FJ Cruiser

При первом взгляде на эту машину, рождается много строчек, но самые правильные, наверное, FJ – Живи веселей.
FJ проектировался, если не как реинкарнация классического FJ 40 семидесятых годов выпуска прошлого века, то что-то очень близкое к нему и дизайнеры современного FJ  , несомненно черпали идеи из той машины. Дедушка FJ выпускался с 1960 по 1984 год. Один из таких джипов, отреставрированных, красного цвета до сих пор катается по окрестностям Алма-Аты.
На самом деле FJ, разработанный  для молодежного рынка Америки и Канады, пользуется не малым спросом и в Казахстане.  И, как оказалось, наши покупатели возрастом от  30 до 35 лет.  Достаточно взрослые и респектабельные люди, которые вполне могут себе позволить новый Фо раннер или 4-литровый Прадик пересаживаются на FJ. Почему?!
Еще на «заре» FJ, в середине 2006 года, когда в Штатах покупатели стояли в очереди на приобретение новомодной «штучки», дороги Алма-Аты рассекали сразу несколько автомобилей. И на этот раз наш любимый город оказался впереди планеты всей.

На 4-х литровую дерзкую и стильную машину большой спрос не только в Штатах, но и в Эмиратах, где она пользуется просто бешеной популярностью. На рынок старушки Европы автомобиль не поставляется.
Наверное, тут все просто – экономные европейцы умрут, но не будут «кормить» дорогостоящим качественным бензином 4-х литрового «монстра». А ведь в их представлении «Эф джей» действительно монстр, да еще и внедорожник, для которых просторов в Европе почти совсем не осталось.  А «бороздить асфальтовые просторы»  можно и на весьма экономичном Смарте. 
При стоимости в 22- 25 000 долларов за новую машину в Штатах FJ – идет на расхват. И ценовая политика компании Тойота не менялась. Цена и в 2009 году на эту машину была такой же.
Машина 2007 года с доставкой в Алма-Ату выходит в 32-33000. Растоможка – около 6000 долларов. Если растомаживать FJ 2007 года в России, то только стоимость растоможки будет 29 000 долларов США.  В этом плане нам тоже очень повезло.
Кстати, городской расход FJ – около 16 литров. Такой расход с кондиционером, например, у  трехлитрового Аутлендера.


FJ – привлекает внимание везде, и не только оригинальным дизайном, яркими цветами и белой крышей, что является «фишкой» марки. FJ – он другой, он – та самая мечта!
Интересный факт – FJ много в Японии. Там эти машины ездят с левым рулем. На рынок Японии эти машины так же не поставляются. Машина собирается в Японии, затем ее отправляют в Штаты. Где ее покупает японец и привозит к себе в страну. Поэтому цена машины на порядок возрастает и японцы ездят по своей стране на леворульных FJ.
Машина бывает только с одним типа двигателя, с механической или автоматической коробкой, широкого выбора комплектации нет. Люка нет. Где-то есть багажник, где-то нет, где-то есть подножки, где-то нет.
С механикой коробка идет - 6 ступка, автомат – 5 ступка. Есть моноприводные варианты в Штатах, но  к нам такие машины не возят.
Машина заднеприводная, с жестко подключаемым передним приводом. На топовых комплектациях установлен задний дифлок и А-trac. Activ Traction Control это  - электронная имитация блокировок. Система подтормаживает буксующие колеса, а крутящий момент передается на те, у которых сцепление с поверхностью лучше. А-trac вступает в работу только при включении пониженной передачи. В остальных случаях работает VSC (Vehicle Skid Control) - аналог электронной системы стабилизации. В целях безопасности отключается VSC только в режиме полного привода.
Многие владельцы мечтают об увеличенном топливном баке. Родной бак 72 литров.  Второй бак можно поставить, для этого под днищем есть место, но компания ARB не производит сертифицированных баков для этой машины. Остаются только варианты «самоделкино», хотя многие владельцы не уезжают далеко за пределы трассы с заправками или просто возят с собой пару канистр.
Еще из вариантов – привезти тот же бензобак из США. Интересный момент, что такие бензобаки в самих Штатах не продаются и не сертифицируются, так как в США бак не может располагаться за задней осью автомобиля. А место для второго бака в FJ – именно там.
По стоимости уже в Казахстане бензобак переваливает за 2000 долларов и тогда понимаешь, что реально дешевле возить в дальние поездки пару канистр.
К качеству бензина машина весьма не требовательна, если не лить на левых заправках откровенный ни ликвид, то проблем не будет и кнопка Чек инжин не загорится.  Конечно, на хорошем бензине машина едет бодрее, и эту разгонную динамику можно почувствовать на трассе.
Элементы панели и некоторые детали внутри салона окрашены в цвет кузова. Так же в цвет кузова можно настроить и экран магнитофона. Бортового компьютера, даже самого элементарного в этой машине нет.


Насчет широких боковых стоек, мешающих обзору  - тут мнения разошлись. Одним владельцам FJ – они мешают, водители говорят, что за на повороте за широкой вертикальной стойкой полностью скрывается человек. Другие – что, когда отслеживаешь поворот в динамике - стойки вообще не мешают. Зато трудно привыкнуть к плохому обзору при езде задним ходом. Немного спасает ситуацию штатный парктроник и большие зеркала заднего вида. Если за FJ припаркован  мелкий «низколет» его можно и не заметить. Заднее стекло Крузера находится почти вровень с крышей того же Гольфа.
Болезнь FJ – из-за того, что лобовое стекло расположено почти вертикально – срок его службы весьма недолог. Поймать звездочку гораздо легче, чем на покатом лобовике.
Впереди у машины три щетки, сзади одна, но маааааааааленькая, сантиметров 12 – не больше.

Рассматривая в Интернете фотографии нового Фо раннера 2010 года мы находим явное сходство с FJ – очень похожи фонари, вырезы арок, такие же ломанные линии. А так хочется, чтобы FJ оставался самобытным и ни на что не похожим джипом.

FJ – машина для тех, кто любит себя в хорошем смысле этого слова, или по другому- машина для эгоистов – сел и поехал не заботясь о том, как же окажутся в салоне пассажиры. Для них нет даже ручек, чтобы удобнее было садиться. Узкие пассажирские двери открываются только через передние. Но и в этом неудобстве есть свой плюс. Ребенок никогда не выпадет, случайно на ходу открыв заднюю дверь, если родители забыли поставить Чилдрен лок.  Если впереди сидит высокий водитель, то сзади место – для худого человека или для ребенка. На большие расстояния взрослому человеку ездить сзади крайне неудобно. Да и  маленькие задние не открывающиеся окошки напоминают бронивечок. 

Все удобство, комфорт и все прелести жизни – для водителя и пассажира впереди. Хотя список удобств весьма ограничен. Салон FJ смело можно назвать аскетичным – жесткий, не симпатичный пластик, автомат на подъеме стекол стоит только у водителя
Тойота сделала то, что и обещала - машина для бессемейной молодежи.  Машина для веселья, отдыха, машина просто для фана. И тем не менее- это настоящий рамный джип! Машина состоит из сплошных компромиссов – найдена грань между понтовостью и проходимостью, между неповторимым стилем и практичностью, чуть больше короткобазного Прадо и чуть меньше – длинного… И так можно еще долго продолжать сравнения.


Рецензии