Без участия народа его проблемы не решить

Гуго Вормсбехер
Без участия народа его проблемы не решить
Выступление на общероссийском совещании
по реализации Концепции государственной политики РФ,
28-29 октября 1999 г., Москва)

Федеральная НКА российских немцев готовится к своему второму съезду. В ходе подготовки проводятся кустовые совещания делегатов, избранных на съезд. Несколько дней назад в Новосибирске состоялось совещание делегатов от регионов Сибири и Дальнего Востока. На нем делегаты съезда приняли Заявление, в котором среди прочего выражается недоверие Министру по делам национальностей В.А.Михайлову, несогласие с назначением куратором проблемы российских немцев А.М.Позднякова, неприятие политики руководства Департамента по российских немцам. 
Если учесть, что российские немцы – народ законопослушный; что они исключительно терпеливы – уже 58 лет ждут восстановления своей государственности; что они всегда были за тесное сотрудничество с властью; что в Сибири проживает около 70% всего немецкого населения России; и что нам не свойственна кавказская горячность – мы народ достаточно рассудочный, - то, видимо, причины сделать такое Заявление были достаточно серьезны. В чем же дело?
Для начала нужно сказать, что представляет собой наша ФНКА. Наверное, многие уже знают, что она не только первая федеральная НКА в России, но и самая крупная: у нас уже 27 региональных НКА, т.е. около половины всех имеющихся в стране, и около 150 местных, т.е. около двух третей от общего их числа в России. Есть у нас и три ассоциации региональных НКА – крупнейшая Сибирская, затем в Поволжье и на Юге России.
Основная цель нашей НКА – сохранение российских немцев как народа. Для этого нужно восстановление нашей государственности, ибо без совместного проживания народ сохраниться не может; нужно развитие Федеральной НКА как инструмента противодействия идущей ассимиляции народа. В связи с этим мы ставили, создавая ФНКА, перед ней следующие задачи: устранить разброд среди наших общественных организаций; объединить конструктивный потенциал нашего движения; объединить в рамках ФНКА большую часть нашего народа; принять определяющее участие ФНКА в выполнении и координации всей работы по решению проблемы российских немцев, в соответствии с интересами государства и народа.
Что у нас получилось? В создании ФНКА действительно приняли участие все общественные организации, в нее затем вошли практически все члены этих организаций; охвачены и широкие круги немецкого населения: в регионах, где действуют наши НКА, проживает около 90% всех российских немцев; в деятельность ФНКА интегрирована и деятельность многих функционирующих структур – Российско-Немецких Домов, культурных центров, языковых курсов и т.д.
Что делает ФНКА? На местном и региональном уровне мы можем отметить тесное ее сотрудничество с властью, с другими национальными движениями. Она активно участвует, возглавляет или координирует работу многих РНД и культурных центров, организует радио- и телепередачи, выпускает газеты. Помогает она и созданию компактных поселений, содействует решению экономических проблем в регионах.
На федеральном уровне она в значительной мере координирует работу региональных и местных НКА, отстаивает интересы всего народа, содействует Правительству, федеральной власти в решении проблемы российских немцев. В настоящее время идет работа по подготовке долгосрочной Программы ФНКА. Среди наших мероприятий федерального уровня – создание Культурно-методического центра, выпуск федеральной газеты и образовательного журнала. То есть делается всё же немало.
Однако общая ситуация, в которой приходится действовать, такова, что ФНКА реализует свои возможности лишь процентов на десять, причем в основном на общественных началах и энтузиазме своих членов. Связано это с большими трудностями, стоящими перед ней. Какие это трудности?
На федеральном уровне это безразличие власти к национальной политике вообще и к НКА в частности; складывается впечатление, что Закон об НКА был подготовлен не столько для решения национального вопроса, сколько чтобы отвлечь внимание от вопроса о национально-территориальных образованиях и чтобы внести раскол в национальные движения. Консультативный Совет по НКА при Правительстве практически не функционирует. Финансовой поддержки НКА со стороны государства нет. Даже политической поддержки нет.
Большие трудности у ФНКА и в отношениях с Миннацем. Вначале Министр активно поддержал ее создание, но очень быстро произошло резкое охлаждение к ней. Уже два года со стороны Миннаца проводится политика устойчивого игнорирования ФНКА: для чиновников ФНКА лишь «одна из общественных организаций»; они, оказывается, «должны работать одинаково со всеми организациями», - независимо от того, десять ли человек в такой организации или в ней почти 30 региональных структур; для ФНКА в Миннаце в лучшем случае видят работу лишь по исполнению проектов, хотя основные задачи ФНКА находятся в сфере политики.
Идет со стороны Миннаца, его Департамента по проблемам российских немцев и откровенная массированная работа против ФНКА: дискредитация, удушение с помощью финансовых рычагов, раскол через подкуп региональных руководителей, выкручивание рук нефинансированием проектов для обеспечения себе «поддержки общественности».  Именно Миннац и Департамент поддерживают идею созыва «общенационального съезда» как альтернативного съезду ФНКА, как съезда, направленного на очередной раскол движения российских немцев. Вчера Министр выдвинул еще одну идею: объединения общественных организаций в структуру, параллельнцю ФНКА.
