110лет русскому советскому актеру Николаю Крючкову

110 лет русскому, советскому актеру Николаю Крючкову.

КРЮЧКОВ
Николай Афанасьевич

06.01.1911, Москва - 13 апреля 1994, Москва

В январе исполняется ровно 110 лет одному из любимейших актеров отечественного кинематографа - Николаю Афанасьевичу Крючкову.

Будущий актер родился в многодетной рабочей семье. Сам он вспоминал: "Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила..."

Коля родился слабым мальчиком, у него были проблемы с шеей - не мог ровно держать голову. Врачи сказали, что в данном случае операция бесполезна, может помочь только спорт. И спорт действительно помог. Николай стал упорно заниматься боксом, футболом, лыжами, и проблемы со здоровьем со временем ушли.

Отец Николая, ветеран и инвалид 1-й мировой войны, рано умер. Матери пришлось одной воспитывать детей. Смерть отца заставила 14-летнего Колю задуматься о том, как обеспечить семью. Закончив семилетку, он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке и успешно его закончил, получив девятую высшую категорию рабочей сетки.

В те же годы Крючков стал участвовать в художественной самодеятельности, занимался по вечерам в драмкружке. Его таланты обращали на себя внимание многих. Чего Николай только не умел: играть на гармони, петь, плясать (особенно лихо у него получалась популярная в то время чечетка). Его театральный дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Николай Крючков сыграл одновременно три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. По словам очевидцев, роль пристава в исполнении 16-летнего Коли Крючкова была особенно колоритна и комична. И этот  его дебют стал судьбой.

Театром Николай Крючков заболел, как он сам выражался, "всерьез, неизлечимо". С 1928 года он играл в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ) и учился у знаменитых актеров Н. Хмелева, И. Судакова, И. Савченко. Мать была недовольна выбором сына, так как всегда мечтала видеть его при солидной должности, а не в роли актера-комедианта. Однако Николай, играя на сцене, продолжал работать и на Трехгорке и фактически содержал семью.

Справедливости ради нужно сказать, что в ТРАМе Николай Крючков был занят лишь в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: "Московский 10.10", где он играл Сашку-сезонника, и "Зови, фабком!". Именно в последнем спектакле его и заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет.
Здесь, как это часто бывает, вмешался «Господин случай». Главным хореографом ТРАМа работала Наталья Глан. Она помогала в постановке танцев всем актерам, в том числе и Николаю Крючкову. Однажды на репетицию зашел муж Натальи Глан, Борис Барнет, чей фильм "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским в главной роли уже успел стать классикой кинематографа. Он увидел Николая Крючкова и сразу же пригласил его сниматься в своей новой картине "Окраина".

В фильме актер должен был сыграть лишь небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Николай Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек".

Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел огромный успех у советских зрителей. Через год фильм отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Дебют Николая Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Содружество с Борисом Барнетом продолжилось и дальше. В 1934 году режиссер снова пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме  - "У самого синего моря". На этот раз это была комедия, и нашему герою в нем досталась одна из главных ролей - роль Алексея.

После этого фильма Крючкова сразу заметили. Предложения сниматься сыпались на него со всех сторон, и он никому не отказывал, не смущаясь играть даже отрицательных персонажей. Из-за частых съемок ему пришлось в 1933 году покинуть ТРАМ. За последующие 4 года Крючков снялся в фильмах: "Частный случай", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск", "На границе".

От роли к роли актер накапливал опыт, рос профессионально и терпеливо ждал своего "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме "Трактористы".  Его партнершей в картине должна была стать жена режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда советского кино.

Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, особенно среди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже популярный Петр Алейников и дебютант Борис Андреев.

Когда фильм "Трактористы" в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, милая моя" и "Броня крепка, и танки наши быстры..." запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии.

Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову - его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него буквально брали пример в повседневной жизни миллионы советских молодых людей.

После шумного успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу врага"…

Начиная с первых работ в кино, у Николая Крючкова, казалось бы, сложилось конкретное амплуа – нашего современника, простого парня с рабочей окраины. Но его актерский талант проявился еще и в том, что все его герои не походили друг на друга, несмотря даже на то, что он в основном играл как будто бы одинаковые положительные роли и практически не использовался гримом.

В 1941 году Крючков снялся в комедии "Свинарка и пастух". В этом фильме актеру досталась роль, тогда мало присущая его актерскому имиджу, - шалопай Кузьма Петров. Крючков рассказывал впоследствии: "Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я «не смел» играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые советским народом. Грозился даже "сослать в Сибирь". А я ему в ответ шутливо пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля". Утром он звонил, извинялся".

Кузьма в исполнении Крючкова оказался просто великолепен. А ведь рядом с ним играли такие замечательные и известные актеры, как М. Ладынина и В. Зельдин. Но Крючков не уступал им в мастерстве. В этом фильме он создал даже не образ, а определенный социальный типаж, который встречается в разные времена.

