Интервью с Министром по делам нац-стей

“Пока у меня нет причин дистанцироваться  от ОГФ”
Интервью с Министром РФ по делам Федерации и национальностей В.А.Михайловым


“NKA-NL”: Вячеслав Александрович, российским немцам Вы известны как человек, давно занимающийся нашей проблемой. Одно из главных ожиданий нашего народа – восстановление его государственности. Прошло уже 58 лет со дня ее ликвидации. На Ваш взгляд как Министра: будет ли она когда-нибудь восстановлена, или российским немцам остается лишь полная ассимиляция да выезд в Германию?

В.Михайлов:  Я не сомневаюсь в том, что вопрос о восстановлении государственности российских немцев требует к себе постоянного внимания и государственного подхода.  Конечно, учитывая политические и социально-экономические аспекты этой проблемы, нельзя однозначно ответить: да, государственность российских немцев будет восстановлена в ближайшее время. Но государство, со своей стороны, несет ответственность за восстановление прав нереабилитированных народов, и возвращение российским немцам их “малой родины” ни в коем случае не должно быть им отвергнуто.
У российских немцев есть свои национально-территориальные образования. Конечно, это не государственность в полном смысле этого слова, но логичный шаг на пути к этому, сделанный при активном участии самих немцев. Существуют они уже несколько лет, сюда шли и идут немалые инвестиции, в том числе и в социальную инфраструктуру. Достаточно ли полно использовали сами немцы те возможности, которые предоставляет уровень таких национально-территориальных образований? Имеется ли сегодня серьезный анализ опыта и проблем развития национальных районов с позиций целей и задач именно национального развития немцев? Ответы  на эти вопросы очень важны для ясного представления того, что и как в рамках воссоздаваемой государственности необходимо будет делать. Если говорить о государственности в целом, надо себе ясно представлять, в какой форме она может существовать в рамках современных реалий. И здесь очень важно, чтобы сами российские немцы принимали активное участие в решении столь сложной проблемы, чтобы они серьезно поработали в этой сфере вместе с государственными органами.
Пессимизм по поводу неизбежной ассимиляции немцев я не разделяю. Многое здесь зависит от самого народа, от его национального самосознания, от внутреннего желания и убежденности в необходимости сохранять свою национальную самобытность.

“NKA-NL”: Национально-культурная автономия по Закону – форма национального  самоуправления народа.  В создание  Федеральной НКА российских немцев Вы лично внесли немалый вклад. Тем не менее, тесного сотрудничества между Министерством и ФНКА пока не получается. Почему? И как можно его наладить?

В.Михайлов: Говоря о любом законе, необходимо употреблять точные понятия, которые в нем заложены, и не пытаться трактовать их по-своему. В Федеральном законе Российской Федерации “О национально-культурной автономии” сказано, что национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан. Министерство как федеральный орган исполнительной власти не вправе интерпретировать формулировки Закона, так как это искажает его смысл.
Факт создания национально-культурных автономий российских немцев на федеральном и региональном уровнях сам по себе уже позитивен и перспективен. Однако ограничиваться этим не следует. Создание автономий должно сопровождаться постоянной содержательной работой, направленной на сохранение и развитие культурного наследия российских немцев, и прежде всего – на местах, там, где они проживают.
В этом плане не могу согласиться с тем, что между Министерством и национально-культурными автономиями российских немцев сотрудничество не получается.
Представители Федеральной и региональных НКА включены во все консультативно- общественные советы при Министерстве и Департаменте по делам российских немцев, в том числе экспертные советы. Неплохо начали работу региональные автономии. От них только в 1999 г. поступило более 100 заявок на реализацию проектов, для чего в 1998-99 гг. из федерального бюджета было выделено более 6,5 млн. рублей, в том числе Исполкому Федеральной НКА – около 2,5 млн. рублей. В целом до конца года планируется выделить еще около 3-4 млн. рублей. Это составляет более половины тех средств, которые предусмотрены на поддержку культурно-образовательного развития российских немцев и которые позволят многое сделать для немецкой национальной культуры в России.
Здесь важны инициативы самих автономий, многое будет определяться эффективностью их работы. Министерство, со своей стороны, и далее будет оказывать всяческое содействие становлению и развитию национально-культурных автономий российских немцев.

“NKA-NL”: Федеральная целевая программа по российским немцам финансируется, как известно, всего лишь на 3-4%. Прошло уже три года из десяти, отведенных на ее реализацию. Видите ли Вы возможности всё же выполнить ее, и какие? Или можно уже сейчас сказать, что она будет провалена?

В.Михайлов: Цифры, приведенные Вами, не совсем точны. Вы имеете в виду только средства федерального бюджета, но ведь надо учитывать и вклад местных органов власти, а также средства, выделяемые Правительством Германии. Да, этого недостаточно для решения проблемы российских немцев в полном объеме, но не следует забывать, в каком положении находятся сегодня экономика и бюджет государства. Такое положение не вечно, поэтому  не следует догматично относиться к срокам реализации Программы. Решать проблему российских немцев всё равно необходимо, даже если эти сроки ограничены. Дело в возможностях и в механизмах реализации Программы, в том числе в вопросах привлечения внебюджетных источников финансирования. Здесь, согласен, недоработки есть. Но допустить провала Программы государственного уровня мы просто не имеем права.

“NKA-NL”: Еще о Программе. До ее принятия финансировалось в основном “обустройство переселенцев”, т.е. строительство. В начале с.г. на совещании руководства Департамента с руководителями общественных организаций российских немцев было поддержано усиление акцентов на сфере культуры и образования до 30% от общего объема средств. Сейчас снова почти всё идет на строительство. Каково Ваше видение оптимальных пропорций?

