к юбилею

В предвидении  юбилея  невольно часто оглядываюсь назад, охватывая  взглядом всю жизнь. Что сказать о ней?   Как  вкратце охарактеризовать   пройденный  мною  путь?

 С рубежа восьмидесятилетия,  глядя в прошлое,  я всё чаще делю свою жизнь на две  равные  половины.
Первая полностью отдана авиации.
Вторая – годы,  поглощённые  литературным  трудом.

И в самом деле,  истребительная  авиация  захватила меня, когда мне исполнилось пятнадцать лет.  Долго  и  упорно учился  мастерству  владения самолётом, правильному  использованию оборудования, чёткому  выполнению тактических приёмов и  эффективному применению  вооружения.  То есть,  становился  лётчиком–истребителем в полном понимании этого  слова.  Много  лет заняло освоение  этого комплекса  действий,  но  они не «ушли в песок»:  я   чувствовал,  что заслужил высокую оценку  «истребитель».
Помимо удовлетворения  успехами  выполненных в  воздухе заданий – результатами  труда  подготовки  к полёту,  всегда  вылеты  сопровождались  получением массы  восторгов от красот  неба,  от  живописности  облаков,  от наблюдаемых явлений погоды, от пейзажей  разных климатических поясов планеты, виденных  с высоты птичьего и намного выше полёта.  Всегда хотелось  передать    восхищения  тем,  кому  не  довелось  любоваться  этими  прелестями самому.

Вторая половина жизни  прошла в литературных  трудах.  Как  это  часто  происходит,  начал  со стихов  «по случаю»  или  «к дате», затем  добавилась  проза,  которая  увлекала  всё  больше,  и, наконец,  с одобрения коллег,  решился  на издание  первого сборника  рассказов.  Отклики  читателей  на мои  четыре  книги  и помещённые в  Интернете  произведения  вселяют оптимизм,  и  я  с удовольствием продолжаю писать.
Что мне нравится в этом  «писать»?  Сам процесс:  долго вынашивать сюжет рассказа,  обдумывать его форму,  вспоминать  или  представлять себе  место,  время  действия и окружающую  среду,  мелочи,  подчёркивающие  знание автором сути дела,  привлекать  сопутствующие событию факты.  На  это часто уходит  много  времени,  но и  рассказ  получается правдивым,  увлекающим.  Само писание  тоже занимает время:  соблюдение правил  языка,  желание    использовать   широкую  лексику.  Нравится   и результат.  Конечно,  положительные  отзывы и  рецензии  читателя.  Очень поучительны  для  автора  критические замечания,  хотя  почему–то  коллеги и читатели их стараются  не делать.  А зря.  Именно  «принципиальные  придирки»  воспитывают  автора, заставляют его  быть строже  к  самому себе  и  к  своим  произведениям.

Какая половина  жизни  дороже?   Трудно определить однозначно,  да и не нужно.  Вернее  будет помирить их:  каждая  увлекала  в своё  время.  И   обеими  дорожу сейчас  в равной степени.  Поэтому  и храню  "свидетельство военного лётчика первого класса"  и  "членский билет союза писателей России"  вместе.

        А   можно  ли  выделить  из массы событий и фактов  те, которые повлияли  на именно такое течение  жизни?

        В преддверии большого юбилея,  неоднократно вспоминая прошлые годы,  я пришёл к выводу, что нам  (мне и сестричке) очень повезло:     несмотря на без– отцовщину,  постоянную нехватку  крайне необходимого,  основополагающим  принципам  добра, человеколюбия, честности,  терпимости, ответственности за слово и дело, уважения и любви к труду  и к искусству нас неустанно учила наша мама.  Думаю, её уроки и привили нам жизненные принципы, с которыми мы  пошли в большой путь.  Самый близкий и самый родной человек – мама – была нашим основным  учителем в самый жадный к воспитанию детский возраст.  Так что и я, и сестра все  самостоятельные  годы благодарим  самоотверженную  маму,  отдавшую нам свою жизнь.
Это – первый факт, который стал  направляющим  рельсом  во всей  моей судьбе.

Вторым фактом,  думаю,  нужно считать  не вполне,  пожалуй, осознанное тогда, но  твёрдое  решение  мальчишки  «пойти в лётчики», отдать свою жизнь авиации.   Учась  трудной  профессии,  всё больше  привыкал  к ней,  вживался в неё – роднился с нею,  и  потом не мог представить себя в иной  жизненной роли.  Позже и сам удивлялся  тому, что  пятнадцатилетний паренёк мог правильно  выбрать дорогу на всю жизнь.

Третьим, тоже очень существенным  фактом,  определившим судьбу, считаю  взросление  мальчонки в  воинских коллективах.  Сначала в спецшколе, затем в курсантской среде  училища  я  понял, что по жизни каждый из нас шагает в общем строю. Каждый должен  считаться с соседями справа и слева, его обязанностью было делить радости и огорчения с братом  по службе, каждый ответственен за общее дело.  Нет, это не громкие слова, а  необходимые  качества  каждого из  тех, кто  служит  Родине.