С первых же дней Великой отечественной войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте", - сказал он актеру. И Николай Крючков с головой ушел в работу. На фронт Николай Крючков все же попал - в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами, но главным для него оставалось кино.

В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков свалился от истощения и попал в госпиталь. Но отказываться от съемок, даже если он и плохо себя чувствовал, было не в правилах Николая Крючкова. Едва поправившись, он вернулся на съемочную площадку.

В послевоенные годы советский кинематограф переживал не лучшие свои времена, и фильмов тогда снималось очень мало. Однако, даже несмотря на это, Николаю Крючкову удавалось не просиживать дома без работы. В те годы на экраны вышли "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка" с его участием.

Однако только роли в двух фильмах приносят актеру творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда". Этот фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м. Почему? Вот что говорит по этому поводу сам Н. Крючков: "В этом фильме И.В.Сталину не понравилось, что мой герой - сержант Мамочкин - перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину запретили…"

С середины 50-х г.г. творческая активность Николая Крючкова продолжает поражать зрителей. В 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м - в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха, но они не позволили зрителю забыть об этом актере (как это произошло, например, с П. Алейниковым, М. Ладыниной, В. Марецкой и др.). В конце 50-х лишь два фильма, в которых снялся Крючков, были замечены критиками и зрителями. Это "Дело Румянцева", где он сыграл начальника автобазы, и "Жестокость".

Надо сказать, что герои Николая Крючкова в пятидесятые годы немного изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны, поэтому его новые образы отмечены драматизмом. Актер все так же продолжал играть своих современников и не сетовал на это, поскольку видел в этом свое призвание.

Крючков настолько хорошо знал жизнь и характеры своих героев, что мог сделать их выразительными с помощью всего одного жеста или двух-трех реплик. Он также часто пел в фильмах своим немного хрипловатым, чуть надтреснувшим голосом.

В конце 50-х г.г. Николай Крючков вновь играет в театре. Он сыграл роль Любима Торцова в пьесе Островского "Бедность не порок" в московском Театре-студии киноактера. Эта роль также стала для него важным этапом в творчестве. Работа над образом Любима Торцова научила Николая Крючкова создавать на сцене сложные, неоднозначные образы. Приобретенные навыки помогли актеру в работе и над другими образами, которые он потом создавал в кино.
Несмотря на свою давнюю привязанность к театру, с кино Николай Крючков так и не расстался. В начале шестидесятых годов он снова вернулся к комедиям. В 1962 году зрители увидели Николая Крючкова в замечательной роли старого слуги Ивана в "Гусарской балладе", а в 1964 году он сыграл роль богача-самодура Неуедова в "Женитьбе Бальзаминова".

В 60-е годы Николай Крючков продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. Он был, что называется, "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Николай Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за границей.

С возрастом Николай Крючков стал еще более требовательно подходить к каждой новой роли. В своей книге "Чем жив человек" он утверждал, что актер "в своем творчестве должен быть органичен, жизненно реалистичен. В нем очень обостренно должны действовать два защитных механизма - чувство такта и чувство меры". Эти свои выработанные годами творческие принципы актер и использовал в работе над образами. Вот почему событием стала специально написанная для него роль шофера такси в картине "Горожане", которая вышла на экраны в 1975 году. Другая удачная работа в те годы - роль старого шахтера Панаса Байды в киноповести "Адрес вашего дома".

Анализируя в своей книге фильмы, в которых он снимался, Николай Крючков говорит, что актерская судьба постоянно связывала его с военными. Ему часто в кино приходилось играть роли военных. Не случайно маршал Р. Малиновский подарил актёру кортик. Впрочем, сам актёр свою жизненную цель видел в служении Отечеству и посвятил этой цели всё своё творчество. Об этом он тоже писал в своей книге, и эти его мысли косвенно подтверждает роль генерала, которую Николай Крючков сыграл в фильме 1970 года "Телеграмма".

В восьмидесятые годы Николай Афанасьевич снимался не очень много. Среди фильмов тех лет - военные "Битва за Москву", "Сталинград" и "Особо важное задание". В 1985 году режиссер "Мосфильма" Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма "Парень из нашего города", рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее очень тепло. Фильм назывался "Верую в любовь".

Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Для эпизода, в котором герой Николая Крючкова лихо вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. "Женя, ты что? - обиделся старый артист. - Рано еще меня жалеть!" Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.

Николай Афанасьевич был необыкновенно романтичным человеком. Однажды жена встречала его, прилетающего самолетом из Сибири. Была зима. Из самолета он вышел с огромным букетом алых роз. Лидия Николаевна долго мучила его вопросом - где же можно было взять живые цветы зимой, да еще в Сибири?..

Всю свою жизнь Крючков был заядлым рыболовом. Впервые взял в руки удочку в 6 лет. В последние месяцы перед смертью тяжело болеет, почти не встает с постели в дачном поселке Икша. Поэтому рыбачила за него его жена, Лидия Николаевна, а он, когда мог, сидел рядом на скамейке и переживал за ее успехи. Много говорить он уже не мог, от постоянного курения у него развилась опухоль в горле.

