Страсть не уйдет, Кинг
Один покупатель заявил мне, что Гарри Мур - "Банален и предсказуем". "Конечно" - ответил я, - "Он предсказуем, как межконтинентальная ракета с ядерной боеголовкой". Накрывает предсказуемо и неотвратимо. Ценители "черного" блюза не очень его жалуют. Рев его гитары совсем не похож на стенания заблудшего и слабого человека. Если бы не его манера пения и соблюдение немногих традиций, он оставил бы без фанатов большую часть металлических групп! Скорость, визг, scream и адская температура кипения свинца - это Гарри Мур. Когда ставишь диск "живого" выступления Мура с Би Би Кингом, то складывается ощущение, что слушаешь притчи чернокожего будды под ударную волну термоядерного взрыва. Будда протягивает руку и усмиряет пламя, заставляя извиваться под свой голос. Эта парочка не следует моде, меняя каноны жанра в угоду радио эфиру. Кинг сидит на своем стульчике и перебирает струны гигантской гитары такими же пальцами так же, как делал это 30 лет назад. Понять, как это выходит, невозможно. И совсем невозможно понять, каким образом сошлись в гармонии эти музыканты. Но если вдруг захотелось совершить какую-нибудь глупость, вроде самоубийства, то лучше лекарства, чем эти двое я не знаю. Медиатор в руках Гарри Мура разрезает безысходность лучше любой бритвы.
Блюзмены часто играют чужие вещи. Эрик Клэптон играет Боба Дилона и Боба Марли, Бэнсон играет "Битлз", Мур играет Клэптона, "Савой Браун" играют вообще всех - понятие авторского права в этой среде размыто. Что легло на гриф гитары, то и звучит. У тех, кто привык к поклонению кумиру блюз вызывает чувства двоеженства. Будто живешь на две семьи и обе любишь. Но и выбрать одну не можешь - везде свои особенности, изюминки. Это замечательная безнаказанность, когда ты можешь спокойно и даже смакуя рассказывать подробности, достоинства и недостатки каждой!
Конечно, так не со всеми исполнителями. Кто-то использует музыку, как фон для текста, другие предоставляют слово гитаре, или саксофону. В любом случае, многотысячные стадионы - удел единиц. Слишком интимно, большие пространства рассеивают простой набор аккордов. Исключение - "Пинк Флойд". Был сопляком, когда спросил у торговца "Есть что-нибудь в духе "Пинк Флойд"? Он мне молча протянул "Dark side of the moon". Так мне и надо. Еще раз оговорюсь - блюз, это не та музыка, которая звучит на радиостанциях. Из эфира он звучит пошло. Писать сборники в цифровом сжатии, значит изымать из формулы главный ингредиент.
Блюз вытравливает из человека тягу к внешнему антуражу.Если человек ходит в засаленных линялых джинсах и старом свитере, это не значит, что он беден. Вполне возможно, что в его доме, рядом с стареньким диваном стоит музыкальная аппаратура, стоимостью с хороший автомобиль.
Слушая блюз, ты начинаешь по-настоящему ценить чувства других. Лучше переживать боль старого блюзмена, чем свою собственную. Это музыка мужских слез. Не верите? Поставьте "Аллилуйя" Леонарда Коэна, или "Still got the blues" Гарри Мура. Не плачете? Ничего, в первый раз мало кто получает удовольствие, надо немножко потерпеть. Потом затянет!
Свидетельство о публикации №211020401535