Мандарин

Огромный торговый центр играл цветами, завоевывал разнообразием и угнетал высокими ценами. Он пытал людей интересом и желанием, а убивал чеками. Тут можно было купить все, что душе угодно. Но люди всегда покупали то, что им и вовсе не нужно. Они попадались на расставленное собой же чувство собственника и скупали кучи хлама. Ими управляла страшная жажда купить, будто без этих туфель за тысячу долларов они не проживут до сезона скидок.
А владельцы магазинов, снимавших помещение в торговом центре, стояли у входа и с улыбками смотрели на своих потребителей. Они были довольны, а в головах у них бродили мысли, что они существенно отличаются от, приносящих им прибыль, кучки идиотов. Но это вовсе не так.
Мы, как и подобает всем законопослушным гражданам страны, просто шли.
- А ты, какой будешь?
- Никакой. – Ответил я и остановился. Поставив телегу возле прилавка, уложенного фруктами, я стал ждать.
Мама заказала себе ананасово-грушевый фрэш. Девушка, стоящая за прилавком, кивнула и тут же начала шерудить по столу. Она достала желтовато-зеленую грушу и резким движением засунула ее в соковыжималку. Затем туда упала часть сочного ананаса.
И тут периферийным зрением я увидел мандарин. Маленький ничем не приметный мандарин летел со стойки с фруктами вниз. Он упал на большую мраморную плиту бежевого цвета и в момент касания его оранжевой кожуры пола прозвучал неуклюжий, полный отчаяний, звук. Но музыка торгового центра заглушала все.
Бумажный стакан, один из последователей стаканной культуры Макдоналдса, стал на стойку. Моя мама озвучила еще один заказ:
- Апельсиновый, пожалуйста.
Девушка нахмурила бровки, проклиная  свет за то, что он создал таких неорганизованных потребителей. «Как будто нельзя все заказать за один раз!» - пронеслось в ее голове, но руки все равно исправно приступили к работе.
Она достала большой, привезенный из жаркой Испании, мандарин и отправила его в облитого соком пластикового монстра о котором среди фруктов ходили древние легенды. Одни говорили, будто он сжирает фрукты целиком, выплевывая их ароматный сок, другие рассказывали, что он только калечит их костлявые или бескостные тела. Но никто не знал правда.
Тем временем маленький и беззащитный мандарин все так же покоился на полу огромного торгового центра. Я уверен: когда он падал перед глазами у него пронеслась вся жизнь. Но это никого не интересовало. Он просто лежал в ожидании, что какая-нибудь добрая душа не станет бесцеремонно проходить мимо, а потянется своей костлявой рукой и положит на место беззубого скитальца. Но нет.
Люди шли, будто бы вовсе не замечая маленькое оранжевое пятнышко на полу. Они делали вид занятой, загруженный, лишь бы пройти мимо, не смотря по сторонам и тем более вниз, чтобы не встретится глазами с мандарином. Хотя, я был уверен, они видели его краем глаза.
- С вас полсотни. – Раздался звонкий голос. Это девушка за прилавком озвучила моей матери цену.
Та, особо не церемонясь, достала одну небольшую бумажку соответствующего номинала и сунула девушке. Щелчок кассового аппарата. Деньги на месте. Раздалось глухое скрежетание: чек медленно выползал из щели. Через пару секунд он лежал в мусорном ведре рядом со стойкой, а стакан сока медленно опустошал мамин рот.
И тут случилось именно то, чего я боялся больше всего: мандарин обратил свой молящий взор на меня. Он смотрел так, будто я был его последней надеждой, словно я – человек, сотворивший свободу для американцев и построивший тоталитарный режим в Советах. Если бы у мандарина был рот, он бы кричал, что есть мощи, взывая о помощи мою буржуазную морду. Если бы у него были ноги, он бы прыгал от отчаяния, а если бы у него были руки, он бы размахивал ими во все стороны. Но у него не было нечего.
Абсолютно круглый и незащищенный, он все так же лежал на бежевом полу торгового центра.
Моя мама допила свой сок. Выбросив бумажный стаканчик в урну, она гневно посмотрела куда-то в сторону и взяла с прилавка еще один фрэш.
