Посох

 1


   Самый разгар жары. Солнце пекло невыносимо. С трассы до дома, километра три пешком. Изможденные и уставшие мы набросились на ведра с водой, которые как всегда и как обычно стоят на старой лавке возле дома, холодная, прохладная вода утолила жажду. Наконец каникулы и отдых. Мы приехали к бабушке с своими детьми, с ее правнуками.
  Возле дома не было никого, мы стали искать бабушку, но ее нигде не было, все двери открыты, мы не были в деревеньке лет семь -  восемь.
  В доме никого, я побежала вниз по улице, спрашивая у соседей, все разводили руками и не знали, куда делась бабка Надя.
  Я пошла на огород, зашла со стороны дороги, возле заброшенного,старого ставка.
 На огромном картофельном поле я увидела мешки с картошкой, лопату и рядом лежащую бабушку, я испугалась,  бросилась к ней. Она сладко спала.
 Ее сон был сладкий и мирный.
- Бабушка, бабушка.
- О, Господи, внуця, а я вот картошку выкапывала, прилегла.
- Бабунь, а где все?
- А Бог его знает, разбрелись, а земелька теплая, что парное молоко, я вот и прилегла немного, здесь не так жарко, тепло, тенек от грушки, видишь. Детвора- Эдька с Викой по друзьям. А дядька Леня в городе, теть Алла в Москве - торгует медком.
Бабушке шел 84год.
Бабуня подхватилась, засуетилась и бодренько, размахивая руками, почти бегом подалась к дому, встречать внуков и правнуков.
  Я немного задержалась на огороде и обнаружила странную вещь, на одной из веток груши, я увидела раскрывшееся цветение, ветка груши была украшена цветком, как весной. Стоял жаркий август.
 Я притронулась к цветку,- настоящий, приблизила к нему свое лицо, закрыла глаза и стала ощущать аромат, пахло весной и бабушкиным садом.
- Тебя заждалась, внуця, аромат хранила, весной пахнет, а на улице жара,- улыбаясь, заметила бабушка Надя.
- Ага, бабусь, точно.
- Ну, пошли, пошли, еще наскачешься по саду, по огороду, пойдем в дом, первая, ты моя, онученька!
Бабушка, как юла, суетилась и тащила нас в свои деревенские хоромы.
  На следующее утро, мы снова не могли найти бабушку Надю.
Нам не спалось. Мы вышли с мужем на улицу. Утро было свежее и необыкновенно красивое, и вдруг, мы услышали, как скрипнула дверь чердака,в старом сарае, и на тоненькой лестнице появилась бабушка. Мы вдвоем с мужем рванули к ней.
- Это я за луком ходила. Лучок сушу. Вчера крышу нагрело, парит.Надо проверить, сушится или как?
В руках у бабушки было пару луковиц.
-Бабушка, так шесть утра только, вам - то, чего не спится? Нас деревенский воздух разбудил.А вас кто?-спросил мой муж.
-Онучек,так я в пять уже по хозяйству мотаюсь, я вот недавно руку поломала, гипс сама сняла, только три недельки выдержала его носить, Теперь руку разрабатываю.
- Ну, бабушка, вы и спортсменка,- сняв бабушку с тоненькой лестницы,- заметили мы хором.



2
 
   Бабушка Надя просыпалась рано, очень рано, и так... было всю ее жизнь. Любовь к Рассвету. К Рассвету раннему, к первым проблескам синевы неба, как будто... в нем... было заключено все ее долголетие. Она прожила 94года. Ушла тихо, спокойно, никого собой не обременяя.
 Ранние рассветы запомнились и мне, но вставать так рано, как бабушка все равно не удавалось.
   Всю весну, лето, осень она ходила босиком по ранней росе, по тоненькой, узенькой дорожке в конце своего большого деревенского огорода.
   Тропинка шла вдоль старого заброшенного пруда.Летом эта узенькая змеечка превращалась в аллею роскошных полевых трав и цветов, роса спрыгивала и окутывала босые ноги бабушки, и, порой, зеленый сок травы, окрашивал пальчики ног, легкий холод и влага насыщали стопы уникальной силой и здоровьем.
   Лягушки каждое утро пели уникальные гимны и хоралы природе и просыпающемуся утру. Таким мне помнится детство, летние каникулы и бабушка, которая жила в деревне, с каким -то уникальным и мистическим названием Великі Трояни.
   Целый день бабушка моталась по хозяйству, не уставая,  к вечеру ложась спать, молилась Богу, чтоб дожить до следующего пробуждения дня, до следующего Рассвета. Эта любовь к просыпающейся заре, передалась всем детям, внукам, только модным правнукам непонятен, этот, на их взгляд, изнурительный подъем в пять утра - горожане... вот весь сказ.
  Бабушка проповедовала радость жизни и утверждала, что в радости заключается вся соль понимания жизни, и, что она - эта радость может прятаться и быть тайною для многих, и, только ранняя роса на травах, на земле, может раскрыть этот уникальный эликсир жизни мира и любви.

  -Храни всех Бог и роса трав!- так поговаривала она часто, загадочно, по - доброму, щурясь и улыбаясь.
 Ее серые глаза были добрые, сопереживательные и веселые.Все дети, и внуки, и правнуки любили бабушку,она была для всех неким столбом, неким посохом,стержнем, за который все держались. Бабушка Надя обладала уникальным трудолюбием, в течении дня она могла переделать массу дел. И никогда не жаловалась,что она устала.Просыпалась с зарей и засыпала очень поздно, она не любила тратить время попусту. Она всегда лечила себя сама, травами,пила мяту, ромашку и никогда не ела много.
 Мне всегда казалось,что секрет ее долголетия в труде, в земле, в сельском воздухе и в ее уникальном отношении к жизни и людям.И, конечно же, в ее любви к своим детям внукам и правнукам.               


Рецензии