Назад, в будущее! Toyota Prius

…Осенью, в дождливый серый день
Проезжал по городу… Prius …

И даже, если бы, пробежал по улицам Алматы олень, это вызвало бы, наверное, меньший ажиотаж.
За свою журналисткою карьеру, протестировав ни один десяток машин, я не часто сталкивалась с таким ажиотажем. Забираю Prius в салоне, паркуюсь возле работы – машину за считанные секунды толпой окружают водители и дети, и начинают его разглядывать. Еду на следующий день в Рамстор – ситуация повторяется, даже в пробке на Альфа-раби меня расспрашивают про Prius  водители других машин. На посту в Алмаарасане меня два раза останавливали работники ГАИ, просто, чтобы расспросить про машину и посмотреть, что же у нее под капотом. Даже документы не спрашивали.
Наш Prius 2010 года выпуска, считается третьим поколением этих машин. А так как, на предыдущих моделях я не ездила, потому что они не продавались в КЗ официально, сравнивать мне было не с чем.
И, сев за руль машины, я полностью сосредоточилась на новых ощущениях.

Toyota Prius, корни создания которой уходят в далекий 1993 год, а первая серийная модель вышла в 1997 году, машина не простая.
С Prius не получится реализовать удобную комбинацию – сел и поехал.
Машину нужно изучить, к ней нужно привыкнуть и ее нужно понять.
Иначе - удовольствие за рулем вы не получите никакого, а огромное количество кнопочек, стрелочек, индикаторов и сенсорных дисплеев вас будет только раздражать.
Давайте в Prius разбираться по порядку. Это переднеприводный пятидверный однообъемник- лифтбэк.

Prius -  экологичный гибрид, в огромный Тойотовский знак которого «влился» синий цвет.  Может показаться странным тот факт, что 2 года назад эта машина заняла 13-ое место по продажам в Штатах, жители которых так любят мощные и объемистые машины.
Парадокс, случайность или закономерность?
В Казахстане Prius официально начал продаваться в июля месяце, и пока говорить о каком-либо успехе в продаже этой марки – рановато.
У нас народ не знает эту машину, не понимает, и боится.
Да и цена (39700 долларов США) за не самую богатую комплектацию может отпугнуть многих.

Внешний вид Prius отдает какой-то футуристичностью. Мне очень понравилась эта машина сбоку и сзади – конфетка, особое очарование ей придают большие хрустальные фары.
А вот «мордочка»… Какая-то смесь элементов от 40-ки и Тойоты короллы, и на самом деле, как говорят многие, перед машины напоминает мордочку прищуренного хорька.

Машина кажется очень низкой, но ямки и выбоины «городского» бездорожья и лежачих полицейских она преодолевает без труда.

Машина оснащена двумя двигателями – бензиновым VVT-i, с объемом 1, 8 литра, и электрическим, который хоть и обладает небольшим крутящим моментом, но значительно повышает топливную эффективность гибрида. Вообще, в машине два электромотора — один для движения, другой для того, чтобы обеспечивать энергией электрооборудование Prius. Все это находится под капотом.
Аккумулятор и  большая батарея – спрятаны в нишах багажника, который кстати, отнюдь не поражает своими размерами, но зато в нем находится полноразмерное запасное колесо.

Вся гибридная система называется - Toyota Hybrid Synergy Drive. Максимальная выходная мощность – 136 лошадок. Максимальная скорость – 180 км в час, разгон до сотни происходит, в среднем, за 10 секунд.

Открывается Prius очень легко – просто проводим рукой над датчиком на дверной ручке. Так же машина и закрывается. Главное, чтобы брелок был рядом с вами. И второе – не забываем его в машине.
Итак, садимся за руль.

В салоне весьма уютно, не смотря на то, что мы получили машину не в самой топовой комплектации, она называется «Престиж».   Приятная на ощупь ткань сидений, очень похожая на натуральную замшу.

Салон выдержан в серых тонах, с черными включениями. Торпеда пластиковая, она как бы окружает водителя с трех сторон. Честно говоря, мне совсем не понравился этот дешевый жесткий пластик. Вспоминаешь цену машины у нас на рынке и думаешь – Что это???
Пассажир отделен широкой «бородой», на которой расположен магнитофон, климат- контроль, и джойстик – рычаг переключения коробки автомат, закрывающийся подстаканник, в который удобно помещается наш чудо-ключик, и длинный, сдвигающийся назад и открывающийся подлокотник с кучей отделений и подставок.

В машине не просто автомат, и даже не вариатор - бесступенчатая трансмиссия планетарного типа.  Она работает настолько тихо и незаметно, без толчков или каких-то рывков, что про существование коробки – автомат в этой машине ты вообще забываешь.
Сели, настроили ручными регулировками сиденье под себя и обалдели не только от отсутствия привычной панели приборов, но и от обилия кнопочек.