Четвёртым фактом  считаю требование профессии  учиться.  Постоянно и в любых условиях лётчик обязан повышать грамотность. Изучать, постигать неизвестное  летающий обязан всегда.  И новую технику, и новый район полётов,  и другие условия, в которых выполнялись задания, и незнакомые виды подготовки.  Всю свою жизнь,  если не хочет топтаться на одном месте, если не желает отстать от коллег, времени и современных требований,  лётчик обязан учиться.  И познавать  должен добросовестно, качественно, так как в воздухе  времени  на «вспоминание  пройденного»    не  будет.

Думаю,  это и есть основные факты,  повлиявшие на именно такое течение жизни.

А где моя малая Родина?  К какому месту  привязан   сердцем и душой?
Помотала меня судьба по свету; поездить пришлось по многим республикам  нашего и в самом деле необъятного Союза и служить в трёх длительных заграничных командировках.  И  с семьёй  родителей,  и самостоятельно,  и со своей семьёй.

Родился я в Харькове.   Через год после появления меня на свет, отца  призвали в  Рабоче–Крестьянскую Красную Армию.  Отслужил он призывной срок и остался  на сверхсрочную службу.  Затем вырос в командира  РККА. И  служил в Днепропетровске,  Москве, Ленинграде.   В 1941 году война  «отправила» отца на фронт, а нам повезло «выскочить из  Ленинграда»  за три дня  до его блокады  фашистами.  Эвакуировали нас в Сибирь.   Вернулись оттуда мы к деду под Белгород. Затем перебрались на  нашу с мамой родину,  в Харьков,  где я, выбирая путь,  решил  связать свою жизнь с авиацией.   Учился в  Харькове и во  Фрунзе.  После окончания лётного училища был направлен для дальнейшего прохождения службы в Группу войск в Германии.  Оттуда  поступил в академию  под Москвой.  Выпускника направили   служить в Ригу.  Из Прибалтики  – на территорию Польской  республики. А уж оттуда в Туркмению, затем    в Арабскую республику Египет.  После Африки опять назначен в Ригу, где через год, по  состоянию здоровья,  уволен  в запас.   Вот и весь  мой  жизненный  и боевой   путь,  кстати,  весьма типичный  для  россиянина  моего поколения.

Из этого экскурса видно,  что, родившись в  Харькове,  прожил в  нём только  пять лет,   но родиной считаю именно его.   Да фактически так оно и есть –  и мальчуганом до войны  с родителями посещал в нём многочисленную родню, и много лет самостоятельной жизни регулярно приезжал в отпусках к маме, сестричке, друзьям. В  Харькове наша семья  пережила  самые тяжёлые,  на грани гибели от голода,  послевоенные годы.  В Харькове я встретил девушку, которая уже пятьдесят шесть лет является моей женой и матерью славных двух моих сыновей. Именно к Харькову я привязан всю свою сознательную жизнь.

Не могу умолчать о Риге, в которой после службы в армии осел и живу уже сорок девять лет. Занесла сюда меня военная судьба, когда я был ещё под впечатлением службы в Германии.  Многое мне тут показалось привычным, понравилось:  ласковая богатая природа с мягким климатом, приветливый трудолюбивый народ, который – и я это помню – позволял себе говорить в общественных  местах  (в том числе и в транспорте)  только вполголоса.  Пришлись по душе  прибалтийский  уклад труда и отдыха,  средневековая архитектура  в столице и в мелких городках.  За последние почти полвека  совсем прирос  к Балтийскому берегу.  Полюбил континент республики,  его достопримечательности  (Домский собор, дворец Рундула, Сигулда, Тервете, Яунмоке),  и, конечно,  рижское взморье  от  Саулкрасты  до его жемчужины,  города  Юрмала.

Вот  какие  мысли  навевает  анализ  прошлых  восьми  десятков  лет.


Рецензии
Дорогой Игорь! Читала и вся твоя жизнь медленно, как на экране монитора, проходила перед моими глазами...

Детство, юность, выбор профессии, которая была тебе в радость, семья, любимый город, в котором ты пустил корни.

Это все благодаря Судьбе, которая была благосклонна к тебе и, конечно, твоему трудолюбию)))

Тебя уже можно поздравить с ЮБИЛЕЕМ?

С симпатией, Лора*

Лариса Финкель   02.06.2013 22:26     Заявить о нарушении
Лора! У меня большое ГОРЕ. ПОТЕРЯЛ ЖЕНУ. Так что
мне никак не до страниц на проза.ру. Прости, не гневайся...
Ты поймёшь... ИВ.

Игорь Теряев 2   02.06.2013 22:38   Заявить о нарушении
А я это чувствовала Игорь! Да ты и сам понял)))
Мы потом поговорим с тобой.
Это жизнь, ничего нельзя изменить. Все предначертано)))

Крепись. Ты сильный)))

Лариса Финкель   02.06.2013 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.