Ты только жди, и я вернусь...

Это рассказ о первой учительнице первой Кульяновской школы.



 Они вместе учились в педучилище. Девчонка с длинной пушистой косой вдоль спины притягивала его взгляд. Во время лекций Сергей не раз поворачивал голову в ее сторону. Он был старше девушки на десять лет, но перед этой пигалицей робел.  Слишком независимо и гордо держалась Тамара. И все же он рискнул,  заговорил. Да натолкнулся на снисходительный взгляд и ироничную улыбку.   
     В 1942-ом отец девушки серьезно заболел. Продолжать учебу из-за ухудшенного материального положения стало не возможно.  Свой хлеб надо было зарабатывать самой. В возрасте восемнадцати лет, Тамара покинула город Алдан, богатого алмазами Якутского края. Откликнувшись на зов старшей сестры Лиды, приехала в Сталинск. Но в школьном отделе получила направление в деревенскую школу.  Всю зиму, и лето следующего года жила и учила ребятишек в Тутуяссе. Место Тамаре нравилось. Вокруг деревни тайга с вековыми елями и соснами. Зимой, укутанные в снежные шубы, они были не только сказочно красивы, а еще завораживающе таинственны. Но… Вот, что написала в своем дневнике Тамара Александровна Помогаева уже будучи взрослой женщиной о том времени:
    - В декабре 42-ого я начала впервые работать в школе. Это было  тяжелое время  для всего народа, шла война. Очень трудное и для меня, молодой неопытной учительницы. Учила я в то время детей четвертого класса.  Отцы и старшие братья ребятишек воевали на фронте.  Я не только обучала их грамоте, но и воспитывала гордость за Родину, внушала уверенность в несокрушимую  победу, помогала пережить свалившееся на ребенка горе, если такое случалось, в  связи с потерей близкого человека.
    По воскресеньям с детьми ходила за шесть-семь километров в лес очищать стволы деревьев от снега. Лес пилили для строек, для фронта, а рабочих рук не хватало…
       В следующем учебном году Тамара переезжает в поселок Абагур, пригород Сталинска. Поселяется  в деревянном бараке, вместе с Лидой и двумя ее детьми, эвакуированными из Харькова.  Теперь она учительница начальных классов в школе № 16. После смерти мужа, вместе с младшей дочерью Катей, приехала к ним и мама, Надежда Андреевна Логинова.
    Снова обратимся к записям Тамары Александровны:
    - В годы войны учителя не только учили, но и всячески помогали фронту: собирали среди населения теплые вещи и денежные сбережения для отправки в армию. Помогали вместе с учениками соседним колхозам в прополке и уборке урожая. Даже первоклассники участвовали в этом, подбирали оставшиеся в поле колоски.
    К хлебу, к крошке хлеба,  было особое уважение. Я, как учительница получала на класс из расчета 50 грамм на человека черный дополнительный хлеб и немного сахара сырца,  чтобы подкормить детей. Дети, услышав свою фамилию, один за другим, бесшумно вставали за своей порцией. Брали аккуратно, чтобы не уронить и крошечку. Медленно, подолгу держа откушенный кусочек во рту, ели. Даже сейчас вспоминать об этом без слез не возможно. И одеты мои ученики  были очень бедно, чаще в платьях и костюмах с чужого плеча, на ногах намотанные, привязанные веревками, портянки…
    Какой бы сложной не была жизнь девушки, но, поработав с детьми, она поняла, что быть учителем это не только ее мечта, но и призвание.
    Когда отдаешь себя всю, особенно трудно без родного близкого человека рядом, с кем в унисон поет твоя душа. В одном из писем из Алдана, Тамара узнала, что когда-то влюбленный в нее Сергей Помогаев, ушел на фронт. К тому времени у Томы уже появились подружки, да и на работе очень уставала, но вечерами нет-нет, да и вспомнится ей Сергей. А после этой новости, он напрочь поселился в ее голове. Она все чаще ругала себя за глупую выходку и упрекала его в нерешительности. Наступил тот случай, когда мысли о девичьей скромности ушли на второй план. Тамара написала Сергею первая.
     Вот в таком маленьком треугольнике из листочка обычной школьной тетради она отправила свое  письмо. И уже со следующего дня невольно заглядывала в почтовый ящик в ожидании ответа.   