Перед началом движения необходимо все изучить. Если что-то непонятно – в перчаточном отсеке вас ждет толстенное руководство, в котором подробно все написано.

Сидеть удобно, не смотря на отсутствие выраженной боковой поддержки, водительское сиденье имеет дополнительные регулировки по высоте, плюс обогрев и электронный привод регулирования поясничной опоры. Рулевую колонку так же можно отрегулировать по высоте и по вылету. Передние и задние электроподъемники с доводчиками.
Рычаг переключения коробки – джойстик. На этом моменте тоже нужно остановиться подробнее и понять, как  и что переключается. Алгоритм не совсем понятный, необычный, и первые поездки сидишь и думаешь – что и за чем нужно сделать.

Машина заводится без ключа кнопкой, это происходит только при нажатом тормозе.
Отжали ножной «ручник». Кстати вечером, даже не смотря на то, что есть подсветка педалей, «ножник» найти очень проблематично. Этой педали не видно, хотя ты и знаешь, что она есть где-то под левой ногой.
Положение «парковка» на коробке включается кнопкой, а не джойстиком.

При движении машины глаза то и дело натыкаются на черноту панели. Охватывает секундная паника - где приборы??? Потом вспоминаешь, что они выше, посредине панели, возле лобового стекла сенсорная панель со всеми показателями, которые можно выводить на экран сенсорной системой управления, расположенной справа на руле.
Для удобства водителя скорость проецируется перед ним на лобовое стекло.
Эту цифру можно двигать вверх- вниз, настраивая оптимальную высоту показа. 
На сенсорные экраны можно выводить много показателей, одномоментный расход топлива, тип энергии, на которой мы сейчас едем, пристегнуты ли задние пассажиры, различные схемы и диаграммы. Уже по ходу движения понимаешь – что тебе нужно из этих данных, а что просто мешает и отвлекает от дороги. А вот показатели температуры двигателя я так и не нашла, хотя перебрала все возможные варианты кнопок.
Подниматься в горы без этого датчика… А если я перегрею новую машину?! Все таки один из двигателей то бензиновый, я понимаю, что умная электроника, скорее всего не допустит перегрева, но все таки… Мне хотелось бы точно знать данные о температуре двигателя на машине, которой я управляю.

Я так и не поняла, я просто не нашла этот датчик среди десятка сенсорных значков, или его просто нет…

А вот скорость перед тобой на стекле – это просто красота.  Единственно, чего не хватает в салоне – это люка. Или панорамной крыши, которая придала бы машине еще больше очарования и загадочности. Плюс в машине не высокий потолок, и создается некоторое ощущение того, что не хватает пространства.

Руль понравился сразу. Он не круглый. Четырехспицевый, небольшого диаметра, чуть приплюснутый снизу. А какой он приятный на ощупь… В машине установлен электроусилитель руля, и управляемость очень четкая. Как и тормоза! Такие бы четкие и адекватные тормоза каждому автомобилю. Тормоза дисковые спереди и сзади.
Посадка, не как в легковой машине, скорее, как в кроссовере – сидишь высоко, обзор достаточно хороший, вот только абсолютно не видно и не понятно, где заканчивается капот. Он резко уходит вниз. Первые дни это очень напрягает, и я ориентировалась, сколько же до впереди идущей машины по отражению моих фар в этой самой машине.
Боковые зеркала небольшого размера, но  в них отлично все видно, а вот зеркало заднего вида… Из-за изломанной линии крышки багажника, мы получаем непонятное отражение.
Оно разбито на 2 части. Очень неудобно.

На коробке, кроме обычных D, N, R  - есть буква B. Это горный режим. На нем, при спуске, машина реально замедляется, но доверять полностью этой системе не стоит, потому что даже на ней с горы машина у нас разогналась до 77 км в час. Нужно не забывать про тормоз, когда вы на него жмете на режиме B – машина начинает помимо тормозов, усиленно тормозить двигателем.

По умолчанию машина едет на усредненном режиме, водитель кнопками может включить прямо на ходу еще три режима.
Первый – EV – режим абсолютной экономии бензина и супер экологичный. Машина едет только на электродвигателе. Этот режим у вас включится – если скорость ниже 50-ти км в час. Когда скорость увеличивается – машинка информируют вас об этом громким «бипом» и включает в работу бензиновый двигатель.
На режиме EV вообще не слышно, как работает двигатель, кажется, что машина не заведена. На нем можно стоять и медленно ехать в пробках.
На этом режиме машина может ехать, только при определенном % зарядки батареи. Если он низкий – на дисплее высветится соответствующая надпись, и машина никуда не поедет.
Кстати – заряжается батарейка- когда мы используем бензиновый двигатель, и индикатор заряда так же можно все время видеть, но вот разряжается она довольно быстро.
По городу мы проездили около трех часов. Батарея зарядилась полностью. Немного проехали на режиме EV, оставили машину на ночь на парковке. Утром батарея была разряжена почти полностью и стоять в утренних пробках на этом режиме уже не получилось. Нет энергии. Об этом машина сообщает крупным уведомлением на экране.

