Мои книги
О.Мандельштам
Январь. Камин. Все общество - свеча. В углу уснула тень. В пробелах спят слова. Лишь нервный мотылек танцует блюз ночной над свечкою, над книгой Т.Толстой.
На моем столе - книги. Я приношу их домой, как бездомных щенков, как птенцов, выпавших из гнезда. Я кормлю их с руки. Они живут и уходят за стекляный горизонт. Книжный шкаф - это кладбище животных. С годами их становится все меньше, живых, перечитываемых. Последняя книга на прикроватной тумбе - как надгробие.
Мои современники, мои долгожители: Мандельштам-Набоков-Бродский. Они приходят без звонка и уходят, не прощаясь. Бабель! Ранней весной - молодой Довлатов. Вот и всё. Булгаков, когда-то прочно поселившийся на моем столе, ушел и не вернулся.
Незванные гости - литературные веды и вспоминатели - торговцы в розницу, чей товар - слепые стекляшки да оскалившиеся зеркала, то, что раньше было калейдоскопом. Вот так и получилось, что о Мандельштаме с любовью, ничего не требуя взамен, вспоминает только Анна Ахматова.
Поэзия Мандельштама высечена из камня. Проза его - контрабандный коньяк. Метакса и мускус в замерзшем гранитном сосуде. Желто-черный ярлык "Египетская марка." Я вдыхаю этот ошеломляющий аромат. Густой текст пьянит, и я пью его как стихи, не спеша.
Горечью и теплом трещат сосна и береза в моем камине. Подбросить бы цитат, да боюсь, не смогу остановиться. Языки пламени остры и надменны, как подбородок иудея.
Господи, и страшно жить и хорошо!
Торонто
2010-2011
Свидетельство о публикации №211020400164
Пролистала много Ваших произведений, честно скажу: "Пока не вчитывалась. Слишком плотный текст для осмысления".
Понравилось у Вас об отношении Льва Николаевича к Анне Карениной, что он её - ЛЮБИТ, как и НР из "Войны и мира".
У меня книги на прикроватной тумбочке тоже кочуют с полки на полку, с тумбочки на полку - и обратно.
Булгаковское "Собачье сердце" перечитывала раз 5, роман "М&М" трижды.
Долго у изголовья пролежал ФМ "Идиот", потом Фазиль Искандер, сейчас вот Иван Алексеевич с его рассказами о Любви.
Не читающий человек - мёртвый человек.
Не знаю, доказала ли наука сей факт, но он - есть: без чтения качественной литературы, её восприятия, осознания - нет духовно-интеллектуального прогресса.
Благодарю Вас за чудесные очерки о любимых русских классиках мировой литературы.
С уважением, Оксана.
Торопова Оксана Николаевна 28.09.2025 07:15 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 28.09.2025 14:55 Заявить о нарушении
Вчера узнала, что в Сухум (Абхазию) в театр имени Фазиля Искандера приезжает с гастролями государственный академический театр имени Евгения Вахтангова на 4 дня.
Решила бросить все и поехать в ноябре на 1 день за 250 км на спектакль.
Странно, почему в Сочи не приезжают толковые составы театральных трупп, с 2010 г. был всего 1 спектакль, где все актеры играли, да и то - провинциальный.
Да! У нас в феврале приезжает Башмет, в сентябре - Бутман с джазовыми концертами, но хочется банального - качественной театральной игры, а её - нет, словно в Сочи на сезон приезжают "сорвать бабло", а на зрителя ...
И вот я брошу все: семью, работу и поеду на нормальный спектакль в нормальный театр.
В Москве я ни разу не была, да и не попаду, хоть, посмотрю спектакль театра имени Вахтангова.
Как в Торонто у Вас обстоят дела с культурой? Есть ли книжные клубы, где молодежь читает классику, есть ли театр?
Торопова Оксана Николаевна 29.09.2025 08:59 Заявить о нарушении
С ув.
Семен Сухолуцкий 29.09.2025 15:21 Заявить о нарушении
Особенно с теми, кто эмигрировал в Израиль после распада Союза.
У всех одна и та же реакция.
Благодарю Вас, Семён за общение.
Надеюсь, молодежь в Торонто читает, ходит в театры, на классическую музыку и выставки.
В России сейчас культ здорового образа жизни у молодежи.
Торопова Оксана Николаевна 29.09.2025 17:03 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 30.09.2025 20:08 Заявить о нарушении
Не все ж русским спиваться,Семён.
Пока евреи у нас звезду Давида не носят и в книжные магазины их пускают (аллюзия к Виктору Франков в нацистской Германии, если Вы вдруг не поняли).
Не совсем уж 1939 год.
Торопова Оксана Николаевна 30.09.2025 20:27 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 30.09.2025 22:28 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 30.09.2025 22:30 Заявить о нарушении
Другой Родины у меня нет.
Торопова Оксана Николаевна 30.09.2025 22:47 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 04.10.2025 19:45 Заявить о нарушении
Я не хочу уезжать куда-то в поисках чего-то, чтобы в старости потом не приехать на могилу предков.
Очень чётко это обозначил Фазиль Искандер в своём романе "Сандро из Чегема" новелле "Большой день Большого дома" устами старухи абхазки, что бежала в Турцию.
– А-а-а, – язвительно проговорила бабушка и, придержав челнок в правой руке, взглянула на внука: – Как подперло, так вспомнил отца! А когда отец учил его уму-разуму – не слушался. Так оно и бывает! Запомни! Хороший человек старается жить и умереть там, где он родился. Нехороший человек твой Робинзон!
– Вот и сидел бы в своей Англичании, – сказала бабка уже более спокойно, продолжая работать, – а не шлялся бы по свету как бродяга… Помни! Хороший человек старается жить и умереть там, где он родился…
Вдруг бабка остановила челнок и о чем-то горестно задумалась.
– Наши абхазцы, – сказала она, вздохнув, – когда им велели переселяться в Турцию, напрасно согласились. Надо было стоять на своем! Надо было каждому мужчине с оружием в руках умереть у порога своего дома! А ведь тех, кто не уехал, не тронули. Но многие уехали, и я с ними. Поддалась уговорам родственников. Но там я сразу поняла, что не будет нам жизни на чужой земле. Не будет! У меня три золотые монеты были зашиты в платье. Я подхватила своего сына с твоей матерью, тогда еще совсем девчонкой, наняла фелюгу, и мы ночью тайком приплыли на родину. А другие, бедолаги, сгинули, разбрелись по свету… Вот и опустела наша Абхазия… Принеси мне огня и не смей защищать своего Робинзона! Знаю, куда ты клонишь!
Торопова Оксана Николаевна 04.10.2025 20:54 Заявить о нарушении