Шёл в атаку яростный сорок третий год

Шёл в атаку яростный сорок третий год

(рассказ)

Идёт 1943 год. Только что отгремел бой. Алексей сидит на дне окопа. Наполняет диск автомата ППШ патронами из вещмешка. Приходит в себя. В голове стоит звон от гранатных разрывов и бешеной стрельбы.
День начался с атаки красноармейцев на траншеи врага. А закончился контратакой немцев на окопные позиции красноармейцев. Поле боя было сплошь устлано телами своих и чужих солдат.
Алексей никак не мог до конца отойти от боя. В глазах стояла одна и та же картина. Немцы идут на красноармейцев во весь рост, затем пригибаются, ползут. Рослый немецкий солдат, подполз к Алексею на расстояние броска гранаты. Алексей держал его на мушке, но приказа открывать огня не поступало. Всё было как в замедленном кино. Немец достаёт гранату, выдёргивает чеку, замахивается... В этот момент, кто-то без приказа стреляет в немца. Граната взрывается в его руке. И тут, как от спускового крючка, уже закипает настоящий бой. Оглушительный, нервный, беспощадный. Алексей стрелял и стрелял из автомата по фигурам немецких солдат. И остановился только тогда, когда эти фигуры перестали появляться перед его одиночным окопом.
Через несколько дней, ночью, в группе из трёх солдат, под управлением старшего, Алексея отправили в разведку. Накануне днём прошёл отбор разведчиков. Взвод построили в ряд и предложили: "Кто добровольно пойдёт в разведку?". Все солдаты молчали. Тогда командир подошёл к Алексею и прямо спросил его: "Ты отказываешься идти?". Алексей ответил: "Нет не отказываюсь". Ползти пришлось буквально по разлагающимся трупам. Когда взмывала осветительная ракета, приходилось замирать в том положении, в каком она тебя заставала. Порой лицом к лицу с мертвецом. Это держало нервы в постоянном напряжении.
Но всё обошлось. Разведчики выдвинулись к одиноко стоящему хутору за спиной немцев. Светало. Из дома вышла хозяйка. Разведчики её окликнули. Она завела их в дом. Рассказала, что знала о немцах. Предложила разведчикам выпить и закусить.
Далее всё произошло быстро, неожиданно, трудно-объяснимо. То ли алкоголь подействовал на бдительность, то ли что иное, но вся группа была захвачена немцами прямо в доме.
Начались новые испытания для Алексея. Через некоторое время, он с множеством пленных красноармейцев ехал под охраной немцев в эшелоне, увозящим их на запад. В вагоне, где был Алексей, сразу организовалась инициативная группа. Заговорили о побеге. Начались прения за и против. Пока один из пленных не сказал, что если кто побежит, то он "шумнёт" немцам. Чем и подписал себе смертный приговор. Он сразу был задушен.
Беглецы, в темноте, один за другим выбирались из вагона на крышу. На ходу спрыгивали с уходящего в Германию поезда.
Вскоре Алексей выбрался к своим. Благо, отъехать успели недалеко.
Особист долго бил и мучил Алексея. Спасла Алексея полная неграмотность, и то, что не он был старшим в той группе разведчиков. Ни писать, ни читать он не умел, поэтому ничем не смог  помочь особисту, требовавшему подписать "признательные" показания.
Алексею довелось довоевать. С ранениями, с кровью и потом. Но выжил. Дошёл, в должности пом-комвзвода, до долгожданной Победы 9 МАЯ 1945 года.
Хотел и после войны остаться на службе в армии. Его даже послали учиться на командирские курсы. Но куда там. Вольница захлестнула молодого бойца. Начались нелады с дисциплиной. Алексея отчислили с курсов. На том и закончилась военная жизнь Алексея. Началась мирная жизнь в трудах, заботах, семейных отношениях.
Не родись у Алексея в тот послевоенный год сына Николая. Никогда бы не узнал эту историю...

5 февраля 2011


Рецензии
Чудесный рассказ!Жизненный правдивый.Сколько пришлось перенести человеку!С теплом!

Андрей Эйсмонт   29.04.2016 16:00     Заявить о нарушении
Андрей! Огромное спасибо! Рад нашей литературной и человеческой дружбе! С огромным уважением и искренней дружбой!

Владимир Нургалиев   30.04.2016 03:02   Заявить о нарушении