О породе

Недавно услышала словосочетание: "породистая женщина" и путается эта тема в сознании уже не первый раз. Попыталась я представить себе эту женщину. Сложно. И не уверена, что верно, и не уверена, что это мне нравится.

Что такое порода?
..."порода есть итог эволюции одомашненных животных под действием искусственного и естественного отбора, улучшения кормления и технологии содержания. Часто понятие "порода" определяется как группа животных, обладающих определенными признаками, передающимися по наследству.
В настоящее время под породой следует понимать качественно своеобразную, достаточно многочисленную, целостную группу животных одного вида, созданную творческим трудом человека, имеющую общую историю развития, характеризующуюся специфическими морфологическими и хозяйственно полезными свойствам и типом телосложения, которые передаются по наследству, и имеющую в своей структуре необходимое количество линий (кроссов), позволяющих избежать бессистемного родственного разведения. Порода как средство производства - категория не вечная"... *

Другими словами "порода" - категория искусственная. "Породистость" - насколько этот термин вообще уместен, применительно к человеку?

Допустим..

На мой взгляд, разглагольствуя, если ориентироваться на употребление этого словосочетания, можно отметить, что "человеческая породистость" может быть двух типов: внешняя и внутренняя.

Наверное, внешняя породистость, непосредственно совпадает с понятием "красоты". Это "правильные" черты лица и пропорции тела. Под "правильностью" (далее без кавычек), видимо подразумеваются анатомически правильные пропорции, обусловленные физиологической целесообразностью. На мой взгляд, эта точка зрения очень хорошо раскрыта в романе "Лезвие бритвы" И.Ефремова, озвученная главным героем романа:
"Говоря этим общим языком, красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений - с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя"...**

В данном случае, "селекцией" занималась сама Природа, выбирая жизненно важные и ценные внешние качества Человека, делая его более жизнеспособным в борьбе за выживания и повышая его адаптативность. Единственное, многое, из того что говорится и творится людьми, делается под лозунгами высшей целесообразности и необходимости. Гитлер объяснял необходимость уничтожения "недочеловеков" тоже высшей целесообразностью. Поэтому данное толкование о целесообразности возможно понимать по-разному, да и опасно оно.

Под "внутренней породистостью", наверно, подразумевается комплекс культурных и личностных характеристик человека, обусловленных воспитанием и обучением на протяжении нескольких поколений. В данном случае, получается, что эта "породистость" в человеке нечто искусственное и условно ценное кем-то, в чём-то, в какое-то конкретное время, возвышающее одного человека над другим, вернее даже одну группу людей над другой.

Существуют ещё нюансы, определяющий породистость сословностью, социальным статусом, принадлежностью к определённой фамилии ("фамильная" или генетическая "породистость", которая, кстати, очень часто сопряжена с принадлежностью к определённой профессии).

С другой стороны, если сравнивать любую породистую особь с "дворнягой", то у второй масса неоспоримых преимуществ:
- более высокая жизнеспособность (генетическая и физиологическая);
- более высокий уровень бытового "интеллекта" и самостоятельности;
- более высокие способности к обучению и самообразованию;
- более высокие адаптативные способности;
- она не ограничена стандартами "породы" и свободна в выборе направления самореализации.
Задумалась /улыбнулась/ обладаю ли я подобными "достоинствами"?

Породистость среди женщин, как говорят, явление распространённое, как "внешняя", так и "внутренняя", а вот сосредоточение обеих этих характеристик в одном человеке, наверное, всё же редкость. И, достаточно удручающее зрелище, когда у женщины "внешне - породисто - красивой" не прослеживается "внутренняя породистость", а вот отсутствие "внешней породистости" порой нисколько не портит женщин "породистых" по сути.
 
Вспоминаются некоторые женщины из Смоленской деревушки, в своё время, поразившие моё не сформировавшееся ещё сознание свей редкостной красотой, правильностью черт лица, мягкостью характера и поведения. В них отсутствовало то, что привлекало моё внимание у многих мне знакомых женщин в городе: яркость нарядов и сложность причёсок, умение красиво и непонятно говорить. Это были два абсолютно разных типа женщин, и я не могу сказать, что один был хуже другого. Они были разные.

Порой мной допускается, что всё человечество делится на "породы", характеризующиеся общностью мировоззрения и мироощущения. Распределение происходит посредством самоопределения, самоидентификации. Никто не в праве давать оценку другому, легко можно скатиться до вкусовых пристрастий и субъективных определений.

Собираю всё это, пишу и испытываю внутренний дискомфорт. Если у тех же собак "породистость" определяется родословной и чистотой крови, и нисколько не принижает одну породу над другой, каждая порода ценна по-своему, то у человека – это понятие, определяемое, чаще всего, статусом и положением в обществе, возвышает "породистых" над беспородными, одну "породу" над другой.

Да и вообще мне не нравятся сельскохозяйственное "определение" применительно к человеку, "быдло" из той же категории слов, но не об этом словечке сейчас речь.

Мне хочется понять, есть ли смысл в этом словосочетание, правомерно ли его использование к человеку вообще, ведь порода - это стандартизация, упаковывание в определённые критерии и рамки. И вообще, любое определение лишь тогда будет правильным и корректным со всех точек зрения, когда оно не будет подразумевать двоякого и неоднозначного толкования. Это уже из области методологии...

*Разведение сельскохозяйственных животных/В.Ф. Красота, В.Т. Лобанов, Т.Г. Джапаридзе. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1990.
**"Лезвие бритвы" И.Ефремов

19 октября 2011


Рецензии