замалчивание проблем, их игнорирование никогда не ведет к их решению, а значит, не на пользу государству. И что длительное нерешение нашей проблемы уже привело к выезду  2,5 млн. чел., что составляет ущерб в 50 млрд. долл. США. Поэтому решить ее – в интересах государства. А наша обязанность как его граждан, его народа – всеми силами содействовать ее решению.
Решением же здесь может быть только то, что  позволит российским немцам иметь национальное будущее на своей Родине – в России; что позволит им быть равноправными с другими народами России; что предотвратит дальнейшее выталкивание в эмиграцию так нужного стране экономического, демографического, интеллектуального потенциала. Другие решения – не в интересах государства; другие решения противоречат  интересам государства. Поэтому всяческие паллиативы, компромиссы, затягивания и откладывания решения нашей проблемы – фактически так же антигосударственны, как и вывоз капитала за границу.
Если мы будем рассуждать именно так, в интересах государства, то можно утверждать, что чем лучше и скорее будет решена наша проблема, тем больше это будет в интересах государства. Некачественное же и несвоевременное ее решение может привести  к повторению понесенного ущерба.
Сегодня и время, и положение в стране требуют крупных, принципиальных, можно сказать – мобилизационных решений, иначе страну не сохранить. Нужны решения, выполнение которых будут считать своим долгом каждый гражданин, каждый народ страны. А значит, это должны быть решения в интересах каждого ее гражданина, каждого народа. Решение, которое требуется принять по проблеме российских немцев – именно из этого разряда.
Что же касается нашего национального движения и любой организации в нем, то если у них цель – не сохранение народа, то какая у них цель? Если они дистанцируются от интересов народа, то чьи интересы они представляют? И зачем тогда они?
Думаю также, что нам не надо искать причин, почему «нельзя» решить нашу проблему – их в избытке находят и без нас. Наша задача – найти путь, как ее решить; этого за нас не сделает никто.
*   *   *
Как нам действовать?
Понятно: сами российские немцы решить сегодня свою проблему не могут. Но и без нас ее никто не решит. Наша роль – инициировать решение, помогать находить пути, брать больше на себя и, конечно, требовать решения. Для этого мы должны быть более едины, освободиться от внутренних раздоров, научиться действовать вместе. После горького опыта последних лет мы пришли к этому выводу практически все.
В нашем движении мы должны иметь представительное и компетентное руководство, которое не только знает и понимает подлинные интересы народа, но и готово их защищать, пусть это и требует немалого личного самопожертвования. Одновременно надо окончательно освободиться от тех, кто пришел в движение только со своими личными интересами и, паразитируя на трагедии народа, имел в этом движении лишь одну роль – разрушительную; это – задача-минимум.
Вопросы, стоящие перед нами, могут быть решены только когда работа ведется на всех уровнях и во всех регионах проживания российских немцев. Поэтому требования к руководителям федерального уровня в движении не могут не относиться и к руководителям всех других уровней: будущее народа зависит от каждого участника движения.
Сегодня в нашей работе есть одна большая опасность. Она сформировалась за последние годы, когда из-за невозможности заниматься решением политических проблем  главной, а часто и единственной, стала работа по выполнению проектов. В результате многие способные, инициативные люди вынуждены были, чтобы выжить в движении, заниматься пусть и нужными, но не решающими проблему делами. Получилось как в той притче, когда два лягушонка попали в кувшин со сливками: один, отчаявшись, утонул, другой, барахтаясь, сбил себе комочек масла и на нем спасся.
Но нашу проблему никакие отдельные кувшины и комочки масла для себя не решат: кувшинов на всех не хватит. Тем более с чужими сливками. И даже если бы хватило, не в них спасение народа.
Кроме того, эти кувшины-проекты могут сегодня очень многих отвлечь на сплошное сбивание масла для себя; они могут многих и разъединять в борьбе за кувшины. И что хуже всего, они могут многих сделать противниками политических решений из опасения потерять свой кувшин. Таким людям надо понять простую истину: если не будет политического решения нашего вопроса, то очень скоро не будет и никаких кувшинов, никаких проектов – ни просто разъединяющих и отвлекающих, ни разъединяющих и отвлекающих  запрограммированно.
