Долгая дорога в никуда. Часть 1. глава 7

Глава 7.

       С утра в доме шумно: приехали сестры Султана. Потом пришел Шейхи - его двоюродный брат. Тот самый, в доме которого Румиса нашла продукты. И не только. Но об этом позже.
- Руми, где наша пианистка? Я привез ей подарки. Тут дети передали для нее альбом и краски. А мы с женой решили ничего не покупать, а дать вам немного денег.
-  Марша ва хьо(приходи свободным). Рада видеть тебя. Если бы мы не собирались уезжать, то и не приехал бы ты к нам, - смущаясь, обняла Румиса деверя и предложила зайти в дом.
- Не беспокойся. Я тут стройку вашу посмотрю. Что-то ленится наш Султан. Думал, что он уже дворец отгрохал.
- Ой, ты же знаешь, что он мучается от гипертонии. Да и зачем нам дворец? Хватит пары комнат на наш с ним век.
      Не успели они договорить, как на двух легковых автомобилях  подъехали знакомые - дальние родственники. Румиса не сомневалась, что все съезжаются на проводы. Хозяйка дома обменивалась любезностями, когда услышала, что ее зовут.
— Румиса, зайди, - кликнул ее Чаборз - один из самых близких друзей Султана.
      Если за годы первой войны, он потерял только дом, то в эту - жену и двоих детей. Но уже женился. И жена попалась из хорошей семьи. Тоже рано овдовевшая. Окружила двух сыновей мужа заботой и материнской лаской. И все в селе хвалят ее.
— Да, Борзи, слушаю. Ты что-то хочешь сказать? — обратилась она  к Чаборзу.
— Я хочу с тобой поговорить. Ты - женщина умная. Должна нас понять.
— Не хвали меня, - зарделась как в девичестве Румиса.
— Румиса, вам предстоит долгая дорога. И Иман очень нуждается в медицинской помощи. Там, в Германии таких детей лечат. Есть интернаты.
- Да, я не отдам своего ребенка в интернат. И не останусь там надолго. Вот немного Иман отдохнет от войны, и  мы вернемся.
— Не стоит торопиться возвращаться. Лечитесь  там. И тебе не помешает подлечиться.
— Нет. Долго не смогу. Друг твой будет один. Да и давление мучает его в последнее время.
— Султана мы сегодня женим. Ему больше ждать нельзя. Ты пойми, ему нужен наследник.
— Что? Как женим? Кто женит? Почему? — Румиса не знала, что и говорит. — Да, да, конечно, ему нужен наследник. Зачем ему Иман и я? Зачем? А почему об этом он сам не сказал? Почему молчит?
— Румиса, он не разводится с тобой. Он просто женится. И чтобы не обижать тебя, мы решили, что он женится раньше, чем вы уедете в Германию. Ты будешь замужней женщиной. Он будет помогать вам.
— А почему он не сказал об этом сам? Почему шестнадцать лет тому назад он сказал, что ему нужна я и нужна дочь. Почему? Почему все эти годы я шла в никуда? Спотыкалась, поднималась и шла.
— Да потому, что ты и шла в никуда! Ты шла в никуда! Ты это ведь хорошо понимаешь! — услышала она голос Султана.
- Ну, вот я в никуда и пришла. Спасибо тебе за все. За то, что ты был в моей жизни. За то, что я не погибла. За то, что я есть. И у тебя есть дочь. Пусть больная, пусть оглохшая. Но дочь. Но прошу тебя уважить меня. Уважить мою честь и достоинство. Дай мне развод. И возможность изредка навещать Иман.
— Не торопись. Не проси развод. Живи с дочерью.
— Нет, Султан, долгая дорога в никуда не может привести никуда кроме, как в никуда.
    Она впервые позволила себе поднять голос на мужа. Оглянулась на Чаборза и взглядом дала понять, чтобы он оставил их наедине. Не успел Чаборз обуться, как раздался грохот взрыва. Задрожали стекла в окнах. Началась суматоха. Все гости высыпали со двора и бросились куда-то бежать. Султан и Чаборз тоже  выбежали   со двора. Румиса заглянула в  соседнюю комнату, и, не найдя там Иман, выскочила  во двор.
— Иман! Где Иман? Что там взорвали на этот раз? Кто видел Иман? — кричала Румиса.
— А Ш-ш-шо-пен у-ушла в комен-датуру и-и-и-грать на пи-и-анино, — заикаясь сообщил маленький сосед Инал.
Румиса молча опустилась на землю.
- Ва Дела!( О, Господи!) Мне сегодня не до нее.
      Что-то оборвалось внутри нее. Тревожно застучали виски. Она начала бить себя руками и причитать.
Взрыв прогремел у вагончика, оборудованного под комендатуру. Военные нашли где-то пианино и привезли его. Пару дней назад. Они пытались на инструменте играть. А потом бросили эту затею.
- За ночь, кто-то установил взрывное устройство в пианино.
-  А девочка...Нарядно одетая. Как на праздник.
- Это наша Шопен
- Она увидела  инструмент. Иман решила на нем сыграть.
    Люди окружили, сидящую на земле, Румису.
- Пианино не настроено - несмело спросила она.
- Военные отгоняли ее. Но она хотела показать им, что умеет играть. Попытавшись открыть крышку, Иман силой дернула ее.
- Где моя девочка? Приведите ее ко мне. Приведите мою девочку. Мою девочку приведите, - повторяла Румиса.
- Иман погибла. И  один из военнослужащих, который пытался прогнать ее. Вставай. Пошли. В Германию вы уже приехали, - говорил Шейхи, пытаясь силой поднять невестку.
      Чаборз нес тело девочки. За ним шел Султан. Он нес кисти рук своего единственного ребенка.
      Румиса встала, сделала шаг вперед. А потом побежала в дом, указывать, куда ее положить. Плакать слез у нее не было. И не хотела, чтобы люди видели, что она плачет без слез.
      Румиса присела на корточки у изголовья дочери.
- Дорогая моя. Вот мы с тобой и пришли в никуда. Мы так долго шли с тобой, обманывая смерть. Собрались в неведомый чужой край. Туда, где у нас нет никого. Что мы забыли на чужбине? Нет ничего родней нашей истерзанной земли и плачущего солнца. Родная моя, как же я буду жить без тебя. Знаешь, сегодня я хотела оставить тебя с отцом и идти дальше долгой дорогой в никуда. Я не от тебя бежала. Я бы приходила к тебе, несмотря ни на что. А ты опередила меня. Ты ушла раньше меня.

      Она гладила шелковистые волосы дочери. Потом взяла в руки кисти ее рук и поцеловала каждый палец. Понимала, что жила все  годы этим ребенком. Что выжила   в сыром подвале благодаря тому, что у нее был этот ребенок. Что она никогда не позволяла себе болеть, потому что у нее был ребенок. Она никогда никуда не уезжала надолго, потому что у нее был этот ребенок. Она жила ее и своей жизнью. Она прожила в два раза больше за эти последние шестнадцать лет, чем все остальные, потому что у нее был этот ребенок. И сегодня, сейчас, за десять часов до завтра, для нее закончились все беды. И даже война закончилась для нее. Ей не о ком больше заботиться. Ей некого больше спасать.

   Она сама искупала свою дочь. Сшила  саван в последний путь. И зашла в комнату, чтобы попросить  у дочери прощение. В последний раз. Завтра отсюда вынесут тело ее дочери. А она с миром в душе покинет этот дом и пойдет дальше своей долгой дорогой в никуда. До завтра осталась четверть часа.

http://www.proza.ru/2008/08/17/62


Рецензии