Николай Афанасьевич Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему тогда шел 83-й год.

Остались фильмы, великолепные образы простых людей, наших современников, остались зрители, которые помнят прекрасного актера и до сих пор являются его поклонниками. Николай Крючков оставил после себя тепло души и яркий свет своей яркой актерской жизни.

Фильмография:
1932 Горизонт
1933 Окраина
1933 Частный случай
1935 Любовь и ненависть
1935 У самого синего моря
1937 Возвращение Максима
1937 За Советскую Родину ("Падение Кимас-Озера", "Поход Антикайнена")
1938 Выборгская сторона
1938 Комсомольск
1938 На границе
1938 Человек с ружьем
1939 Ночь в сентябре
1939 Станица Дальняя
1939 Трактористы
1939 Член Правительства
1940 Брат героя
1940 Салават Юлаев
1940 Яков Свердлов
1941 Боевая песня о славе Русского Оружия (новелла в к/а БКС N6) - читает текст, вокал
1941 В тылу врага
1941 На путях
1941 Свинарка и пастух
1942 Антоша Рыбкин
1942 Котовский
1942 Парень из нашего города
1943 Во имя Родины ("Русские люди")
1943 Фронт
1944 Малахов Курган (Сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.)
1945 Небесный тихоход
1947 Свет над Россией
1948 Три встречи
1949 Звезда
1949 Сталинградская битва
1949 Счастливый рейс ("Машина 22-12")
1950 Огни Баку
1950 Щедрое лето
1951 Спортивная честь
1952 Максимка
1952 Садко
1954 "Богатырь" идет в Марто
1954 Море студеное
1954 Об этом забывать нельзя
1954 Тревожная молодость
1955 Дело Румянцева
1956 Бессмертный гарнизон
1956 Поэт
1956 Сорок первый
1957 Всего дороже
1957 Ленинградская симфония
1957 Удивительное воскресенье
1958 Матрос с "Кометы"
1958 Над Тиссой
1958 Юность наших отцов
1959 Баллада о солдате
1959 Жестокость
1959 Майские звезды
1960 Домой
1960 Яша Топорков
1961 Аленка
1961 Годы девичьи
1961 Иду к вам
1961 Музыка Верди
1961 Сердце не прощает
1962 Гусарская баллада
1962 Капроновые сети
1962 Остров Ольховый
1962 Суд
1963 Большой фитиль
1963 День счастья
1964 Весенние хлопоты
1964 Дайте жалобную книгу
1964 Женитьба Бальзаминова
1964 Жили-были старик со старухой
1964 Какое оно, море?
1964 Ко мне, Мухтар!
1964 Я - "Береза"
1965 Комэск
1966 Дядюшкин сон
1966 Заблудший (тв: "Гнезда")
1966 Нет и да
1966 По тонкому льду
1967 Доктор Вера
1968 Далеко на Западе
1968 День Ангела
1968 Служили два товарища
1969 Золото
1970 Морской характер
1971 Большие перегоны
1971 Телеграмма
1972 Адрес Вашего дома
1975 Горожане
1975 Когда наступает сентябрь
1976 72 градуса ниже нуля
1977 Ты иногда вспоминай
1978 Бархатный сезон
1978 Мой друг дядя Ваня
1979 Осенний марафон
1980 Особо важное задание
1981 Цыганское счастье
1983 Дамское танго
1985 Битва за Москву
1986 Верую в любовь
1986 Досье человека в "Мерседесе"
1987 Вспомним, товарищ!
1987 Первая встреча, последняя встреча
1989 Сталинград
1991 Царь Иван Грозный
1993 Ангелы смерти

Народный артист СССР (1965г.)
Герой Социалистического Труда (1980г.)
Лауреат Государственной премии СССР (1941г. - за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы").

Материалы:

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Федор Раззаков, "Секс-символы России"
Алла Казакова, "Москва. Николаю Крючкову..." http://www.newsvm.com
Константин Евграфов, "Артист на все времена" (изд-во "Эксмо");
http://www.rusactors.ru
Фото – Яндекс.

Статья была подготовлена для Журнала "НЖ" №1 (январь 2011г.)
http://www.proza.ru/2011/02/13/1421


Рецензии
"Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я «не смел» играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые советским народом. Грозился даже "сослать в Сибирь". А я ему в ответ шутливо пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля". Утром он звонил, извинялся".
Крючков
***
Игорь, спасибо за огромную работу твою по этой очень важной теме, огромное тебе спасибо от все нашей компании гостей из Питера , Киева, Саратова - мы в Минске.
Тема эта очень важна для тех, кто умеет себя видеть со стороны. Спасибо!

Елена Шмидт   17.05.2011 08:59     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Елена! Очень рад, что Вам и Вашим друзьям понравилось!
С теплом,
Игорь

Игорь Лебедевъ   17.05.2011 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.