Отсюда вывод: работа по достижению политических решений должна быть для нас безоговорочно приоритетной. Потому что она – на благо всех, и ее цель – решение общей проблемы.
Ясно: чтобы такую работу вести, для неё должна быть создана экономическая база. Определенные возможности для этого есть уже сегодня: есть интересные масштабные программы, есть конкретные практические предложения, фактически началось уже формирование системы самофинансирования через подбор и выполнение программ и проектов, координируемых самим нашим движением. Без собственной экономической базы, без системы самофинансирования мы, учитывая тенденцию к сворачиванию оказываемой нам помощи, можем очень скоро оказаться вообще без национального движения. Не допустить этого – задача политического и экономического руководства движения, которое нам предстоит в ближайшее время сформировать.
В этом направлении, как известно, уже идет работа и Ассоциации «Содружество», и Совета руководителей региональных НКА. При этом мы должны хорошо понимать, что альтернативы объединению сил в решении нашей проблемы также нет. Потому что для ее решения требуется не разъединяющая борьба каждого в отдельности за свои личные интересы, а объединяющая борьба всех за общие интересы, включающие в себя и личные интересы каждого.
В связи с этим несколько предложений.
Полагаю, настало время, чтобы руководства Ассоциации и Совета руководителей РНКА рассмотрели и обобщили опыт создания и функционирования немецких национальных районов и компактных поселений и оценили возможность использования этого опыта в дальнейшем.
Также необходимо, на мой взгляд, рассмотреть возможность создания на базе реализации крупных экономических программ, представляющих интерес для России и ее регионов, новых экономических поселений и национально-территориальных образований российских немцев.
Учитывая, что бюджетная поддержка нашей проблемы со стороны России и Германии и недостаточна, и направлена лишь на проектную работу, нужно своевременно продумать программу создания системы самофинансирования не только национального движения, но и проблемы в целом. Это тоже, видимо, лучше сделать совместно руководству обеих структур.
*    *    *
Еще один актуальный вопрос: с кем нам сегодня решать нашу проблему?
Если ее решение - в интересах государства, то логично и решать ее вместе с государством. Точнее, с теми политическими силами, деятелями и чиновниками, которые действуют в интересах государства.
Объединение сил в решении нашей проблемы нельзя ограничивать объединением только собственных сил. Экономические интересы регионов и страны в целом, интересы различных политических движений, солидарность репрессированных народов – это всё серьезные действующие силы, важные для нас. Но с ними надо уметь работать, их уровню надо соответствовать. Для этого требуется с нашей стороны взвешенная, разумная политика, конструктивность и единство движения, авторитет наших представительных органов и лидеров. Всё это у нас в принципе есть, нужно только создать необходимые условия для реализации имеющегося здесь потенциала.
Считая первейшей нашей задачей нормализацию положения в движении, мы должны затем восстановить и серьезно поднять уровень наших отношений с официальными органами России. Оздоровляющие процессы, так трудно начинающиеся в стране, мы должны поддержать и в сфере нашей проблемы.
По-прежнему большое значение имеют для нас отношения с германской стороной. Они очень сложны, и не столько из-за ситуации в движении российских немцев, сколько из-за ситуации в последние десять лет в России и в последние пять лет в социально-политической жизни Германии. Но и здесь - если мы хотим, чтобы наше мнение, нашу позицию уважали, нам надо сначала добиться того, чтобы мы могли уважать себя сами. В последние же годы мы себя лишь всё больше дискредитировали.
*   *   *
Позвольте на этом закончить мое выступление. Я счел необходимым коснуться вопросов, являющихся, на мой взгляд, главными для нас – и в сфере целей, и в сфере задач, и в принципах действий. Детализация этих вопросов применительно к конкретным сегодняшним реалиям как в движении российских немцев, так и в политической и экономической жизни страны, в отношениях с германской стороной – также необходима, но это, видимо, надо будет делать уже в «рабочем порядке».


Рецензии