Маркс vs Кропоткин
У Маркса много прекрасных, перенятых всеми (Кропоткиным в том числе) терминов и концепций. Маркс, хоть и еврей, все-таки немецкий еврей - у него все четко и чинно. У Кропоткина - не столь, при все аналитизме его подходов. Поддержим миф, что русские от природы расхлябанные - так как-то спокойнее на душе, потому что в реале русские, по-моему, самые психованные трудоголики и стахановцы на свете. Кропоткин предпочитал заново придумывать велосипед, лишь бы не заимствовать все подряд у марксистов. Так, он не принял учение и терминологию общественно-экономических формаций. Он не считал, что переходы из одной в другую доступны только через революцию. Он говорил, что достаточно одной победившей (относительно победившей - имеющей какие-то закрепленные материальные завоевания) революции раз на 130 лет, чтобы остальной мир жил припеваючи, наживаясь на ее итогах. В этом Кропоткин реалист. Никакой мировой революции мы еще никогда не наблюдали. Но Кропоткин тоже кое в чем не прав: революции 1918 года были очень многочисленными (и многообещающими), но старик этого уже не хотел замечать и корректировать соответствующим образом свои концепции. Зато Кропоткин не мутил никому мозги "плавным периодом социалистических преобразований". Он говорил, что возможна сразу коммунистическая революция. И он был прав. Социалистический этап предполагает остановку на полустанке. Понимал это Маркс или нет.
В Кропоткине еще много прекрасного, как, например, отрицание озлобленной и свирепой классовой борьбы и резни. И вообще он умел ценить малое: находил и подмечал элементы коммунизма в самых обычных для нас сегодня деталях общественной действительности. Так, уличное освещение, бесплатное пользование дорожной инфраструктурой, хлебные карточки - все это он воспринимал как проблески - часто временные и вынужденные - но все-таки проблески коммунистической зари.
Кропоткин несколько наивно смотрел на крестьянство. Многое вкладывал в понятие крестьянских войн и движений. Его можно понять: в 19-м веке городское рабочее население, в сущности, было таким же необразованным, как и сельское, плюс к тому оно было подвергнуто разлагающему духовно противоестественному физическому труду. Крестьянское воспитание было не ахти, но крестьяне хотя бы имели веру в людей, в свой народ, могли надолго проникнуться идеалами. Крестьянский труд был более естественным, чем то унижение и рабство, через которое большая часть европейских рабочих вынуждена была проходить до последних годов 19-го века, когда стали приниматься реальные социальные меры по защите их прав.
Главное, что Кропоткин не так идеализировал крестьянство, как Маркс идеализировал пролетариат. Все идет от пролетариата, считал Маркс (а интеллигенция дерьмо, прибавлял Ленин). Кропоткин же верно замечал: революция - результат двустороннего и зачастую независимого слияния многолетних трудов и стараний, с одной стороны, интеллигентной элиты, и с другой - рабочих слоев.
Как не вспомнить про вопрос о России! Маркс так до конца своих дней ничего внятного не сказал про Россию. Он склонен был считать, что революция у нас невозможна, что пролетариат и интеллигенция несознательны и безнадежно отсталые. У Кропоткина же позиция была четкая: он 50 лет пронес в себе веру в революцию, пережил поражение 1906-1907гг., бездарные поиски и шамкание Временного правительства и дожил до большевиков, до радикальной социальной и культурной революции в самой отсталой, как он всегда признавал, стране Европы.
Кропоткин отрицал заумные и сложные теории, диалектику материалистов и диалектику идеалистов... Он, как и Маркс, признавал первичность экономики и вторичность политики и, даже больше чем Маркс, был практиком до мозга костей... Простой он был, Кропоткин: берешь вилы, идешь свергаешь правительство, врываешься в церковь сельскую или в ратушу местную заседать с бутылкой доброго бургундского, выкрикиваешь пару замечаний для деклараций, посылаемых в столицу (с тем чтобы эту столицу в скорости лишили столичного положения), братаешься и целуешься с вернувшимися с фронта дезертирами, протягиваешь руку соседским девушкам Параше и Дуне, и назавтра просыпаешься вольным гражданином великой коммуналистической страны, демонтировавшим государство и живущим при 3-часовом рабочем дне! А главное, законы - не просто ерунда, законы - отжившее и противное уму человеческому ярмо! Долой юридическое право!
Следующий пункт: анархия vs централизм. Неужели найдется кто-то, кто бы отрицал, что анархизм, как модель, круче той амальгамы, того социалистического сплава, чреватого откатами к тотальному госрегулированию, которую проповедовал Маркс?
Наконец, как я уже писал, Кропоткин ярко показал, что революция - иногда и к сожалению - это национальная жертва на алтарь всемирного прогресса.
Кто победил? Судите сами -)
Свидетельство о публикации №211020501668