   И он пришел. Завязалась переписка. Два года теплые слова Тамары летели на фронт, и Сергей, получая их, бережно хранил родные треугольнички.  Пройдя с ними до конца войны,  все до одного привез домой.
    Девушка, в ожидании друга, читала и перечитывала послания с фронта. И эти, уже пожелтевшие листочки, в должном порядке. В наши дни родительские письма за 44-45 военные годы, полные любви и нежности, ставшие семейной реликвией, хранит дочь Тамары Александровны и Сергея Андреевича Помогаевых, Ирина Сергеевна Кречетова. Она как мама стала учителем, директором большой городской школы № 71.
Ирина Сергеевна  и разрешила заглянуть в эти письма…

    - … желаю самых наилучших успехов в твоей боевой гвардейской жизни! Бей побольше фрицев и гадов. Радио я внимательно слушаю. И как хорошо слышать радостные вести с фронтов Отечественной войны.
Я горжусь тем, что имею друга, который лично участвует в истреблении фашистов, нагло напавших на нашу Родину.
    Будь здоров. Живи, не тужи. Наше еще все в будущем
    С приветом, Тамара.
                18. 04. 44.


    - … Милый мой, Сереженька, здравствуй. Получила от тебя, дорогой, письмо, за которое сердечно благодарю и целую… ни на одну минуту не забываю тебя и жду…
                5. 9. 44.

    - … сердечно благодарю за письмо. С получением его, я перечитала все ранее написанные тобой письма, посмотрела на твою фотографию. Как дорого все это для меня… Какой ты славный. Лучше всех остальных и дороже…
                9. 09. 44.

                «Жду тебя, любимый мой,
                С каждым днем сильней.
                Жду, как люди ждут зимой,
                Ранних вешних дней!»
                21. 09. 44.

    - … У меня все хорошо, не волнуйся, любимый. Временно работаю с двумя первыми классами. В одном семилетки, в другом постарше годом. Но как те, так и другие трудноваты для обучения. И все же  науки я с ними понемножку усваиваю. Научила писать цифры до десяти…Вообще работать с малышами увлекательно. Они очень старательны, трудолюбивы…
           Будь здоров, Сережененька!   Целую тебя, твоя Тамара..
                26. 09. 44.

      - … Письма читаю по несколько раз. Я согласна ожидать от тебя родной, и по месяцу, и дольше, лишь бы было с тобой все благополучно, Сережа.
                9. 10. 44.

    - … Нет тебя со мною, но пусть будут письма твои рядом, которые вижу глазами и читаю. Без них не возможно жить.
                30. 10. 44.

    - … ты находишься там, где в любую минуту можно ожидать смерть, ты борешься с несущими ее. Знай, я всегда с тобой…
                25. 12. 44.


    А вот в таких самостоятельно склеенных конвертах приходили долгожданные письма с фронта.

    - … Получить письмо от милой девушки, это свыше, чем клад. Сразу представляешься ты и твои косы…
   1. 08. 44.

    - … Я уже ровно год, как нахожусь на войне. Начал я свою боевую работу с Брянска… Фрицев пришлось бить на Дону, в Донбассе, под Ленинградом, на Украине, а теперь очищаем от арийцев Белоруссию…
                18. 07. 44.


     - … вдруг кричат: «Помогаев, пляши, тебе письмо!». Ну, что ж, такие же трепака я готов задавать каждый день, только б получать письма от моего дорогого Томика.
    О, сколько погибло парней с письмами на груди у сердца от таких же курносых девушек с косами, как и ты, мой Томик…
                25. 07. 44.

    - … Ты же, Тома, знаешь, что я сибиряк, а у них слова не расходятся с делом…
    Ну, пока, счастливо оставайся. Желаю хорошо отдохнуть за себя и за меня, а потом опять приняться за работу и за учебу.
                Вот и все. Целую. Сергей.      
 4. 08. 44.

    - … Ты, Томик, знаешь, что я – сибиряк (Сергей родом из города Мариинска – Н.Е.) и тоскую по этой стороне. Только ты своими письмами развеваешь кручину на солдатской душе. Очень жаль, что ты остригла свои косы, которыми я всегда любовался. Как хочется посмотреть на тебя, мой дорогой, Томик. Поговорить о прошлом, о настоящем и о будущем…
Пиши, не давай собираться тучам на ясном небе.
                Целую крепко – крепко. Твой Сергей.
                17. 08. 44.
 - …      «Ты меня ждешь
И у книги раскрытой не спишь,
А, поэтому знаю, со мной
Ничего не случится».
    Да, Тома, ты скоро снова в классе будешь растолковывать ребятишкам те или другие задачи, снова шум ежедневно, снова план и тетради…
                22. 08. 44.

- …       « Темная ночь
Разделяет, любимая, нас
И холодная, черная степь
Пролегла между нами».
    Я получил твое письмо, милая моя, Томочка, наполненное теплотой и нежностью. А потому настроение у меня, как никогда, хорошее.
    Сегодня смотрел концерт, который давали артисты Белорусского театра. Из всего представленного нашему вниманию, мне особенно запомнилась одна песня. В ней есть такие слова: « Я тебя никогда не забуду…» Я слушал, а мои мысли были в Сибире, в Абагуре.
    Уходя с концерта, мысленно повторял эту фразу, как будто ты слышала меня…
                Пиши, Томочка.
1. 09. 44.

