Опиумные войны

"Каждые 20 минут в этой стране наркотики забирают еще одну жизнь. Каждые 20 минут погибают мечты, обещания и таланты еще одного американца, оставляя его семью и друзей страдать", - сказала Карен Тэнди, глава американского антинаркотического ведомства, выступая перед семьями погибших от наркотиков. Около двух тысяч своих граждан каждую неделю теряет Великобритания – по той же причине.
Сегодня правительства западных стран пытаются бороться с распространением  наркотиков и наркоманией. Ну, или делают вид, что пытаются. Во всяком случае, правовые нормы, запрещающие незаконный оборот, распространение и употребление наркотиков, присутствуют в законодательстве всех развитых стран. Но кто же виноват в столь широком распространении наркомании, в том, что она приобрела поистине транснациональный характер?
Корни этой беды надо искать во второй половине XVIII века, когда кучка жадных дельцов, называвших себя «Британской Ост-Индской компанией», частью хитростью, а частью – силой, подчинила себе значительную часть Индии и монополизировала торговлю с ней. Одним из последствий британского владычества было превращение Индии в главного производителя опиума, который широкой рекой хлынул в Англию, где в 40-х годах XIX века была зафиксирована первая в Европе вспышка массовой наркомании – «опиумизма».
Эта «ответная реакция» совершенно не обеспокоила беспринципных торгашей. Они только радовались, подсчитывая доходы от неожиданно подскочившего спроса на их «товар». Тем более что перед их алчными взорами уже забрезжили радужные перспективы нового, поистине необъятного и сказочного рынка сбыта, каковым им рисовался Китай.
В начале XIX века Китай  представлял собою лакомый кусок для любого завоевателя или торговца. Огромная страна с богатейшей историей и трудолюбивым народом, продолжала жить в соответствии со средневековыми представлениями, отгородившись от остального мира.
Европейцы с удовольствием скупали изящные и экзотические вещицы, производимые китайцами: великолепный фарфор, лаковую мебель, веера, легчайшие зонтики, затейливые шкатулки, прекрасные шелковые ткани и одежду, которые пользовались бешеной популярностью в Европе.  Но за всё это нужно было платить золотом, потому что никакие другие  формы товарообмена китайцы не признавали.
Все многочисленные попытки подбить китайцев на покупку каких-нибудь европейских товаров были безуспешны. «Нам ничего не нужно. У нас все есть. Забирайте свои товары и возвращайтесь к себе» - заявляли китайские императоры в ответ на льстивые речи представителей английских торговых компаний, пытавшихся «выправить» платежный баланс в свою пользу.
Но англичане не собирались уходить с пустыми руками и не оставляли попыток навязать китайцам что-нибудь, что они бы все-таки купили. Наконец, упорство, соединенное с алчностью и беспринципностью, возобладало: англичане таки  нащупали слабое место китайцев.
В 1775 году Британской Ост-Индской компании удалось нелегально, но очень выгодно для себя продать китайцам 1,4 тонны индийского опиума. Окрыленные первым успехом, англичане принимаются разрабатывать эту «золотую жилу» - с каждым годом объемы поступающего в Поднебесную контрабандного опиума растут, достигнув к 1830 году полутора тысяч тонн! А это означает, что из Китая в карманы дельцов потекли ручейки золота. Ну и что, что контрабанда? Ну и что, что незаконно? Английское правительство такие мелочи мало беспокоят. Важнее, что к 1833 году был достигнут платежный баланс в торговле с Китаем, то есть теперь англичане оплачивали китайские товары не золотом, а опиумом, произведенным порабощенными ими индусами.
Чувствуя покровительство британских властей, «контрабандисты в законе» продолжают наращивать обороты: через два года  импорт Китая уже на три четверти состоял из опиума, а через пять лет объем наркотрафика в Поднебесную превысил две тысячи  тонн! Миллионы китайцев всех слоёв и сословий были вовлечены в потребление наркотика.
Встревоженное китайское правительство пыталось защитить страну от ворвавшегося в неё зла, не говоря уже о том, что «торговля», осуществляемая англичанами, и к этому времени примкнувшими к ним американцами,  была совершенно незаконна и с нее не платились налоги. В 1839 году иностранцам было приказано сдать все запасы наркотика — более 19 тысяч ящиков и 2 тысячи тюков, которые были уничтожены по приказу специально назначенного императором чиновника Линь Цзюсэя.  В декабре того же года император объявил Поднебесную империю территорией навсегда закрытой для западных «варваров».
Можно себе представить, какой это был удар для наркоторговцев, каких баснословных прибылей они в одночасье лишились! Что же, теперь им переключиться на торговлю перцем или пенькой?  Как бы не так! Они жаждали реванша. И британское правительство было целиком на их стороне.
Запомните эту дату: апрель 1840 года. Это дата, когда маски были сброшены и настал момент истины. В апреле 1840 года, под давлением «опиумного лобби», правительство Великобритании объявила войну Китаю - исключительно в целях восстановления опиумной контрабанды. Сорок британских кораблей с четырьмя тысячами солдат на борту двинулась на Китай, вся вина которого заключалась в том, что он не хотел, чтобы на его территорию попадали наркотики.
Эта война получила название Первой опиумной войны. Она продлилась два года и закончилась капитуляцией средневековой империи Цинь с её бронзовыми пушками, стрелявшими каменными ядрами, перед силой современного вооружения и боевой техники. Китай был силой принужден открыть свои порты для опиумной контрабанды. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Через полтора десятка лет англичане, поддержанные французами и американцами, воспользовавшись надуманным предлогом, развяжут против Китая Вторую опиумную войну.
Подчеркнем: «опиумная война» - это не война против наркомафии и незаконного оборота наркотиков. Опиумные войны XIX века имели как раз обратную цель: принудить другое суверенное государство разрешить бесконтрольный ввоз наркотиков на свою территорию. Естественно, делалось это исключительно с целью сиюминутной наживы. Никакие социальные последствия их действий алчными дельцами  и покровительствующими им правительствами в расчет не принимались.
Последствия же были поистине ужасающими. Китай на полвека фактически утратил свою независимость, оказавшись поделен на зоны влияния между крупнейшими странами Запада и Японией. Вследствие резкого увеличения ввоза и потребления наркотиков после поражения в опиумных войнах, население Китая сократилось с 416 миллионов человек в 1842 году до 369 миллионов в 1881-м. Но дело не только в этом. В самой Англии наркомания в конце XIX века поразила буквально все слои общества. Опиумные курильни стали непременным атрибутом Лондона, как, впрочем, и других европейских столиц. Передозировка наркотиков становится с этого времени одной из официальных причин смертности, а преступления на почве наркомании не сходят со страниц криминальной хроники. Дети и внуки тех, кто совсем недавно участвовал в неправедных войнах за интересы наркобизнеса, становились жертвами пристрастия к опиуму…
 
Когда представители нынешнего английского или американского правительства со своих трибун гневно клеймят наркоторговцев и призывают к беспощадной борьбе с ними, хочется спросить этих людей, с кем же они собираются бороться? Ведь именно их правительства и являются главными виновниками распространения этой чумы, именно они в не таком уж давнем прошлом навязывали всему миру пагубную  привычку - под прицелом своих бронированных дредноутов.
Да, прав был Карл Маркс, давая такую характеристику капитализму: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».


Рецензии