Унижение и невроз

Известно, что тревожные дети особенно настороженны в отношении опасности и угрозы. Вербальная или физическая угроза со стороны сверстников может вызвать драчливость или плаксивость в младшем школьном возрасте.
Психология изначально рассматривала унижение как одну из сильнейших травм, которая может стать причиной острого невроза и девиантного поведения.

При взаимодействии учителя и ученика может проявиться доминирование в выражающееся в отношениях типа `начальник-подчиненный` Детям свойственно забывать события не дошедшие до реализации, но тревожные учащиеся не произвольно `зацикливаются`(акцентируются) на значении угрожающих слов и действий, поэтому в отношениях с ним необходима консультация педагога-психолога.

Школьники, прибегающие к дракам, не знают, как поступить по другому, когда они огорчены или озлоблены. Поэтому необходимо показать и научить ребенка положительной реакции. Большинство младших школьников время от времени дерутся. Вероятно, драка - это единственное известное средство Взять ситуацию под личный контроль.Гнев и огорчение - нормальные чувства, но выражать их боевыми приемами - ненормально. Это становится `квазипривычкой` (вредной привычкой)от которой почти не возможно избавиться. Эта привычка путь к хулиганству,дурному поведению в семье,в школе и на улице, да и очень часто из драчливых детей вырастают жестокие будущие родители.
Правила избавления от драчливости:
1. Нетерпимости к дракам.
2.Научению приемлемым средствам справиться с гневом, не прибегая к дракам.
3.Закрепление `мира`.
4. штрафные санкции если школьник продолжает драться.
Педагогу-психологу вести дневник или даже портфолио, поэтапного изменения нарушения поведения (мысли записанные этому по поводу, план поэтапного изменения нарушения поведения ребенка, ауди- фото, -видео материалы при консультативной и коррекционной работе совместно с социальным педагогом)
Социальный педагог должен серьёзно оценить агрессивное поведение ребенка их частоту или демонстрацию импульсивного поведения. Обязательное приглашение в школу родителей или значимых для ребенка людей, друзей с разговором о проявлении драчливости ещё где-нибудь.
2.Выяснить причины нарушения поведения и что можно сделать, чтобы снизить вероятность ситуативной тревожности и стрессов.
3. Научить ребенка прогнозировать последствия какие его ждут за драчливость. Объяснить, почему будут штрафные санкции за драку и их увеличение
в арифметической прогрессии.
4. Научить ребенка заменять драку приемлемыми способами выражения эмоций.
Педагог-психолог может научить школьника приемлемым средствам и техникам, чтобы он мог справляться с гневом и огорчением не прибегая к драке. `Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки`
1. Разрядка эмоций на нейтральном объекте (песок, глина, пластилин, рисунок и другие проективные техники)
2.`Я высказывания: ``Я хочу, чтобы... (от другого человека на возникшую проблему)
Запрет на обзывание, враждебность и обиды.
3. Всячески поощрять дружелюбное поведение ребенка.

Ненависти и не терпимости можно научиться, однако можно научиться и отзывчивости, сочувствию, пониманию, толерантности. Начинать никогда не поздно.
Дети не рождаются злобными.
Не способность терпеть, выбирать нужный момент для действия часто встречается при астении и особенно тревоге, тревожной депрессии.
Повышение степени согласия и интернализации ценностей основная задача педагогов-психологов в психологическом сопровождении детей "групп риска".
Социальная динамика шкалы ценностей показывает, что детям не хватает того, чем они уже располагают. Они хотят еще большей свободы, больше дружбы и любви. Эмоциональный фон оказывает важное влияние на отношения между взрослыми и детьми, которые применяют коллективную и формальную стратегию социализации, обладают системой наставничества и даже прибегают к унижению ребенка, чтобы сломать его личную гордыню и заменить её повышенной степенью согласия. Социализация ребенка в школе может повлиять на интеллектуальную гибкость, активность и оказывать эмоциональное воздействие.