    - … А теперь расскажу про свои наблюдения заграницей. В первую очередь скажу, что здесь все хуже, чем у нас в России. Это, наверное, тебя позабавит, но это так. В городах все улицы вымощены булыжником, по которому ходить и ездить не удобно. А еще они очень узкие и загромождены. Создается впечатление захолустности. Сел и деревень нет. Каждый хозяин на своем участке строит дом и живет отдельно от всех. Один дом от другого находится на расстоянии двух – трех километров. Народ странный. Мужчины носят какие-то сумасшедшие костюмы и головные уборы. На ногах у всех деревянные башмаки, которыми они топают по булыжникам. Красивых женщин очень мало (это про Литву – Н.Е.).                2. 10 44.

    - … как только стал переписываться с тобой, жизнь пошла по иному… Первым пунктом моего плана записана встреча с тобой, дорогая. А остальные пункты я представлю на просмотр тебе, и сообща уже будем решать…
                Целую. Всегда твой Сергей
                10. 10. 44.

 
      - … Сегодня я самый счастливый человек – сразу получил два твоих письма…
                Целую нежненько – нежненько, твой Сергей.
                29. 11. 44.

    - … Вот уже четвертая почта пришла, а мне все нет и нет писем… Ведь ты же прекрасно знаешь, что только ими я и живу. Я так к ним привык, что без них очень тяжело на душе,  просто выразить это на бумаге нельзя…
    Поздравляю, Тома, с Новым годом! Пусть новый год, будет годом нашей встречи. А пока будь здорова, моя Томочка!
                Целую, твой Сергей.
                13. 12. 44

  Каждое письмо девушки было наполнено нежностью, заботой, верой в скорую встречу. В письмах Сергея не было ни строчки об ужасах войны. Он писал о любви, о взаимном счастье, строил планы будущей совместной жизни. Были дни, когда они писали друг другу одновременно. А случалось по два письма за сутки. День победы, девятое мая, застал Сергея в Польше. Но с приходом его не закончилась разлука.



      - … Теперь остались считанные дни. Может будешь читать это письмо, а я в это время постучу в твою дверь. Скоро-скоро скажу тебе: «Здравствуй, Тома! Вот я и приехал. Обниму и поцелую тебя крепко-крепко. И потекут обычные дни нашей совместной семейной жизни, я так об этом мечтаю.
                Целую, твой Сергей.            
                21. 09. 45.

    - … Сегодня выходной день. Сижу дома, хозяева на кухне что-то бормочут по-своему, а я пишу письмо в родную Сибирь своей Томочке.
    … По улице идут в костел разодетые полячки, будут каяться за грехи, накопленные в течение прошлой недели. Каждую субботу они молятся до трех – четырех часов дня, а вечером снова обнимаются с нашими офицерами и сержантами.
    Обожди, Тома, проклятая блоха забралась в сапог и жрет ногу. Сейчас разуюсь и выгоню. Ну, вот и выгнал. Их так много здесь, что ночами не мало выпивают они русской крови.
    … Вчера вечером смотрел фильм, в котором немцы мучили наших граждан, угнанных в Германию. Тяжело все это видеть, единственно, что успокаивает, это сознание того, что эти звери поплатились за свои злодеяния…
                Крепко целую, твой Сергей.
                23. 09. 45.

    - … Из Москвы думаю послать тебе телеграмму, сообщить, когда приеду. Хочу задержаться в столице на несколько дней, посмотреть. А то в 43-ем году некогда было любоваться. Вели нас тогда по Москве строем, везли на трамваях, на метро. Да еще раз удалось пролететь над главным городом страны. Вот тогда и посмотрю на известные всем дорогие места столицы…
               
Обнимаю и целую много-много раз свою Томочку.
                4. 11. 45.

    - …Сегодня разговаривал с начальником штаба, когда же все-таки меня демобилизуют. А он пообещал задержать до весны …  30. 11. 45.

    Каждый день, ежеминутно, ждала своего Сергея Тамара. Любой скрип открывающейся двери заставлял сильнее биться ее влюбленное сердце. И все же появился он неожиданно. Такие откровенные и близкие по письмам, встретились они как два смущенных малознакомых человека. Обоих сильно изменило время. Тамара стала женственной и уютной, а не той «дикой козой», что была когда-то в Алдане. Сергей за годы войны повзрослел, возмужал.

    Перед ней стоял стройный, красивый мужчина в военной форме. Умные серые глаза блестели радостью от встречи. К такому не страшно прижаться,  встать на всю жизнь рядом. И девушка нежно склонила голову к нему на плечо.
    Они говорили, говорили и говорили. Тамара спрашивала, за что был награжден той или иной медалью. И Сергей отвечал
    - Какой? Этой? Этой за освобождение Ленинграда, а этой за взятие Кенигсберга, этой за победу над Германией…             (Уже после войны нашла героя главная его награда – орден «Отечественной войны» - Н.Е.).