Второй режим – EKO mode. Это экономичность и в тоже время машина едет.
Но, например,  в гору, с двумя людьми в салоне на этом режиме машине подниматься тяжело. Чувствуется, что Приусу не хватает мощности, но в городе, при движении по прямой, или под горку- этот режим то, что надо.

Третий режим – PWR mode – для тех, кто любит погонять. Или просто заехать на Медео или подняться в Алмаарасан на этом режиме машинке будет гораздо комфортнее, но вот только расход... В этом режиме компьютер показал от 9, 8 до 10, 1 литров на сотню.

И даже в режиме EKO mode средний расход у нас получился 8, 2 литра.
Мы очень хотели вписаться в заявленные производителем 4, 5 литра расхода, (а в некоторых источниках дается расход меньше 4-хлитров в смешанном режиме – 3, 7 литров) но, кажется, в Алма-Ате такой расход – нереален.
Постоянные подъемы, на которых жмешь «тапку в пол», потому что иначе, машина не едет, тебя все начинают подрезать, обгонять, выталкивать из твоего ряда и тд. Плюс пробки и  заторы. Ниже 8 литров на сотню расход не опускался вообще, даже в будни, днем. В такие моменты ты чувствуешь себя очень неуютно. Ты понимаешь, что ты едешь на дорогой машине, но со стороны других участников движения- уважения к тебе ноль- потому что машина не едет, ты не можешь быстро стартовать с перекрестка. Ощущение – что ты едешь на Оке.

Если кто-то из покупателей думает, что он сможет отбить цену машины за счет низкого расхода… В условиях Алма-Аты это не получится.

Мне так кажется, что Приос будет идеальной машиной в плоских и неторопливых европейских городах, типа Берлина или Флоренции. Никто никуда не спешит, никто никому не сигналит, все едут размеренно и спокойно, нет никаких резких подъемов, увеличивающих расход топлива, отличная альтернатива многочисленным круглым Смартам и прочим мелким «карапузам».

Бензобак объемом в 45 литров. В теории на одном баке можно проехать 800 км.

Немного напрягает тот момент, что даже в режиме PWR mode – старт с перекрестка очень вялый и идет большое запаздывание. Так как машина в любом режиме трогается на электродвигателе, и лишь потом включается в работу бензиновый. В пробках и на светофоре мы так же стоим на электродвигателе и поэтому порой кажется, что машина заглохла.

С режимами можно, да и нужно «поиграть», чтобы понять, где и какой лучше использовать, и не отвлекаться на дороге, ища нужную кнопочку на панели. Когда машину глушишь – режим не запоминается. Завели – кнопку необходимо нажимать снова. Иногда про это забываешь и не понимаешь – почему же такой красивенький Приос опять не едет…

Так как мы тестировали машину в сильный  дождь, то сразу обратили внимание на то, что у дворников малый охват очистки стекла, особенно на стороне пассажира, куда крепится маленький дворник.

В Приосе довольно удачно сочетается мягкость подвески ( машина почти в состоянии дивана, так любимого американцами) и  отсутствие раскачиваний и боковых кренов.
Приос по дороге идет очень уверено, в поворотах, даже на 80-ти км в час- едет, как влитой. Никаких соскальзываний или попыток сноса. Но здесь есть одно но – мы не поняли, где у этой машины предел. Когда и в какой момент она начнет себя вести непредсказуемо. А такой момент будет, и будущему владельцу, очень хотелось бы посоветовать понять эту машину, прежде чем давить тапку в пол на поворотах, особенно в дождь и гололед. Электронные системы стабилизации помогают, но все равно важно знать – когда ваше управление становится опасным.

Работа электромотора практически бесшумная, но когда работает бензиновый двигатель, приходят мысли о том, что звукоизоляция автомобиля могла бы быть и получше.


Итак, что же еще включает наша комплектация Престиж?
 
Пятнадцатидюймовые литые диски, передние противотуманки, омыватели фар, светодиодные фары, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, электрохромное зеркало заднего вида, мультируль, климат-контроль, датчик света и дождя, круиз –контроль, 7 подушек безопасности, активные подголовники передних сидений, иммобилайзер, центральный замок, аудисистема с СД чейнджером, 8 динамиков, аудиовход AUX, Bluetooth.


Три дня теста Приоса пролетели незаметно. Не смотря на очевидные минусы, машина понравилась, вот только найдется ли покупатель, которого они не смутят, и который выложит кругленькую сумму за то, чтобы воздух в нашем городе стал на капельку чище. Ведь Приос для тех, кто заботиться об экологии и думает о том, чем будут дышать завтра наши с вами дети…


Рецензии