Приглашение к разговору о добродетелях

Приглашение к разговору о добродетелях  человека

От публикатора:
Я  благодарен и отцу Всеволоду, и Дмитрию за начатый разговор.Вы его прочтете ниже.  Давайте хоть  на время, чтобы понять то печальное, что нам передают СМИ,   отвлечемся  от «новостей» и поговорим о Вечном.   Чтобы не потерять Надежду! Чтобы не растеряться и потеряться! И, как призывал поэт,  возьмемся за руки, друзья! Чтобы не погибнуть по одиночке!
А на сон грядущий перечитаем  книгу, написанную умным, проницательным человеком. Который тоже размышлял о добродетелях русской души. Чтобы проснуться с надеждой и с готовностью действовать!
Как сказал один из них: «Если ты хочешь, чтобы общество стало лучше, начни с самого себя».
И еще я вспомнил, что великий Чаплин,который Чарли Чаплин, знал только одну  фразу на русском языке. Позвольте ее напомнить, ее так редко говорят сегодня:
«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»

Дмитрий Шерих
4.02.2011, 14:44

Список Чаплина ("Санкт-Петербургские ведомости", Санкт-Петербург)
http://rus.ruvr.ru/2011/02/04/42817300.html


Если наша ментальность и вправду так солнечна, то почему же мы живем столь плохо?
В «Домодедово», говорят, таксисты требовали до двадцати тысяч за то, чтобы увезти людей с места теракта. Так выглядит мародерство. В Петербурге десятки людей искали трехлетнюю Алену Щипину, сотни волонтеров расклеивали по городу портреты пропавшей девочки. Так выглядят живое сочувствие, неравнодушие, сердечность.
Между этими полюсами – все мы, вся наша жизнь.
Каковы мы сегодня, граждане России? Сохраняем ли в себе лучшие человеческие качества или слишком часто идем на поводу у соблазнов? Готовы ли помочь ближнему или спешим отвернуться от того, у кого в жизни возникли серьезные проблемы? Однозначного ответа на эти вопросы не дашь. Хотя бы потому, что российское сознание всегда отличалось двойственностью и противоречивостью; наряду с «возлюби ближнего своего» народ наш не уставал повторять: «моя хата с краю». Загадочная русская душа, как сказали бы иностранцы. Да, собственно, и говорили.
И не только иностранцы. Классик отечественной философии Николай Бердяев, например, не раз писал о том, что именно «противоречивость, разорванность и устремленность к противоположным полюсам» являются ключевыми чертами русской ментальности.
А вот протоиерей Всеволод Чаплин, представляя на прошлой неделе список из восьми «вечных российских ценностей», не стал фокусировать внимание на двойственности. Говорил сугубо о высоком, об укорененности этих восьми «в Божией правде», о благодатных русских традициях. Хотя можно не сомневаться: председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества видит жизнь во всем разнообразии.
Замечает даже такое, на что другой священник предпочел бы не смотреть. Это ведь он сделал заявление насчет дресс-кода, которому стоило бы обучить россиянок и россиян. И не поспоришь с протоиереем: у многих наших молодых людей манера одеваться вправду не вписывается в рамки приличия и вкуса. Какими бы замечательными душевными качествами эти юноши и девушки не обладали.
Впрочем, на прошлой неделе протоиерей Чаплин о моде не говорил. Его помыслы касались лишь восьми вечных ценностей, и все эти восемь стоит перечислить без изъятия: справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение/жертвенность, патриотизм, человеческое благо, семейные ценности. Надо отметить, что расставлены пункты строго по ранжиру, и, стало быть, справедливость в глазах Чаплина и его коллег по Московской патриархии, участвовавших в разработке списка, весомее семейных ценностей или даже патриотизма. Можно бы и поспорить, да не стану: в конце концов, от перестановки слагаемых общая сумма не меняется.
Кто скажет, в самом деле: справедливость значимей для русской культуры и ментальности или же патриотизм? Тем более что и здесь двойственность: соглашаясь с тем, что «вор должен сидеть в тюрьме», как всякий другой преступник, мы и сами без больших терзаний преступаем законы, а патриотизм зачастую оборачивается у нас водевильными восторгами перед всем отечественным и отчаянной борьбой за приоритет всего русского.
Где там родина слонов, говорите?
Презентуя свои восемь пунктов, глава отдела по взаимодействию церкви и общества несомненно предчувствовал, что не все воспримут список как откровение свыше, а потому подготовился основательно. Наряду со списком представил пояснения: вот это, мол, понимается под словом «свобода», а это под словом «патриотизм». И правильно. Свобода у каждого своя, да и патриотизм, как уже сказано, люди понимают по-разному.
Только вот беда: читая пояснения, видишь, что черты российской ментальности, по Чаплину, строги и благолепны, как на глянцевом парадном портрете кисти Шилова.
Справедливость понимается как политическое равноправие, свобода – это свободы конкретных граждан плюс независимость/самобытность всего народа.
Солидарность трактуется отцом Всеволодом как общенациональная, связывающая народ, а также как способность конкретного человека разделить с другими трудности.
Соборность – это единство власти и общества в работе на благо страны и людей.
Самоограничение и жертвенность – отказ от эгоизма и способность жертвовать личным.
Патриотизм – вера в Россию и готовность трудиться ради своей Родины.
Благо человека – это его благосостояние и достоинство, а семейные ценности – любовь, верность и забота о детях и стариках.
В общем, сплошной позитив. Перечень, который не стыдно показать кому угодно. Несомненный претендент на статус всероссийской Табели о добродетелях. Одно лишь непонятно: если наша ментальность и вправду так солнечна, то почему же мы живем столь плохо? Помните присказку: «Если ты умный, то почему такой бедный»? Где в российской повседневной жизни все эти «политическое равноправие», «единство власти и общества», «отказ от эгоизма»?
Их не было, кстати сказать, и в России столетней давности. Оттого и случился в стране 1917 год. Гляжу на восемь пунктов Всеволода Чаплина и понимаю: список этот оторван от реальной жизни на все сто. Даже странно, что представлял его общественности тот же священник, который дотоле разглядел слишком прозрачные блузки и слишком короткие юбки. Как будто это два разных человека: один возвышенный теоретик, а другой укорененный в жизни практик.
Двойственность опять же, куда без нее?
Я не против того, чтобы всероссийская Табель о добродетелях в самом деле появилась на свет. Слишком далеко на задворки общественной жизни загнаны у нас вопросы нравственности, и потому стоит напомнить электорату, что же такое хорошо и что такое плохо. Раз Маяковского нет, пусть будет Чаплин. Только не надо забывать: семейные ценности – не одни только любовь, верность и забота, как можно было бы подумать по прочтении списка Чаплина, это еще и хозяйский принцип «все в дом». Я вполне допускаю, что таксисты из «Домодедово» именно им руководствовались, отпуская расценки в свободный полет. А то, что семейные ценности обернулись по сути мародерством, – своего рода издержки процесса.
Издержки, которым не нашлось места на парадном портрете. И никогда не найдется. Но все-таки я благодарен отцу Всеволоду за начатый им разговор, за поднятую тему. Вот уже и Бердяева пришлось вспомнить, а плохо ли перечитать русскую философскую классику на сон грядущий? Теперь примусь, пожалуй, за Достоевского: вот кто чувствовал тончайшие оттенки русской души и ментальности, как никто другой.


Рецензии