    -  Было страшно?
    -  Часто, и очень.
    - Сережа, ты убивал?
    - Нет, Томик. Я был механиком, готовил к боевым вылетам самолеты -это была моя работа на войне…

Сергей отвечал на любой вопрос спокойно, по-военному сдержанно. Обнимая, успокаивал: «Все уже в прошлом. Мы заслужили счастье. Мы будем, обязательно будем счастливы, милый мой, родной, Томик».
 
Такая работа за годы войны выработала в Сергее аккуратность и ответственность за порученное дело. Ценное качество для жизни. Он никогда не останавливался на достигнутом, овладевал новыми профессиями, учился сам и учил других.                                Пожив какое-то время в Абагуре, Сергей поехал в родительский дом, показаться и поклониться своей маме, получить благословение на брак. С возобновлением строительства БАМа, родители переехала в Тынду.
    А по возвращении в Сталинск,  он женился. Тамара Логинова стала Тамарой Александровной Помагаевой. Мечты Сергея сбылись наяву. Он понес свои документы на Сталинский алюминиевый завод. Был принят там в котельный цех ТЭЦ ведущим кочегаром. Сергея Андреевича, грамотного, корректного, умеющего разговаривать с людьми, заметили и предложили перейти на партийную работу. Окончив Кемеровскую партийную школу, Сергей Андреевич десять лет возглавлял партком станции. Последние четыре года перед уходом на заслуженный отдых, Помогаев занимал должность помощника директора Кузнецкой ТЭЦ по кадрам. В его трудовой книжке не хватило страниц, отведенных для сведений о поощрениях и награждениях, не хватило их и во вкладыше к ней. По труду и заслуги.
     Молодая жена Сергея Андреевича тоже пошла учиться. Окончив Сталинское школьное педагогическое училище, поступила уже в Новокузнецкий государственный педагогический институт, получила специальность географа. И все это без отрыва от работы в школе, и от семьи, где росли дочь и сын.

       Но вернемся в 46-ой год.  Молодой семье Помогаевых предложили дом для проживания в поселке Кульяновка, что был жилым фондом Сталинской ТЭЦ.


    Учиться в поселке было негде. Ребятишки ходили пешком в деревянную школу №62, что стояла когда-то в районе бывшего клуба имени Н.В.Гоголя рядом с прачкой.  Администрация ТЭЦ, а главное помощник директора Павел Дмитриевич Климов, дочка которого была первоклассницей, взялся за разрешение этого вопроса. Здесь мало учить, надо было создать новую школу. Молодая учительница, Тамара Александровна активно помогало ему в этом. Для строительства здания под нее был только проект. А пока решили оборудовать под школу маленький пустующий дом, предназначенный для проживания только одной семьи. Домик в два окна на улицу Водосливную стоял на берегу теплого канала. В нем то и стала Тамара Александровна первой учительницей и первым директором.  Двери этой школы открыли для учеников первого и второго класса сразу после зимних каникул в январе 1948 года.

  Бывшие ученики всю жизнь помнят имя своей первой учительницы. Помнят ее тихий голос, теплые руки, доброту и терпимость к ним, еще ни чего не умеющим, маленьким человечкам.

  P.S. Эта запись из городского архива.



                Решение

                от 25 января1951 гола.

      партийно-хозяйственного отдела алюминиевого завода и управления капитальным строительством СТАЗа по отчету хозяйственно-финансовой деятельность за 1949 год.          

  1.Обеспечить дорогу в поселок Кульяновка.
  2.Школу на 160 мест       
  3.Пруд охладитель....

 

 


      

Работая в маленькой школе, Тамара Александровна готовилась к открытию большой и 
часто бывала на ее строительстве. Но об этом в следующей главе книги.


Рецензии
Спасибо за эти воспоминания. Это настоящий почтовый роман. Наши родители , наверно были все таки намного чище нас, нынешних увы бабушек и дедушек. Они пронесли и любовь и верность через страшное испытание-ВОЙНУ. Вот у кого нужно учиться чистоте , любви,жизни. Очень жаль , что все это спрятано сегодня , а выпячивается сплошная пошлость и глупость. Еще раз спасибо Вам ! Успехов и счастья.

Вячеслав Кудяков   04.02.2011 23:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав. Тамара Александровна была первым директором нашей поселковой школы. Я разговаривала с ее бывшими учениками. Какими же теплыми они были. Я до сих пор дружу с ее дочерью, которая бережно хранит письма родителей, а их огромная коробка, я выбрала только маленькую толику. Да, Вы правы, такие люди достойны памяти о себе.

Наталья Еремеева   05.02.2011 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.