Унижение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/unizhenie
Унижение (чувство унижения) - эмоциональная реакция на значимую стороннюю оценку, существенно более низкую, чем самооценка.
Чувство унижения может появиться только когда:
1. Наличествует самооценка.
2. Сторонние оценки могут быть значимыми.
Оба условия появляются не с рождения, соответственно данное чувство является неврожденным, а социально приобретенным. Выученным.
Оскорбление
Оскорбление (оскорбленность) - чувство протеста против унизительной оценки.
Чувство оскорбленности может появиться только когда:
1. Наличествует самооценка.
2. Сторонние оценки могут быть значимыми.
Оба условия появляются не с рождения, соответственно данное чувство является не врожденным, а социально приобретенным. Выученным.
Униженные и оскорбленные
В комплекс детских, еще не выученных, собственно врожденных эмоциональных реакций ни унижение, ни оскорбление (как правило) не входит. Посмотри-понаблюдай-поисследуй сам: в три месяца у ребенка ты унижение наблюдал? Наверное, нет. У годовалого переживание оскорбление - отслеживал? Наверное, ответ тоже будет отрицательным. И унижение, и оскорбление - это достаточно взрослые эмоции, это сложные социальные конструкции, под которые нужно выучить очень специальную сказку, специальную мордочку и специальные фразы. Дети еще долго этим не владеют и в эти игры не играют.
Другое дело, что взрослый мир эти образцы детям скоро (и массовым образом) предъявляет и настойчиво к этим реакциям подталкивает, при том что и дети скоро начинают чувствовать выгоду (хотя бы Внутренняя выгода, внутренние выгоды) этих переживаний. И они уже, как взрослые, могут скоро изобразить оскорбленность, а скоро и честно прочувствовать его.
… Как же все-таки происходит, что дети массовым порядком скоро становятся легкоуязвимыми, униженными и оскорбленными - это отдельный большой разговор. Отмечу только то, что взрослым это надо, хотя бы для того, чтобы ребенок не мог совершенно безнаказанно хулиганить и был элементарно управляем. Итого, взрослые создают в душе ребенка больные точки, после чего тыкают в них острыми словами-палками, и ребенок начинает дергаться в нужном направлении.
Униженность и оскорбленность - это искусственные душевные образования, которые насаждаются в душе ребенка взрослым миром (так же, как привычка говорить «Спасибо» и сморкаться в платок, и не в рукав) и которые позже дети используют иногда даже творчески. Иногда настолько творчески, что от них категорически не хотят отказываться даже тогда, когда такая возможность появляется. Попробуй искренне оскорбленному молодому человеку предложить например продышать его переживание или разобраться в верованиях, стоящих за ним (очень полезная процедура) - нормальный молодой человек гневно откажется и оскорбится еще больше.

Невроз
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nevroz

Создание искусственного невроза: заинтересовать, привлечь внимание, раскрутить инстинкт охотника, погонять через удачу и неудачу, вызвать фрустрацию и сердцебиение...
Невроз (не клинический, а в области практической психологии) - одно из состояний душевного нездоровья, легкое впадение в негатив и трудность выхода из негатива.
Застревание в негативе. Состояние сильной неудовлетворенности ("Все плохо") и желание от этого состояния убежать (в отличие от апатии, когда состояние "все плохо" становится уже привычным).
Невроз обычно сопровождается недовольством собой и понижением самооценки, раздражительностью, зависимостью от окружающих, нерешительностью и одновременно склонностью к импульсивным реакциям.
Искусственные неврозы
Невроз можно создавать и искусственно, играя на создании желания и чередуя поочередно ощущение вот-вот успеха и "Блин, облом..." - смотри видеофрагмент из фильма Амели, где создается любовный невроз.
Любовный невроз
Любовный невроз - разновидность невроза, возникший на почве любовных отношений, иногда - созданный для раскрутки любовных отношений.
Невроз и невротик
Невротик - не вполне душевно здоров, но не очевидно, что болен. На стадии невротизма человек считается здоровым. Многочисленные персонажи переживательных телесериалов - типичные невротики. Если невротизм усиливается до настоящего невроза), можно говорит уже о заболевании.
Невроз в клинике
Невроз в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.


Рецензии