Почему Миннац проводит такую политику против ФНКА, хотя должен бы быть заинтересован в теснейшем сотрудничестве с ней? «Причины» у него есть: наша проблема, к счастью или к несчастью, но хоть как-то финансируется, а Миннац здесь – государственный заказчик. Распределяют деньги чиновники Департамента, и они не хотят, чтобы в этом участвовала ФНКА, настаивающая на открытости, гласности в этом вопросе. Ведь именно распределение средств в узком чиновничьем кругу позволяет им манипулировать общественными  организациями.  ФНКА опасна и для их монополии на трактовку государственной политики в отношении российских немцев.
Установилась также теснейшая многолетняя связь сотрудников Миннаца, имеющих отношение к распределению денег, с подрядчиками, исполнителями проектов. Здесь им тоже нежелателен общественный контроль со стороны ФНКА в интересах государства и народа.
Не хочется этим чиновникам и подрядчикам перемен и в приоритетах финансирования: им желательно направлять основные деньги на строительство, где задействованы родственные фирмы, а не на поддержку национальной культуры и языка – основных забот российских немцев.
Противодействие Федеральной НКА оказывается и на уровне двух наших национальных районов: все эти годы около половины всех германских и российских средств шло к ним; выработалась определенная наркотическая зависимость от таких инвестиций; синдром отмены проявляет себя весьма болезненно. Однако нормальному человеку трудно согласиться с тем, что сегодня, когда народ на грани полной ассимиляции, когда 90% немецкого населения страны  не получает никакой поддержки из всех выделяемых средств, - в национальный район Азово, где осталось-то всего уже несколько тысяч немцев, должны идти немалые деньги на строительство стадиона и производство дельтапланов...
Тем не менее, в Миннаце – «государственном заказчике» по нашей Федеральной целевой программе, такие проекты поддерживают, ведь монополия на трактовку государственных интересов неприкасаема. И в этом тоже видится поддержка не столько нужд самих национальных районов, сколько формирование «группы противодействия»  против ФНКА.
Противодействие ФНКА имеется и со стороны «общественных организаций». Самих общественных организаций, правда, практически уже нет, но противодействие их есть. Дело в том, что, создав местные и региональные НКА, члены фактически всех общественных организаций вошли в эти НКА, и лидеры этих организаций остались без солдат, но зато со своими амбициями. И по-прежнему выступают от имени своих организаций, за сохранение своего прошлого статуса – естественно, против ФНКА. Некоторые же общественные организации превратились в чисто коммерческие структуры, т.е. тесно связаны и жестко зависимы от распределителей денег в Миннаце, а отсюда они и сами против ФНКА как «конкурента», и одновременно используются против ФНКА – как «поддержка общественности» Департаменту и Миннацу.
Особенно выражено противодействие ФНКА со стороны подрядчиков и исполнителей проектов и программ по российским немцам. Получая многие годы немалые доходы, они, естественно, сделают всё, чтобы не лишиться их, а имея тесные связи с распределителями денег, фактически уже сами диктуют им нужную «политику».
Так общая «опасность» ФНКА как организации народа для разных конкретных лиц и структур; ее нежелательность в качестве общественного контролера и участника координации всей работы; ее стремление сделать все процессы, в том числе распределение  средств и проектов, открытыми, - сплотили против нее и чиновников, и подрядчиков, и лидеров обезлюдевших общественных организаций. И если учесть, что и власть, и деньги в их руках, а в борьбе за их сохранение «все средства хороши», и к тому же именно они – и только они! – вхожи к Министру, они формируют позицию Министерства в заданных интересах, то не удивительно, что ФНКА живется так трудно.
Я говорю обо всем этом потому, что наша ФНКА идет несколько впереди других ФНКА, и то, что испытываем сегодня мы, выпадет и на вашу долю, к этому вы должны быть готовы.
Что, на наш взгляд, нужно, чтобы исправить ситуацию с Федеральными НКА в России?
Раньше было такое выражение – «приводные ремни партии» - профсоюзы, комсомол и т.д. Думаю, что национально-культурные автономии – важный приводной ремень федеральной власти. Власть может передать федеральным автономиям основной груз  своих забот по решению национальных проблем. То есть решать национальные проблемы через ФНКА, которые должны стать основным партнером государства в этой сфере.
При этом работать НКА должны не через Миннац, а через Совет по НКА при Правительстве РФ – только тогда может быть достигнут результат. Это означает, что Совет по НКА должен начать работать на постоянной, штатной основе.
Должна быть также оказана необходимая государственная поддержка НКА, обещанная Законом: здесь даже небольшие средства могут дать хороший результат. Должна финансироваться и национальная политика вообще.
Одним словом, национальные проблемы – это государственные проблемы. И их надо решать по-государственному. Это означает, что их нельзя бесконтрольно доверять нескольким чиновникам в одном департаменте одного министерства. Без участия самих народов через их ФНКА в решении своих проблем на успех тут рассчитывать нельзя.


Рецензии