Мы стали ждать появления отца. Он пошел в туалет минут десять назад, но до сих почему-то не вернулся. Признаться честно, если бы в минуту с прилавка падало по две мандарины, то он бы вернулся через четыре падения.
- Извините, что задержался. – На ходу выпалил он. – Я зашел в магазин книг буквально на секунду, а получилось чуть дольше. Сказав это, мой папа взял у мамы апельсиновый сок и принялся его пить.
Мандарин так никуда и не делся. А я стоял над ним с абсолютно равнодушным видом, но в моей душе происходили средневековые баталии. То одни брали верх, то другие и никто так и не мог победить окончательно. «Подними этот мандарин и положи его на место!» - Кричали одни силы. «Не стоит беспокоиться. Мандарин итак кто-то поднимет!» - Кричали другие.
Я мог спасти ему жизнь, мог помочь, мог облегчить его страдания, мог отсрочить его гибель. А мог оставить одного лежать на полу, никому ненужного и оранжевого. Но я не знал, что мне делать.
Тем временем мой папа допил свой апельсиновый сок и выкинул бумажный стакан в урну рядом сто стойкой. Он осмотрелся по сторонам и изъявил желание идти в машину. Мы согласились.
Два потока людей шли параллельно друг другу, притираясь боками. Одни искали выход из огромного, похожего на муравейник, торгового центра, а другие, не менее кипишливые и занятые, наоборот пытались протиснуться внутрь, дабы до вечера радовать себя ненужными покупками и походами по магазинам.
Я обернулся и чуть не ахнул. Какая-то девушка на двадцати сантиметровых каблуках, не заметив лежащий на полу мандарин нечаянно пнула его носком. Он бы нервно взвыл от боли, будь у него рот. А так он только всхлипнул и по его оранжевой рыхлой щеке прокатилась капелька цитрусового сока.
Почему я не поднял мандарин? Я не знал. Мне показалось, что его надо было поднять сразу, как только он упал. А сейчас было уже поздно. Что обо мне подумают люди, ели я кинусь обратно к стойке с соковыжималкой и подниму заветный мандарин? Они решат, что я маньяк или того хуже, псих.
Двери огромного торгового центра закрылись, словно глаза девушки, и мой взгляд уперся в непроглядную черную пелену. Машина стояла на парковке, прямо за углом. Большой черный джип ждал нас. Вероятно, он думал о чем-то своем, пока наша семья прохлаждалась. Сигнализация дважды бибикнула. Я открыл дверь и сел на мягкое, обтянутое белой кожей, сидение. Словно небо, затянутое тучами, надо мной висела велюровая крыша автомобиля. Из колонок покатилась умиротворяющая индийская музыка, зашумел двигатель.
В такой идиллии я опрокинул голову назад и задумался. Я мог помочь. Я мог поднять мандарин своей рукой и положить его на место. И тогда, возможно, он бы прожил еще немного, перед тем как отправиться в соковыжималку. Или я мог бы договориться с девушкой у стойки и мандарин бы и вовсе умер своей смертью. Он бы просто сгнил, как и все прочие его сородичи на юге Европы. Но нет, я ничего не сделал. И теперь мандарин ожидает долгая и мучительная смерть в объятиях гневного человечества.
Он будет до самой глубокой ночи лежать на полу, и проходящие мимо него люди будут топтать оранжевую кожуру. Они измождят тело маленького беззащитного мандарина. Он будет лежать весь в слезах с раскуроченной кожурой и вывернутыми наизнанку костями.
Под утро полумертвым какая-то уборщица все же поднимет его и опустит в огромный черный мешок для мусора. В свою очередь какой-то двухметровый водитель мусоровоза своей грубой мужской рукой закинет этот мешок в кузов автомобиля и увезет на городскую свалку или на утилизирующий завод.
Но к тому времени мандарина уже не будет на свете. К тому времени он умрет. Он будет лежать на боку и проклинать тот день, когда спелым плодом упал с дерева в солнечной Испании.
А все потому, что я ненавижу мандарины.

Предлагаю вам подписаться на мою страницу, чтобы иметь более удобный доступ до рассказов: http://vkontakte.ru/public23597253


Рецензии