В.Михайлов: Целиком поддерживаю позицию по постепенному увеличению доли средств, направляемых на развитие культуры и образования. При этом не могу согласиться с тем, что сейчас всё идет по-прежнему и основная часть средств направляется на обустройство. Надо иметь в виду, что Программой на культурно-образовательные мероприятия предусмотрено около 18% всех средств. При этом часто забывается о том, что материальная база социально-культурного развития немецкого этноса явно недостаточна для того, чтобы добиться существенных результатов в проводимой работе. Программой предусмотрен  комплекс мер по созданию такой базы. Формально это относится к разделу “социально-экономическое обустройство”, а по сути – это базовые элементы и условия полноценного развития культуры и образования. По мере создания таких условий должна расти доля расходов на содержательные проекты.
По предложению Департамента по делам российских немцев только в сентябре на цели культурного и образовательного развития выделено более трети от общей суммы, поступившей из Минфина России. В этом я нынешний Департамент поддерживаю, и эту тенденцию надо сохранять. Другое дело, что средства на эти цели нельзя расходовать бездумно. К сожалению, часто предлагаются к реализации мелкие проекты, никак не связанные с общими целями и задачами национально-культурного возрождения. В то же время крайне мало делается для развития тех направлений, которые имеют стратегическое значение для немецкого этноса. Ряд работ в этом направлении уже более года просто заморожен. Так не должно быть.

“NKA-NL”: Отставка В.А.Бауэра, Президента Федеральной НКА, с поста руководителя Департамента вызвала немало вопросов у членов ФНКА и в Центре, и в регионах. Ведь он выступал за сотрудничество ФНКА с Миннацем, за максимальную гласность в работе, за общественный контроль в расходовании бюджетных средств, за устранение вскрытых немалых нарушений в их использовании. Не могли бы Вы внести ясность, в чем действительные причины отставки В.А.Бауэра?

В.Михайлов: Отвечу по порядку на Ваши вопросы.
Как Министр я счел целесообразным использовать возможности Владимира Анатольевича как государственного служащего, хорошо знающего регионы, на другом участке работы, поручив ему самый крупный Департамент по связям с субъектами Федерации. Сделал это и потому, что А.П.Веер, по моему мнению, по ряду личных черт характера более конструктивен на этом участке работы, в том числе и в плане достижения согласия в немецком движении.
О сотрудничестве Министерства и ФНКА, о готовности Миннаца оказывать всемерное содействие национально-культурным автономиям российских немцев мы с Вами уже говорили. Вы также должны помнить, что именно я поддержал кандидатуру В.А.Бауэра на пост Президента ФНКА.
Что касается гласности, то могу совершенно определенно сказать - гласность как принцип организации работы государственных федеральных структур всегда была положена в основу деятельности Миннаца, иначе и быть не может.
Федеральной целевой программой предусмотрена система общественного контроля как одного из механизмов ее реализации, но при этом имеется в виду контроль не за расходованием бюджетных средств (его осуществляют государственные органы: Минфин России, Минэкономики России, Счетная Палата Российской Федерации, Управление финансов Миннаца России), а за самим ходом реализации. В данную систему входит создание Общественного консультативного совета при Министре из представителей общественных объединений российских немцев, создание в субъектах Российской Федерации координационных советов при главах исполнительной власти с обязательным участием в их работе представителей региональных организаций российских немцев, создание экспертных советов для определения эффективности реализуемых мероприятий.
И пора, наконец, прекратить спекулировать на “немалых вскрытых нарушениях”. Министерство располагает полным и комплексным анализом использования бюджетных средств за все эти годы, проведенным, в том числе, при участии Счетной Палаты Российской Федерации и других контрольно-ревизионных органов. Оснований для подтверждения сформулированного Вами тезиса у Министерства нет. Нарушения, те или иные, бывают у всех. Вопрос в их серьезности и нанесенном ущербе. Мы внимательно за этим следим, и впредь будем делать всё необходимое для недопущения даже малых оплошностей.

“NKA-NL”: В интервью “Московской немецкой газете” Вы сказали, что возлагаете  большие надежды на Фонд “Российские немцы”. Но нашим читателям уже известны, мягко говоря, не совсем приятные факты и с его учредителями, и с фальсификацией текста Федеральной целевой программы, и с расходованием бюджетных средств. И тем не менее?.. И не намерены ли Вы как председатель Правления Фонда дистанцироваться от него, ведь иначе тень падает и на Вас?

В.Михайлов: Пока у меня нет причин дистанцироваться от Государственно-Общественного фонда “Российские немцы”.  Вы хорошо знаете, что только по настоятельной просьбе лидеров общественных организаций российских немцев я лишь на время согласился быть Председателем Фонда. По уставу Фонда реальным его руководителем является  исполнительный директор. На отчетно-выборной конференции я не услышал серьезных претензий к работе Фонда.
Всё, что Вы здесь обозначили о “не совсем приятных фактах”, требует конкретных доказательств. Я готов их рассматривать вместе с Вами, тем более, что кандидатура И.И.Беккера была предложена для руководства Фондом  в том числе и Вами.

“NKA-NL”: На ближайшее будущее намечен II съезд Федеральной НКА российских немцев. Исходя из сложившейся ситуации, разговор там будет и откровенный, и острый. Какие пожелания съезду хотели бы высказать Вы?

В.Михайлов: Хочу, прежде всего, приветствовать сам факт проведения съезда. Пожелание одно – успешной, продуктивной и содержательной работы на пользу российским немцам. Думаю, что необходимо решать прежде всего те задачи, которые находятся в сфере компетенции национально-культурной автономии. Прошло почти два года после ее создания – срок немалый, и мы вправе ожидать зрелого и делового подхода к национально-культурному возрождению российских немцев. В этом плане могу пожелать только больших успехов.

1999 г.


Рецензии